О потенциале контрактной системы России можно судить уже по масштабу публичных закупок, достигающих 13 трлн. рублей, что сопоставимо с федеральным бюджетом страны. Об этом заявил Председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин, выступая с докладом на прошедшем накануне в высшем органе финансового контроля России «круглом столе» на тему «Институциональные проблемы становления федеральной контрактной системы в Российской Федерации».
По мнению Сергея Степашина, пока этот потенциал как мобилизационный резерв проведения властью целенаправленной социально-экономической политики остается невостребованным.
В докладе был озвучен ряд концептуальных проблем, не нашедших отражения в законопроектах о ФКС и ГОЗе, без решения которых трудно говорить о конкурентоспособности системы государственного управления в сфере госзакупок. Прежде всего, речь идет о целесообразности прогнозирования и планирования госзакупок и, как следствие, необходимости наличия не зависимых от функциональных заказчиков (ГРБС) уполномоченных для этих целей органов.
Следующая проблема связана с необходимостью гармонизации и сбалансированностью общественных, государственных и ведомственных нужд.
У нас отсутствуют институциональные нормы, легитимизирующие общественные и государственные нужды, которые сегодня отражаются как нужды ведомств и только после их «акцептования» в федеральном бюджете и реестрах расходных обязательств, — подчеркнул Председатель Счетной палаты России.
Внимание собравшихся было также обращено на принципиальное отличие государственной контрактной экономики от контрактной экономики в сфере бизнеса. По словам Сергея Степашина, если в сфере бизнеса целью является достижение коммерческих эффектов участников контрактных отношений, включая возможность передачи в аутсорсинг финансовых рисков, то при государственных закупках целевым эффектом является удовлетворение общественных потребностей и государственных нужд при невозможности аутсорсинга социальных и политических рисков.
Глава ВОФК России остановился на вопросе обеспечения баланса потребностей и ожиданий общества, с одной стороны, и возможностей власти по администрированию доступа к экономической деятельности и необходимым для этого ресурсам, с другой стороны. Он отметил, что государственные контракты как юридическая форма легитимации отдельных аспектов общественного договора фактически являются важнейшим инструментом государственно-частного партнерства для решения проблем растущего неравенства и отчуждения значительной части электората от активного участия в социально-экономических процессах.
Кроме того, по словам Сергея Степашина, с точки зрения контроля эффективности публичных закупок принципиальным вопросом является наличие или отсутствие права налогоплательщиков видеть, как расходуются их средства до получения финальной продукции, работ и услуг. В данной связи он сообщил, что Счетная палата активно развивает методы контрактного аудита.
На «круглом столе» выступили заместитель председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Росляк, заместитель руководителя Федерального казначейства Станислав Прокофьев, аудитор Счетной палаты Российской Федерации Александр Пискунов и заместитель директора Департамента макроэкономического анализа и методологического обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации Ольга Анчишкина и другие.
В работе «круглого стола» приняли участие представители ФАС, Минфина, Минобороны России, ВПК при Правительстве Российской Федерации, Рособоронзаказа, Рособоронпоставки, а также других заинтересованных органов, бизнес-объединений и научных кругов.
Обсудить на форуме