Федеральная антимонопольная служба провела расследование, касающееся доступа к государственным сметным нормативам в строительстве, выявив серьезные нарушения федерального закона «О защите конкуренции». Данные нарушения привели к удорожанию строительных работ на государственных стройках и, соответственно, к существенным потерям для бюджета. Об этом высокопоставленные сотрудники ФАС сообщили журналистам 15 сентября на пресс-конференции в ТАСС. Журналист интернет-издания «Строительство.RU» Владимир Гурвич решил разобраться в подробностях этой истории, метко анонсировав её как продолжение «коррупционной саги».
Следствие ведет ФАС
Интерес к строительству у ФАС давний: согласно статистке наша сфера, увы, одна из самых монополизированных из всех отраслей экономики. 30% всех случаев нарушения федерального закона «О защите конкуренции» и 35% всех картельных соглашений фиксируется именно в строительном секторе.
Что же касается данной истории, то внимание к ней со стороны антимонопольного ведомства проявилось не сегодня. В течение нескольких лет региональные органы ФАС фиксировали нарушения в сфере доступа к государственным сметным нормативам, оформляли предписания в отношении юридических лиц. Те отвечали, что отныне будут учитывать эти предписания в своей работе и писали соответствующие докладные в Правительство. Но на самом деле авторы этих «писулек» дезинформировали Кабмин, поскольку в реальности все продолжалось по-старому.
Это обстоятельство и заставило центральный аппарат ФАС летом 2014 года начать полномасштабное расследование. Оно продолжалось целый год. По итогам 18 августа 2015 года ФАС России признала целый ряд органов власти и юридических лиц нарушителями ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции». 31 августа было выпущено соответствующее предписание.
В чем же обвиняются все эти организации, включая бывшее Министерство регионального развития? К слову, напомним, что 8 сентября 2014 года Президент подписал указ о ликвидации Минрегиона, а большая часть его полномочий перешли к новому ведомству — Министерству строительства и жилищно-комунального хозяйства РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ, при строительстве объектов за счет бюджетных средств существует порядок, по которому все строительные работы осуществляются на основе специально разработанных нормативов. В рамках проводимого расследования ФАС России установила, что в марте 2008 года между Минрегионом России, ФГУ ФЦЦС, ООО «Госстройсмета» было заключено соглашение, целью которого явилось установление контроля над доступом к государственным сметным нормативам и иной информации в сфере ценообразования в строительстве. Их распространение и использование проводилось в личных интересах определенной группы лиц, аффилированной с бывшим руководством ФГУ ФЦЦС.
По словам заместителя руководителя ФАС России Александра Кинева, это антиконкурентное соглашение действовало на протяжении семи последних лет.
Нормативы — это тоже активы
Всем известно популярное изречение Ротшильда: кто владеет информацией, тот владеет миром. Инициаторы картельного соглашения на мир не претендовали, у них были более скромные цели: всего лишь монополизировать один небольшой, но важный, а потому способный приносить очень неплохие доходы, сектор — нормативной информации в сфере строительства. Непосвященные вряд ли даже отдаленно представляют, о каких деньгах идет речь, что можно извлечь из такого дела. Но не спешите с выводами. Вот только один из самых ярких примеров.
За создание одного норматива для строительства космодрома «Восточный», его авторы получили свыше 300 млн (!) руб. Как отмечает в этой связи замначальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Филимонов, такая сумма на несколько порядков превышает реальную стоимость подобной работы. К тому же на составление нормативного документа у его создателей ушло всего 10 дней. Любой специалист в этой области отлично знает: написать хороший норматив за такой срок невозможно. Спрашивается, за что же были заплачены такие огромные деньги?
Напомним, что в минувшем феврале Счетная палата опубликовала доклад, по которому две сметы — для «Росатома» и космодрома «Восточный» — обошлись в 944 млн руб., изменение расценок последнего привело к тому, что стройка подорожала на 13,2 млрд руб.
Возникает естественный вопрос: как такое стало возможным? Причин несколько: это и правовой вакуум, и пассивное или активное потакание нарушителям со стороны федеральных и местных органов власти. Но, разумеется, главное — это деятельность определенных лиц, которые получали от этого немалую, а в случае с космодромом — просто огромную выгоду. Одним из основных факторов, способствовавших успешной реализации этого незаконного картельного соглашения, стало совмещение в одном лице нескольких служебных полномочий.
Как уже рассказывал наш журнал, Евгений Ермолаев был одновременно руководителем государственной организации Федеральный центр по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС) и возглавлял частную структуру — «Национальную ассоциацию сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» (НАСИ). Это существование сразу в двух лицах и дало возможность в марте 2008 года заключить соглашение между Минрегионом России, ФГУ ФЦЦС, ООО «Госстройсмета» о взаимном и, как оказалось, крайне выгодном сотрудничестве, поскольку позволило установить контроль над рынком.
Надо признать, что подписанты действовали весьма хитроумно. Например, заключались договоры на разработку нормативов с такими псевдогосударственными, несмотря на их названия, организациями, как ООО «Госстройсмета» или ООО «Госнорматив». На самом деле ничего государственного в них не было — это чисто коммерческие фирмы, принадлежавшие частным лицам. Но именно им передавались права на создание нормативов и хранение нормативной информации. Желающим же ознакомиться с ней, предлагалось это сделать за деньги. Хотя, согласно действующему порядку, эта информация должна храниться в доступной базе и предоставляться бесплатно.
Следует отметить, что нарушения выявлены не только в центре — их очень много и в регионах. Можно сказать, что эта преступная сеть раскинулась по всей стране. А чтобы эта практика действовала эффективно и не давала сбоев, ФЦЦС активно лоббировал аффилированные с ним структуры, не позволяя другим организациям вклиниться в этот рынок.
Корейко отдыхает
Как признают представители ФАС, расследование оказалось непростое, пришлось подключить к нему и Счетную палату, и Следственный комитет. А конечному успеху способствовала и активная помощь со стороны руководства Минстроя.
Согласно предварительным подсчетам Счетной палаты РФ, общий ущерб от картельного сговора исчисляется несколькими десятками миллиардов рублей. В основном такие гигантские суммы убытков объясняются завышением сметной стоимости строительства на его первоначальной стадии, что было очень выгодно подрядчикам.
Следственный комитет возбудил свыше десяти уголовных дел против главных фигурантов этой неприглядной истории. Конечно, важно, чтобы виновные понесли заслуженное наказание, однако еще важнее другое.
По словам Александра Кинева, жилое, промышленное и дорожное строительство продолжают оставаться в центре внимания антимонопольного ведомства. В данном же деле главное — устранить вопиющие нарушения законодательства, создать систему, при которой государственные сметные нормативы на всех этапах оставались бы под контролем государства, а все заинтересованные организации могли бы беспрепятственно знакомиться и пользоваться ими.
Кроме того, крайне желательно устранить имеющий место правовой пробел, который позволил определенным лицам извлекать незаконную выгоду, пользуясь своим положением на государственной службе.
Минстрой подготовил проект Постановления Правительства о внедрении к 2017 году государственной информационной системы данных «Ценообразование в строительстве», содержащей сметные нормативы для госстроек, по которым рассчитывается бюджет таких проектов. На работу над госзаданием по техрегулированию и ценообразованию в строительстве в 2015 году направлено 5,5 млрд руб., а обновленное ФГУ ФЦЦС должно провести 2700 экспертиз сметных нормативов и подготовить 18 750 прогнозных индексов изменения стоимости строительства.
ФАС предписал Минстрою до 1 января 2016 года выложить все имеющиеся сметные нормативы в открытый доступ, причем речь идет обо всех их разновидностях: государственных, территориальных, отраслевых и индивидуальных.
Обсудить на форуме