Итоги и проблемы становления и развития системы саморегулирования | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Итоги и проблемы становления и развития системы саморегулирования

Здравствуйте уважаемые коллеги,

Я, Чмырев Владимир Анатольевич, являюсь Президентом саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Балтийский строительный комплекс», я военный строитель, генерал-лейтенант в отставке, мой стаж работы непосредственно в строительстве составляет 20 лет, в течение последних 15 лет своей службы я возглавлял военные высшие строительные учебные заведения в Нижнем Новгороде и в Санкт-Петербурге.

Мой доклад посвящен итогам и проблемам становления и развития системы саморегулирования в строительной отрасли.

1. Саморегулирование есть не что иное, как принцип государственного регулирования в строительной отрасли. Это новый принцип регулирования построенный на принципах имущественной ответственности строителей за вред который может быть причинен вследствие недостатков выполненных работ. Мы считаем правильным передачу ответственности за качество и безопасность объектов капитального строительства в руки профессионального строительного сообщества, и в этом деле мы уже многого добились. Как и любое новое дело, система саморегулирования в процессе своего становления переживает трудности, соответственно есть и проблемы.

С одной стороны, передав определенные полномочия объединениям строителей, государство рассчитывает на то, что сообщество при этом самостоятельно выработает правила поведения участников строительного рынка. Наделив объединения строителей правами вырабатывать стандарты выполнения работ по строительству, а так же полномочиями по контролю за деятельностью строительных компаний, государство возложило на нас и определенную ответственность за качество выполняемых работ.

С другой стороны, государство (законодатель), передав в руки профессионального сообщества инструменты для реализации указанных выше целей саморегулирования, не дало возможности сформировать сообществу внутренний механизм управления системой. О чем я говорю?

2. Градостроительный кодекс РФ, как и положено, на уровне закона определил для саморегулируемых организаций общие правила деятельности. В том числе, кодексом установлены виды контроля, осуществляемого саморегулируемой организацией за деятельностью своих членов, прописаны общие принципы формирования контрольных и дисциплинарных специализированных органов. Законом для саморегулируемой организации установлена обязанность вести реестр своих членов, так же определено какая информация должна в этом реестре содержаться и тому подобное.

Закон как ему и положено не прописывает детально все действия саморегулируемой организации, которые ей надлежит при этом совершать.

При этом саморегулируемые организации, при реализации своих функций, в части прямо не урегулированной законом, должны руководствоваться исключительно соображениями, направленными на достижение целей и решение задач определенных для них Градостроительным кодексом РФ.

3. Закон принят недавно, во многом он несовершенен и требует коррекции, кроме того сами строители, а как показала практика и объединения строителей, не всегда готовы действовать добросовестно в ходе своей деятельности и при реализации отведенных законом функций — то есть, в части прямо не урегулированной законом, руководствоваться исключительно соображениями, направленными на достижение целей и решение задач определенных для них Градостроительным кодексом РФ.

Понятно, что закон и не должен детально регулировать все вопросы деятельности саморегулируемой организации, это не правильно. В обычных условиях, на примерах законодательного регулирования других отношений видно, что детальное регулирование осуществляется не на уровне законов, а на уровне подзаконных актов — постановлений Правительства, Приказов Министерств и т.п.

Проблема на наш взгляд во многом состоит в том, что в системе правовых норм посвященных саморегулированию, сегодня крайне мало подзаконных актов. Отчасти на наш взгляд это объясняется принципом построения самой системы саморегулирования, который состоит в том, что государство как бы отдало сообществу все основные бразды правления, и сообщество теперь само должно вырабатывать для себя правила поведения и работы.

4. При этом получается парадоксальная ситуация — регулирования на уровне подзаконных актов в этой сфере фактически сегодня нет, а Национальное объединение строителей – главное объединение в сообществе саморегулируемых организаций сегодня не имеет полномочий устанавливать нормы обязательные к исполнению саморегулируемыми организациями, являющимися его членами.

Все это приводит к проблемам, в том числе и к проблеме коммерциализации саморегулируемых организаций, позволяя СРО вести свою недобросовестную деятельность, прямо не нарушая закон. При этом деятельность таких СРО дискредитирует всю систему и наносит ей непоправимый ущерб.

Мы убеждены в том, что сегодня необходимо срочным порядком либо на уровне закона, либо подзаконными актами Правительства Российской Федерации, жестко прописать на каких носителях и в каком формате надлежит вести реестр членов саморегулируемой организации. Необходимо установить требования к лицам, из которых должны формироваться специализированные органы саморегулируемой организации. Необходимо четко определить, должны ли это быть только работники саморегулируемой организации или в состав этих органов могут быть включены кто угодно. Необходимо установить запрет на передачу функций по осуществлению контроля коммерческим, а равно и некоммерческим организациям на договорной основе. Необходимо четко прописать порядок оформления саморегулируемой организацией результатов контроля за деятельностью членов саморегулируемой организации, а так же определить срок и порядок, хранения этих документов саморегулируемой организацией. Необходимо дополнить перечень оснований для прекращения в отношении некоммерческой организации статуса СРО, за выявленные нарушения в ее деятельности.

5. Сегодня деятельность недобросовестных саморегулируемых организаций напрямую связана с неблагоприятной ситуацией складывающейся по поводу применения федерального закона № 94- ФЗ, я имею в виду закон «О размещении государственного заказа».

Именно псевдостроительные компании, фактически купившие допуски в недобросовестных СРО, чаще всего и наиболее необоснованно демпингуют на рынке работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации и строительству. Более того, я уверен, что если провести аналитику сведений реестра недобросовестных подрядчиков в сфере государственного заказа, то окажется что наибольшее число строительных компаний некачественно выполняющих работы, срывающих сроки строительства, окажутся членами саморегулируемых организаций реализующих свои функции описанным выше формальным образом.

Итог такого подхода к саморегулированию один — снижение базовых показателей качества выполняемых работ в строительной отрасли, срыв государственного заказа, в том числе срыв сроков и нарушение качества строительства важнейших инфраструктурных и социальных объектов. Мы не можем сегодня мириться с этой ситуацией.

6. В целях урегулирования и отладки системы саморегулирования необходимо решить проблему контроля за деятельностью саморегулируемых организаций.

Система саморегулирования в том числе и посредством национальных объединений активно работает над собственным совершенствованием. Мы высоко оцениваем ту работу, которую в этом направлении проводит Национальное объединение строителей. Заслуживает самых высоких оценок работа НОСТРОя по мониторингу и добровольному аудиту деятельности саморегулируемых организаций, и работа по направлению уведомлений о выявленных нарушениях в саморегулируемые организации и сведений о нарушениях непосредственно в Ростехнадзор, равно как и все иные предпринимаемые усилия.

Эта работа уже возымела конкретные результаты — сегодня грубые нарушения в своей деятельности допускают не более 10 саморегулируемых организаций. Но государство все же должно помочь нам в этом — сегодня необходимо срочно и системно решить проблемы контроля за деятельностью саморегулируемых организаций.

По нашему глубокому убеждению эти вопросы должны стать предметом для усиления взаимодействия между органами государственной власти и объединениями строителей.

6


Обсудить на форуме