Госдума отложила принятие поправок в закон о госзакупках | Информационный портал «Саморегулирование»
Дата публикации:

Госдума отложила принятие поправок в закон о госзакупках

23 ноября, в последний день работы депутаты не стали принимать поправки в закон о госзакупках, позволяющие размещать госзаказ в строительстве не только с помощью открытых электронных аукционов, но и конкурсов. Речь идет о распределении из бюджета примерно 3 трлн руб. в год. Решение вызвало неоднозначную реакцию, например, против выступила ФАС. В последний момент уже принятые во втором чтении поправки вернули в первое. Решит их судьбу уже следующий состав Думы.

История со "строительными" поправками развивалась непредсказуемо. Изначально проект изменений, разработанный главой комитета Госдумы по строительству Мартином Шаккумом и поддержанный Минэкономразвития, готовился к отдельному первому чтению. Но на прошлой неделе поправки были включены в пакет других изменений в закон о госзакупках (о научных конкурсах) и приняты сразу в двух чтениях.

Третье чтение было намечено на последнее заседание Госдумы. Но так же неожиданно поправки из пакета были исключены. Как рассказал источник "МН" в комитете по строительству, решение принималось накануне ночью. Документ об отдельном рассмотрении "строительных" поправок был размещен на сайте Госдумы через час после начала пленарного заседания. В итоге поправки были заново рассмотрены и приняты только в первом чтении.

Как пояснил Мартин Шаккум, депутаты не смогли прийти к консенсусу. Бурные споры законопроект вызвал не только в Думе, разошлись и позиции ведомств. Госзаказы на строительство и ремонт составляют львиную долю всего бюджета, выделяемого на госзакупки. По экспертным оценкам, речь идет о 3 трлн руб. ежегодно. О том, как правильно проводить торги по строительству, два ведомства -Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Министерство экономического развития — горячо спорят уже несколько лет.

Существует два варианта — аукционы и конкурсы. На аукционе решающую роль играет стоимость контракта — выигрывает компания, предлагающая самую низкую цену. На конкурсе помимо цены учитываются и другие факторы. Суть поправок — перевести все строительство и любой ремонт находящихся в ведении государства зданий и сооружений (в том числе и дорог) с аукционной системы на конкурсную.

Аукционная система с подачи ФАС начала действовать в России с июля 2010 года. Исключение делалось только для заказов на особо опасное и сложное строительство, например ТЭЦ и АЭС.

В Минэкономразвития оказались недовольны результатами. "Предполагалось, что электронные аукционы избавят строительную сферу от коррупции, — пояснили "МН" в ведомстве. — Но в результате коррупция просто приобрела новые формы. Очень часто аукционы выигрывают участники, предлагающие демпинговые цены. После этого победители пытаются перепродать контракт или вступают в сговор с заказчиком, чтобы тот принял выполненные работы, закрывая глаза на явные недочеты в качестве".

По мнению Минэкономразвития, тотальное распространение электронных аукционов на строительство и ремонт было преждевременным, поскольку пока что законодательство несовершенно. Нет института аудита результатов работы, нет процедуры расторжения контракта, если исполнитель нарушил условия, нет антидемпинговой защиты. А конкурсы позволяют выбирать подрядчиков исходя из оптимального соотношения "цена-качество". К тому же поправки не отменяют аукционы полностью, а вводят дополнительную опцию в виде конкурсов.

В ФАС с этими доводами не согласны. По мнению начальника управления контроля госзаказа ФАС Михаила Евраева, конкурсы — слишком субъективный механизм, который открывает большие возможности для недобросовестных чиновников. "В предлагаемой системе невозможна реальная конкуренция, победители конкурсов будут определяться заранее. Данные поправки носят лоббистский характер и сделают сферу строительства полностью коррупционной", — говорит Евраев. По его словам, есть масса случаев, когда компании за пониженную цену качественно выполняли контракт, а компании с начальной ценой с контрактом не справлялись.

Эксперты неоднозначно относятся к обсуждаемым поправкам. "Качество строительства повысится, но вырастут и цены госконтрактов. При этом выход новых компаний на рынок будет затруднен", — считает руководитель направления "государственные закупки" МЦФЭР Евгений Красавин. А возможностей для коррупции у недобросовестных заказчиков прибавится.

Авторы законопроекта надеются принять его уже в следующем созыве Госдумы. "Думаю, что уже в январе-феврале мы проголосуем за поправки", — сказал "МН" Шаккум. Впрочем, депутат признает, что Госдуме предстоит "более глубокое" обсуждение документа.


Обсудить на форуме