Импортозамещение — ради галочки или безопасности? | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 30/03/2015

Импортозамещение — ради галочки или безопасности?

Импортозамещение — ради галочки или безопасности?
На заседании медиа-клуба «Лифт», которое было организовано Национальным лифтовым союзом, обсуждались самые острые вопросы работы лифтовой отрасли. И одним из первых стал вопрос импортозамещения.

Но реально ли сделать российский лифт полностью российским? На вопросы нашего обозревателя отвечал президент НП СРО «Российское лифтовое объединение», генеральный директор ОАО «Мослифт» Сергей Чернышов:

 - Сергей Александрович, на заседании Общественного Совета Минстроя России Вы озвучили идею о том, что российский лифт должен стать полностью российским. Насколько много сейчас в российском лифте импортных деталей и не утопия ли эта идея  - оказаться от импортных деталей, импортной электроники и так далее в пользу только того, чтобы отрапортовать о выполнении программы импортозамещения?

- Хочу напомнить, что основу масштабной программы импортозамещения заложил президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию, где он четко отметил одно из направлений – импортозамещение в сфере коммунального хозяйства. Кроме того, сегодня потенциал развития сферы ЖКХ определен на много лет вперед за счет того, что в каждом регионе России созданы фонды капитального ремонта домов. Это означает, что с 2015 года в лифтовую отрасль пойдут серьезные средства на замену лифтов. Это очень важно для лифтостроителей, поскольку сейчас они недозагружены, а в строительстве жилья наметился спад. Поэтому мы считаем, что необходимо обеспечить, чтобы практически все заказы в сфере ЖКХ поступали на наши отечественные предприятия.

Действительно, последние годы у нас была тесная кооперация с европейскими производителями: мы искали за рубежом все самое лучшее и качественное и дополняли основные отечественные узлы  новейшими разработками европейских производителей. В итоге получался современный российский лифт, который не уступал зарубежным аналогам.

Но сейчас, в условиях кризиса, мы очень четко увидели, что эта политика  была не совсем оправданной, поскольку обслуживающие организации вынуждены закупать импортные комплектующие для того, чтобы обеспечить работоспособность лифтов. И в условиях нестабильности в мире мы не можем себе позволить, чтобы наши лифты были укомплектованы импортными деталями, потому что может возникнуть угроза технологической безопасности лифтов.

В связи с этим мы за прошедшие 2 недели провели несколько совещаний в рамках Национального лифтового Союза, на последнем из них присутствовало более 90% директоров лифтовых производств Российской Федерации. В итоге был подготовлен проект документа с нашими предложениями, который направлен в Минстрой и Общественный Совет при Минстрое России. Мы предлагаем поддержать отечественного производителя и просим Минстрой одобрить следующие требования для включения в конкурсную документацию при выборе лифтового оборудования:

- в 2015 году доля импортных комплектующих в составе российского лифта не должна превышать 30% — столько, сколько она составляет сейчас. При этом кабина лифта, станция управления и двери шахты должны быть отечественными. Очевидно, чтобы наши заводы могли грамотно перейти на отечественные комплектующие, нужно некоторое время, поэтому мы предлагаем сделать импортозамещение плавно.

- 2016 год – предельная стоимость импортных комплектующих должна составлять не более 20%. При этом кабина лифта, станция управления, двери шахты и привод дверей должны быть российского производства.

- 2017 год – предельная стоимость импортных комплектующих должна составлять не более 10%. При этом кабина лифта, станция управления, двери шахты, привод дверей и лебедка должны быть российского производства.

Таким образом, мы считаем, что за три года наши производители обеспечат переход на российские комплектующие.

- Все это замечательно, но не прозвучало таких слов как безопасность и качество, которые обеспечивают импортные детали, например, лебедки. Где гарантия, что наши дешевые отечественные механизмы не начнут блокировать на полпути двери, а лифты не начнут падать? И что мешало нашим производителям улучшать качество своей продукции, пока они искали хорошие комплектующие за границей?

- В бесконфликтных условиях наши производители поступали правильно – они искали на огромном мировом рынке комплектующие, которые их устраивали. Сегодня новая политика государства состоит в том, что производство лифтов должно быть в России, потому что это сфера ЖКХ — и поэтому мы переориентируем ее в Россию.

Кроме того, лифт является опасным техническим устройством и поэтому все структуры, осуществляющие контроль за ним, активно работают, все нормативные документы, причем весьма жесткие, действуют. И я уверен, что предприятия, которые входят в Национальный лифтовый союз, никогда не выпустят на рынок опасные продукты. Поэтому говорить о том, что наши комплектующие опасны, нельзя. Они такие же безопасные, как и импортные. Более того, советские стандарты, которые переросли в российские, всегда были по безопасности требования намного выше, чем зарубежные. И иностранным производителям, перед тем как поставлять нам комплектующие, приходится дорабатывать свою продукцию.

Кроме того, не все импортные лебедки такие замечательные, как кажется. Наибольшее количество нареканий по работоспособности, качеству и надежности лебедок было по лебедкам «Монтонари», которые очень часто устанавливали на белорусских лифтах. ОТИС – это замечательная марка, передовая организация, но что касается надежности – самая надежная машина до сих пор у КМЗ. Так что не все так страшно.

Автор: Елена Медынцева

Темы: , ,


Обсудить на форуме