Ирек Файзуллин: «Самое страшное – не оправдать надежды» | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 28/01/2020

Ирек Файзуллин: «Самое страшное – не оправдать надежды»

Ирек Файзуллин: «Самое страшное – не оправдать надежды»

Покидая министерский пост в Татарстане, теперь уже первый зам федерального министра строительства Ирек Файзуллин дал большое интервью республиканскому «БИЗНЕС Online». Из него мы узнали, как долго Файзуллина зазывали в Минстрой России, почему в этот раз он не смог отказаться, и чем полезен будет строительной отрасли весь его предыдущий опыт. Своим читателям мы предлагаем лишь часть откровений нового замминистра, — всё исключительно по делу.

 - У нас 12 национальных проектов, и республика практически во всех участвует. Везде данные направления реализованы. Если взять ввод жилья, 10 лет ежегодно строим более 2,4 миллиона квадратных метров. Это очень напряженно — вводить такой объем. В текущем году не так много регионов выполнило параметры нацпроекта. У нас было соглашение на 2 миллиона 675 тысяч квадратных метров, и мы его выполнили. Это реальный результат. Хотя мы и считали, что цифры несколько завышены для нашего региона, но соглашение подписано, и позиция нашего президента Рустама Нургалиевича такая: мы не имеем права не выполнять то, что обещали.

— Какие конкретные задачи стоят перед отраслью, перед вами как первым заместителем министра строительства России?

— Безусловно, это реализация всех программных вопросов, которые уже и прописаны в «майских указах», и конкретизированы национальными проектами, комплексным планом реализации. И конечно, серьезная задача — это максимально снизить барьеры — и организационные, и технические — в направлении строительства и жилищно-коммунального хозяйства…

Надо сократить сроки выдачи разрешений на строительство, положительного заключения госэкпертизы. То есть, такие цели стоят и перед субъектами РФ, мы тоже высокую планку занимаем в данном направлении. Но эта задача внутри также имеет разные варианты решения. Татарстан решает их одним способом, другие субъекты — иначе. Необходимо весь опыт обобщить и ускорить все процессы. Первый заместитель министра осуществляет реализацию именно таких задач. Это работа с Главгосэкспертизой России, нормативная база в области ценообразования.

Здесь есть дисбаланс, он давно существует в нормативной базе, поэтому ценообразованием федеральное министерство занимается с самого своего начала. Но пока не получился тот результат, который необходим. Сегодня, допустим, на основе нормативной базы в регионах не могут четко зафиксировать стоимость ресурсов. Тип расчетов — это базисный индексный, или ресурсный, метод определения стоимости строительного объекта — должен базироваться на реальной стоимости ресурсов. Когда ты приходишь в магазин, видишь ценник, то не торгуешься, а на стройке, считается, мы можем торговаться.

— Нужно платить справедливую заработную плату. С 1 января, наконец, нам в Татарстане удалось поднять заработную плату четвертого разряда (это базовый принцип формирования сметы, ценообразования) до 28 104 рублей (была 21 тысяча). Такая цена труда сегодня для нас — не скажу, что будет справедливой. Но в любом случае подрядчик уже не ищет возможности обналичить деньги, чтобы заплатить их рабочему. Вот если в реальной жизни на рынке стоимость работы превышает в два раза, чем то, что сметой предусмотрено, то это какой баланс? Это дисбаланс! Его нужно ликвидировать и найти вот эту справедливую цену.

Это очень серьезная задача, ее нужно будет сейчас реализовывать. Причем спешно. И даже невзирая на то, что будет необходима корректировка, то есть уменьшение количества строящихся объектов. Это может произойти, потому что каждый объект станет дороже. Цена за объект станет справедливой. И при этом подрядчик заплатит больше налогов!

Я попросил: Михаил Владимирович, нужно сделать так, чтобы нам ее посчитали, сколько мы уже заплатили налогов. Чтобы эффект виден был. И эти деньги обратно вернуть в то же направление, где эти налоги были получены в виде доходов страны. Тогда мы приходим к нормальному для всего мира объему строительных работ в валовом продукте Российской Федерации. Эта цифра вырастет. Сегодня доля — около 8%, но реально в других странах мира выше (14-15%).

— Я думаю, что на выполнение этой задачи уйдет как минимум полтора года, потому что сейчас уже вся схема сформирована. Надо отрабатывать на пилотных проектах, на задачах будущего периода.

— Еще какие направления будете курировать?

— Вопросы контрольно-разрешительной деятельности Минстроя, в том числе выдачу разрешений на строительство. Здесь тоже стоит вопрос сроков, корректировки нормативов. Но самое главное — это переход документооборота  в электронный вид. Нужно довести до конца эту работу и в субъектах, и в муниципальных образованиях, и в федеральном министерстве.

Здесь сложности чисто технические, поэтому это вопрос ближайшего будущего. Я думаю, мы это месяца за три реализуем, причем используя опыт и Татарстана, и Москвы, и ряда других регионов, который есть.

— Есть еще проблема — у нас невозможно построить какую-то современную школу, больницу на основе, допустим, передового опыта. Не укладывается в бюджет, не укладывается в стандарты.

— Это вопросы нормативной базы, разработки и утверждения специальных технических условий. Надо сделать так, чтобы эти специальные технические условия можно было быстро превратить в нормативы. И закрепить — чтобы лучший опыт переходил в обычную практику, чтобы мы строили лучшие школы и больницы постоянно, а не в единичном экземпляре. И вот эта задача постоянно стоит перед разработчиками нормативной базы. Этот вопрос тоже в ведении первого заместителя главы Минстроя РФ.

— Вы сказали, что рабочая группа администрации президента РФ в Казани задается вопросом, как республика четко и стабильно выдает результаты по нацпроектам. Как это делается в Минстрое РТ?

— В республике Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства вместе с его заказчиками, «Главинвестстроем» (ГИСУ РТ) и Фондом газификации, госзаказчиками, осуществляет централизованную реализацию всех программных и непрограммных мероприятий. В Татарстане же нет службы заказчика, допустим, у министерства здравоохранения. А в России каждое федеральное министерство, каждый орган исполнительной власти имеет своих заказчиков. То есть, там нет такой централизации.

В республике все строительство, практически весь капремонт во всех муниципальных образованиях осуществляет Минстрой. Началось все это с Универсиады, когда мы все объекты начали строить централизованно, через ГИСУ. Неважно, какие — и дорожные, и строительные объекты.

Постепенно у нас пошла такая схема работы в республике.  Рустам Нургалиевич увидел эффективность такого подхода. Мы постепенно собрали весь госзаказ в области строительства и капитального ремонта, опережающего проектирования.

Общий объем финансовых ресурсов, которые проходят по Минстрою, сейчас составляют около 90 миллиардов. Все технические задания, которые реализуются разными нашими министерствами, идут на утверждение министру строительства. Это касается любого объекта — будь то объект строительства или капитального ремонта. Все функции квалифицированно объединены в составе одного министерства и в составе его заказчиков. То же самое и в Министерстве транспорта. «Главтатдортранс» — государственная дорожная служба является централизованным заказчиком по строительству и реконструкции автомобильных дорог в республике.

Это объединение дает эффект, потому что мы совместно с министерствами отрабатываем задачу по каждому объекту. Поэтому такая схема работает. Результат —  мы завершаем к назначенному сроку все программы. Поэтому одной из моих задач на новом месте работы, возможно, будет формирование аналогичной общероссийской схемы управления в части федеральных объектов.

 — Вот эти колоссальные объемы строительства жилья, которые обозначены сейчас, — 120 млн квадратных метров жилья в РФ ежегодно… Вообще такой план выполним в России? Это ведь больше, чем в советские годы, в РСФСР на пике строили 72 с чем-то миллиона.

— В принципе — выполнимо, но нужно четко подсчитать, а сколько же реально нужно жилья. Если ты перенасытишь рынок, то просто не продашь, обанкротишь застройщиков, подрядчиков, сложности будут и у банков.

Конечно, механизм счетов эскроу защищает сейчас самых главных участников — покупателей, людей, вложивших средства. Но не до конца защищены подрядчики, застройщики. А это, все-таки, комплексная задача. Но в целом система двигается. В Татарстане уже 36% жилья строится по новым правилам.

 —   Мы даем возможность сегодня частному бизнесу организоваться: мы вам будем помогать школами, садиками. И будем помогать сетями. Здесь ведь возникает другая проблема. Сегодня деньги участников строительства по закону невозможно потратить ни на что, кроме самого объекта, самого дома. Нельзя их потратить на дороги, на коммуникации, на освещение. Но в таком случае, как строить следующий объект? Раньше застройщик мог параллельно что-то сделать — землю купить под будущий проект, что-то еще. И сейчас стоит задача обеспечить вот эти будущее стройки. Это тоже задача Минстроя, где будет участвовать и первый зам.

Если мы не решим эту проблему, мы не то, что 120 миллионов — мы и 40 миллионов квадратных метров не построим по всей стране. Все встанет! Да, где-то на старые коммуникации объекты садятся, но в целом инженерных сетей не хватает. Каждый день мы сегодня занимаемся подготовкой территорий. И каждый субъект будет помогать застройщикам, если он хочет выполнить план по вводу жилья. И каждый губернатор будет отвечать за эти направления, отрабатывать задачи-барьеры.

— Чем Минстрой России будет помогать в инфраструктурном направлении?

— Сейчас вместе с федеральным министерством отрабатывается соответствующая схема. Мы предполагаем, что каждый субъект РФ получит какой-то объем федеральных средств  на эту задачу — по принципу софинансирования. По предварительным расчетам, на все это внешнее хозяйство на квадратный метр жилья нужно примерно 8 тысяч рублей. Эта задача стоит уже в 2020 году.

Конкретно пока расчетов нет, но очевидно, что идти нужно от целевой задачи — 120 млн квадратных метров. Это, наверное, сотни миллиардов рублей. Ясность будет, когда колесо закрутится, — ведь есть разные варианты, в том числе и возмездные, через плату за присоединение к сетям, например. Вопрос в том, как гарантировать, стабилизировать эту систему, обеспечить готовые под застройку площадки. Может быть, через банки пойти, — сегодня уже есть банковские предложения для стабильных застройщиков. Структура этих залоговых механизмов упрощается.

— Реновация на всю Россию имеет перспективы?

— На всю Россию, возможно. Предварительно разговор был — в том числе и у Мишустина. Надо попробовать отработать механизмы на примере городов-миллионников. Здесь же возникает очень много вопросов — социальных, технических. Надо посмотреть, как будет работать.

В Москве это работает благодаря огромной цене земли. А у нас цена земли другая. Да и вообще, нужно ли нам сегодня, чтобы цена земли была такая? Это же будет неподъемно для людей. Хоть один процент ипотеки сделай — никто не будет брать, если ты  в рабство попадаешь черт знает на сколько лет!

С другой стороны, программы арендного жилья тоже пока так и не появилось. У меня вот сейчас тоже жилья в Москве нет, а с понедельника надо где-то ночевать…

— С какими чувствами вы уезжаете в Москву?

— Пока с чувством, знаете… Наверное, не сказать, что с чувством выполненной задачи. Но, во всяком случае, я надеюсь, что не подвел руководство республики, которое назначало меня на должность. Не оправдать надежды — вот это самое страшное…

***

 - Объем задач перед Минстроем России будет увеличиваться, рамки будут расширяться, будет меняться структура. Но я пока не знаю, в каком объёме.

 - Задача любого органа исполнительной власти — выполнять поручения, которые есть. Нельзя сказать, что предыдущее правительство что-то не выполнило, но вопрос оптимизации всегда стоит. Вообще, должна быть четкая стабильность, преемственность — если нет учета прошлого, нет системного анализа, будущее может быть неопределенным.

— Я - сторонник передачи полномочий из федерального центра субъектам… Возможно, Татарстан возьмет все эти полномочия — как Москва. Столица забрала уже очень много полномочий федерального Минстроя, там остались лишь полномочия контроля. Но это лишь один субъект России — и стоит задача, чтобы так было и у других регионов. Это тоже входит в полномочия первого заместителя министра.

***

— Ваше ощущение — страна прорвется? У населения пессимизма много…

— Да, пессимизма хватает. Да, сегодня ожидания от правительства очень высокие. Самое главное, что надо сделать, — расшить моменты, связанные с реальными доходами людей.

Альтернативы нет, надо прорываться, любыми путями находить эти механизмы, — это задача экономического блока правительства. Правильно поставленная задача и поэтапная ее реализация — чтобы не было бедных в стране. А то ведь можно прийти к тому, чтобы просто не было богатых — а мы это уже проходили.

Источник: «БИЗНЕС Online»

Темы: , ,


Обсудить на форуме