Госэкспертиза не нужна | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Госэкспертиза не нужна

Министр регионального развития Виктор Басаргин объявил, что готовы предложения по снижению административных барьеров в строительстве. Обсужаются два пути: «введение института независимой экспертизы и исключение госэкспертизы как обязательного института».

Сложно с уверенностью сказать, что имел ввиду министр. Решение о создании негосударственной экспертизы было принято еще в конце 2008 года. Тогда вышло соответствующее постановление правительства. Но этот инструмент до сих пор не работает, поскольку постановление не отменяло госэкспертизу, а лишь предоставляло право выбора. Чиновники же продолжают требовать именно госодобрения. Теперь обсуждаются два варианта. Первый: госэкспертиза и независимая экспертиза будут сосуществовать. Но это ничего принципиально не изменит. Второй: госэкспертизу отменят, останется только независимая, а она по факту добровольна. Этот вариант лучше, если независимый эксперт несет ответственность за свое решение, сообщает "СоюзСтроителейЮгры"

Госэкспертиза давно не отвечает реалиям времени. Она проводится по правилам и критериям, утвержденным еще в 1970-е годы. И строительные нормы, и правила госэкспертизы создавались с расчетом на то, чтобы закрепить тогдашние технические и технологические решения, чтобы специалист средней квалификации мог спроектировать и построить более-менее надежный объект без лишних фантазий. В большинстве случаев экспертизу проводит чиновник, сравнивая проект с требованиями все тех же строительных норм и правил.

В итоге экспертизу не проходит около 45% проектов. Чаще всего отрицательные отзывы получают проекты зарубежных архитекторов. Нередко прошедшие экспертизу объекты реализуются с сильными отклонениями от плана. Бывает, что строительство ведется и до получения заключений, поскольку слишком велик срок ожидания и рассмотрения. На получение разрешения на строительство уходит 250-1500 дней. Из них не менее четверти — на госэкспертизу. Иногда это оправданно, но чаще — нет.

Время идет, рождаются новые технологии, более смелые и прогрессивные архитектурные и инженерные решения. Они «не подходят» под старые клише и зачастую не получают права на жизнь. Как собственник я хочу иметь современные и яркие объекты, построенные по передовым проектам, с использованием современных технологий. Но нужно квалифицированное заключение профессионалов на предлагаемый проект — это и есть независимая экспертиза.

Противников отмены госэкспертизы много. Это прежде всего чиновники, которые ее осуществляют и хотят перестраховаться. На практике это помогает плохо. Ответственность за безопасность объектов в законодательстве прописана плохо, даже за резонансные аварии существенной ответственности никтоне несет. Статистика таких событий равномерна и мало зависит от постановлений, правил, дополнительных экспертиз и контролеров.

Госэкспертиза только один из барьеров, хотя и весьма значимый. Административные барьеры только множатся. Влюбом законе, постановлении или приказе за обширным перечнем обязательных документов всегда следует маленькая приписка «и иных необходимых документов, разрешений, согласований». Их даже больше, чем обязательных.

Формат отмены лицензирования, выбранный с 2010 года, нельзя признать удачным. Теперь строительные процессы регулируются якобы строительным сообществом в форме выдачи саморегулируемыми организациями (СРО) допусков к работам. Но этот процесс превратили в барьер, финансовый и административный, хуже лицензирования. Государственных бюрократов сменили работники аппаратов СРО с гораздо большими зарплатами и амбициями. Раньше за лицензию давали взятку, а теперь за допуск нужно официально и регулярно перечислять членские и иные взносы. Только в компенсационных фондах СРО на депозитах банков лежат без движения и пользы для строителей изъятые у них же безвозмездно около 45 млрд рублей.


Обсудить на форуме