Интервью заместителя Министра В.А. Симоненко | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 08/08/2012

Интервью заместителя Министра В.А. Симоненко

Стратегической задачей правительства РФ становится развитие конкуренции — для ее решения разработают дорожную карту с конкретными показателями. Этот документ может заменить существующую национальную программу развития конкуренции, которая, по мнению ФАС, зашла в тупик. Контроль за этой работой теперь поднят практически на самый высокий уровень — ее возглавит первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. Соответствующие функции получит правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства под его руководством. Об этом, а также о том, как идет работа над проектом закона о Федеральной контрактной системе, рассказал заместитель министра экономического развития РФ Владимир Симоненко в интервью корреспонденту «Прайм» Елене Малышевой.

Вопрос: Председатель ФАС Игорь Артемьев в июне выступил с докладом по программе о развитии конкуренции в РФ на 2009-2012 годы и заявил, что она потерпела фиаско. Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов предложил ведущим бизнес — организациям сделать альтернативный вариант доклада. Вы курируете эту работу? Как она идет?

Ответ: Да, я курирую эту работу в министерстве. На наш взгляд, те меры, которые предполагается закрепить законодательно, должны готовиться с учетом мнения участников рынка как потребителя этих мер. Предприниматели должны участвовать в их разработке и обсуждении.

Сейчас широко используется формат национальной предпринимательской инициативы, подготовки соответствующих дорожных карт. Принято решение о том, что такая карта будет разработана и по вопросам развития конкуренции. Она будет содержать ряд системных мероприятий, а также к ней будут подключаться меры отраслевого характера на конкретных рынках.

Вопрос: Кто займется разработкой дорожной карты?

Ответ: С целью подготовки этой карты создана рабочая группа, которую возглавляет Александр Галушка — президент общественной организации «Деловая Россия». В состав этой группы входят как эксперты открытого правительства, так и представители федеральных органов исполнительной власти, отраслевых министерств.

Я думаю, что симбиоз мнений таких участников этой рабочей группы позволит выработать не только предложения по дальнейшему развитию конкуренции, но и посмотреть свежим взглядом на те меры, которые мы сейчас реализуем, проверить их достаточность и эффективность.

Рабочая группа создана при Агентстве стратегических инициатив (АСИ), поскольку работа по национальной предпринимательской инициативе проходит в рамках деятельности этого агентства. Но мы как министерство тоже ведем эту работу, поскольку являемся ответственными за поручение о корректировке программы развития конкуренции.

Вопрос: Сегодня у вас уже есть понимание, какие меры будут предусмотрены в дорожной карте?

Ответ: Работа только началась, но мы прекрасно понимаем, что затронем вопросы совершенствования антимонопольного законодательства и законодательства о развитии конкуренции. Предстоит сформировать систему мониторинга конкурентной среды — это очень важный вопрос, чтобы мы понимали, где мы сейчас находимся и куда нам двигаться. Эти направления работы найдут свое отражение в карте.

Мы также затронем вопросы противодействия монополизации локальных рынков. Кроме того, ряд предложений будет касаться вопросов регулирования деятельности субъектов естественных монополий, включая анализ практики применения закона о естественных монополиях. По сути, предстоит решить, нуждается ли он в дальнейшем совершенствовании или его надо упразднить. Это тот вопрос, который Артемьев поднял на заседании правительства.

Вопрос: Артемьев также предложил создать правительственную комиссию по развитию конкуренции, и Дмитрий Медведев поручил рассмотреть такую возможность. Будет ли у нас такая комиссия?

Ответ: На прошлой неделе распоряжением правительства такая комиссия уже сформирована. У нас была комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства, которую возглавлял Игорь Иванович Шувалов, эта комиссия дополнена функциями по развитию конкуренции. Это логично, поскольку вопросы, связанные с развитием конкуренции и соответствующими мерами, тесно связаны с развитием малого и среднего бизнеса. Таким образом, создана площадка по формированию предложений, их обсуждению с предпринимательским, экспертным сообществом, членами открытого правительства.

Вопрос: Вы упомянули о том, что Минэкономразвития поручено доработать национальную программу по развитию конкуренции. Она будет действовать параллельно с дорожной картой?

Ответ: Минэкономразвития к 1 ноября этого года поручено подготовить предложения по уточнению программы и плана по ее реализации, который ограничен горизонтом 2015-го года. Однако, мы считаем, что формат программы может быть заменен картой о развитии конкуренции.

Предполагается, что карта, в отличие от программы, будет содержать конкретные показатели, конкретные индикаторы к конкретным мероприятиям по развитию конкуренции.

ФКС ДОЛЖНА БЫТЬ ПОНЯТНОЙ

Вопрос: Вы ранее говорили, что первоочередной своей задачей на новом посту считаете работу над законопроектом о Федеральной контрактной системе. Как идет его подготовка ко второму чтению в Госдуме?

Ответ: Законопроект сейчас детализируется, не только с точки зрения содержания, но и для того, чтобы все нормы были бы понятны для исполнения, не создавали двойственности восприятия и исключали возможность их неправильного толкования.

Мы регулярно обсуждаем эти вопросы с коллегами и во многом пришли к определенному консенсусу. Наша цель — чтобы законопроект ко второму чтению был более структурирован, более чист для понимания. Вопросы, которые сейчас детализируются, связанны с планированием, прогнозированием, они должны быть понятны для заказчика.

МАЛЫМ МНОГО НЕ ДАДУТ

Вопрос: Как вы относитесь к инициативе Торгово-промышленной палаты по увеличению в новом законе минимальной квоты для малого бизнеса в госзаказе с 10% до 20% и повышению до 30 миллионов рублей максимальной цены контракта?

Ответ: Сейчас в законопроекте о ФКС ограничение установлено по минимальной доле закупок у субъектов малого предпринимательства. Это не менее 10% от общего годового объема закупок. Потому что в 94-м законе (действующий закон о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд – ред.) было не менее 10% и не более 20%. Сейчас у нас ограничение по максимальной доле вообще отсутствует. Тот максимальный годовой объем поставок, который заказчики обязаны размещать у малых предпринимателей, у нас не регламентирован.

В отношении цены, я считаю, что для малого бизнеса сумма в 15 миллионов контракта (действующий максимум для малых предпринимателей – ред.) является приемлемой. Предварительный анализ показал, что контракты, которые заключаются с субъектами МСП, намного меньше этой суммы.

Вопрос: То есть вы считаете, что повышать квоту для малого бизнеса не нужно?

Ответ: Я думаю, что нужно посмотреть, как реализуются существующие механизмы. Вопрос иногда возникает в других элементах самой системы закупок, а иногда – просто в отсутствии информации у людей.

Кроме того, мы сейчас еще вводим в ФКС возможность привлечения малого бизнеса на субподряде. Это, на мой взгляд, тоже очень важный механизм, который позволит задействовать малое предпринимательство в крупных заказах.

Вопрос: Вы предусматриваете право или обязанность исполнителя привлекать малый бизнес?

Ответ: Право. Мы не сможем обязать, потому что, на мой взгляд, это некорректно по отношению к самому заказчику. Если он (исполнитель – ред.) поймет экономическую целесообразность привлечения субъектов МСП в субподряд — я не думаю, что он пойдет вопреки экономической логике.

Мы должны предоставить возможность, чтобы люди могли зарабатывать деньги и иметь доступ к триллионным объемам госзаказов. Это новая норма, раньше это не было регламентировано. Сейчас мы отдельную статью вписали в законопроект, которая позволяет это сделать.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ

Вопрос: Рассматривали ли вы инициативу «РосПила» о том, чтобы обязать победителей торгов раскрывать своих бенефициаров и субподрядчиков, если речь идет о цене контракта свыше 30 и 20 миллионов рублей, соответственно?

Ответ: Я не готов сходу оценить целесообразность данной нормы, можно ее обсудить. Но если мы усматриваем в действиях государственного заказчика признаки аффилированности по отношению к хозяйствующему субъекту, который выиграл заказ, тогда писать какую-то сумму нет смысла, потому что заказчик может «разбить» контракт на два или более.

Я считаю, что решение данной проблемы лежит в плоскости повышения ответственности заказчика. Поэтому ФКС в целом предполагает ответы на вопросы, что мы получаем за потраченные деньги.

Действующий 94-й закон – процедурный, он регламентирует действия заказчика по размещению конкретного заказа. А ФКС регламентирует все этапы — от планирования до приемки результата, и уже на этапе планирования мы можем понимать, что заказчик будет размещать, каким способом и примерную начальную цену контракта. Дальше – процедура размещения, и третий блок – оценка того, что мы получили. Плюс к этому блок общественного контроля.

ГОСПОДДЕРЖКА НЕ ЗАМЕНЯЕТ СТРАХОВАНИЯ

Вопрос: Вы только что провели министерское совещание в рамках АТЭС по вопросам малого и среднего предпринимательства. Его участники поддержали инициативу Тайбэя о повышении устойчивости бизнеса к природным катаклизмам, что для нас сейчас особенно актуально в связи с недавним наводнением в Крымске. Что в России необходимо сделать в этом направлении?

Ответ: Самая понятная мера — чтобы люди, бизнесмены осознавали свою ответственность и все риски, связанные с ведением предпринимательской деятельности.

Я разговаривал с нашими американскими коллегами, у них развиты два направления, одно из которых страхование, а второе – это выдача кредитов для тех лиц, которые пострадали, под низкие процентные ставки.

На мой взгляд, вопросы страхования заслуживают пристального внимания. Конечно, человека в такой ситуации нельзя оставлять без внимания и поддержки. Но, тем не менее, мы должны понимать, что ответственность надо как минимум разделять. Другое дело, что возникает вопрос, если вдруг не страхуют по каким-то причинам — тогда я бы рассмотрел, возможно, механизмы господдержки.

БИЗНЕС БЕЗ ПОЛА И ВОЗРАСТА

Вопрос: Участники министерской встречи в совместном заявлении отметили свое намерение содействовать женскому и молодежному бизнесу. В России нужны соответствующие меры поддержки на федеральном уровне?

Ответ: В отношении женщин я не скажу, наверное, эта тема требует дополнительного обсуждения. В отношении молодежных предпринимателей — мы развиваем эту тему, придаем ей большое значение, но наши меры финансовой поддержки направлены на начинающих предпринимателей в целом — это гранты, мы их активно используем.

А для молодежи, на мой взгляд, более важно вести именно информационную политику, освещая, поддерживая статус предпринимателя, приводя примеры людей, которые этот путь успешно прошли.

Наша задача, чтобы человек поверил и решил попробовать. Уже второй этап – доведение до молодого предпринимателя всех имеющихся возможностей, информационная подпитка. Надо посмотреть, что можно еще сделать, но финансовые инструменты сейчас задействованы и работают вполне эффективно.

Темы: , ,


Обсудить на форуме