В минувший вторник на площадке «Деловой России» прошел круглый стол на тему «Законодательные новеллы в строительной отрасли: игра по новым правилам», посвященный изменениям законодательства в области саморегулирования. Впервые за многие месяцы на публичном мероприятии за одним столом собрались представители Минстроя России, Национального объединения строителей и Ростехнадзора, причем в рамках спокойного конструктивного диалога.
Вели круглый стол член Президиума Генсовета «Деловой России», генеральный директор компании «Эталон-Инвест» Даниил Селедчик и заместитель генерального директора компании Coalco, профессор РАНХиГС при президенте РФ Михаил Викторов.
Напомним, что в соответствии с Федеральным Законом № 372 от 3 июля 2016 г. вводятся существенные изменения в практику саморегулирования в России. В первую очередь, речь идет о новой системе формирования и управления компенсационными фондами, а также о региональном принципе членства в СРО.
Позицию законодателя в дискуссии представляли директор правового департамента Минстроя России Олег Сперанский, исполнительный директор Национального объединения строителей Виктор Прядеин и начальник отдела судебно-претензионной работы правового управления Ростехнадзора Андрей Гаврилов.
В своем выступлении директор правового департамента Минстроя РФ Олег Сперанский отметил, что «изменения в законодательстве преследовали определенные цели, основная из которых – произвести реформу саморегулирования для того, чтобы саморегулирование таковым стало». Существующие проблемы, по мнению Олега Сперанского, проистекают из того, что с введением института саморегулирования вместо лицензирования, по факту, появились «чиновники от бизнеса», занимающиеся сбором средств со строителей, а не развитием института саморегулирования.
Кроме того, и сами строительные организации не стремились принимать активное участие в жизни СРО. Многие из них только сейчас узнали, что «являются членами какого-то СРО, что они заплатили в него деньги, и что на данный момент этих денег нет». Таким образом, изменения в законодательстве сложились из нескольких составляющих — попытки освободить представителей малого и среднего бизнеса от участия в саморегулировании, введения системы экономической ответственности членов СРО, а также выведения из системы саморегулирования субподрядчиков. Еще один важный этап – введение системы двух компенсационных фондов.
При этом, как заметил Олег Сперанский, «созданная система, безусловно, не идеальна, и сейчас, работая с застройщиками и представителями межрегиональных организаций, мы видим, что какие-то точечные корректировки градостроительного кодекса потребуются. Кроме того, до конца весны правительство и Минстрой отрегулируют и примут все необходимые во исполнение 372 закона нормативно-правовые акты, чтобы запустить всю эту систему в полном объеме».
В свою очередь, Михаил Викторов напомнил собравшимся о том, что на недавнем юбилейном съезде Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» президент РФ Владимир Путин заметил, что «наш ответ санкциям – дать больше свободы бизнесу». Саморегулирование – это как раз передача всех контрольных функций именно бизнесу.
Позицию бизнеса по вопросу нововведений в части СРО выразил генеральный директор компании «Эталон-Инвест» Даниил Селедчик, который подчеркнул, что все происходящее сегодня – это последний шанс для системы саморегулирования, которая «создавалась для определения и регулирования деятельности строительной отрасли». «На практике же появилось очень много платных СРО, у которых можно было, по сути, купить необходимые допуски. Такая ситуация не может устраивать государство, поскольку строительный рынок серьезный и связан с определенными рисками. И соответственно сегодняшний шанс для самоочищения — последний. Если область не очистится, то будут новые виды лицензий», — подчеркнул Д.Селедчик.
В продолжение дискуссии исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин еще раз обратил внимание собравшихся на то, что ключевая аудитория, ради которой реформа и проводится, это не СРО, а строительные компании. Также он призвал строителей крайне внимательно относиться к письмам и уведомлениям от СРО, в которых они на сегодняшний день состоят. «Вы можете стать объектом проверки, в результате которой при выявлении нарушений вас могут по решению органов управления этой СРО из нее исключить. Нужно внимательно реагировать на все эти запросы и предоставлять максимум информации, — подчеркнул исполнительный директор НОСТРОЙ. «Если раньше система саморегулирования работала на то, чтобы как можно больше членов в себя вовлечь, то сегодня, в переходный период и в связи с обострением вопроса компенсационных фондов, имеют место массовые проверки, в результате которых часто происходят исключения. Это важный вызов сегодняшнего времени», — отметил Виктор Прядеин.
Также В.Прядеин обратил внимание строительных компаний на введение регионального принципа действия СРО: «По факту к 1 июля 2017 мы должны прийти к ситуации, когда все члены СРО должны быть зарегистрированы в том же самом субъекте Российской Федерации, что и СРО, членами которой они являются. Обращаю ваше внимание, что некоторые СРО для прекращения членства придумывают сложную процедуру, которая законом не предусмотрена». Для перехода достаточно подать и зарегистрировать уведомление о прекращении членства в СРО с целью последующего перехода в СРО в том субъекте РФ, где зарегистрирована строительная организация. С даты, указанной в уведомлении, членство прекращается».
Кстати говоря, бурную дискуссию вызвала процедура перехода компаний из одной СРО в другую в пределах одного региона. По мнению Национального объединения строителей, такой переход в рамках действующего закона возможен на том основании, что запрета на это нет. Действительно, сейчас у компаний появилась возможность исправить ошибку в выборе СРО, особенно если та потеряла весь компфонд и находится на грани ликвидации. Эту позицию НОСТРОЙ поддержал и Михаил Викторов, подчеркнув, что многих компаний, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, это шанс выбрать надежную СРО и перейти в нее со взносом в компенсационный фонд. Однако, как выяснилось, у Ростехнадзора существует другое понимание ситуации: переход возможен только из региона в регион, поскольку целеполагание закона – введение принципа регионализации, а не бродяжничества в своем регионе. Нужно сказать, что большинство представителей бизнес-сообщества поддержали позицию нацобъединения строителей. Остается надеяться, что Ростехнадзор изменит свое мнение, ведь именно от него, в конечном итоге, зависит оценка деятельности СРО.
При этом начальник отдела судебно-претензионной работы правового управления Ростехнадзора Андрей Гаврилов обратил внимание присутствующих на тот факт, что и сами строительные компании не очень-то интересовались работой своих СРО: На наш взгляд, существующие проблемы связаны с некой пассивностью самих строителей, потому что как происходило в большинстве случаев: заплатили взнос в комфонд, выдали доверенность на участие в общем собрании и забыли о своем членстве в этом СРО. И вспомнили только после того, когда оказалось, что допуск уже не действует».
В завершении мероприятия все выступающие призвали участников строительной отрасли внимательно следить за новостями и публикациями по соответствующей теме на порталах Минстроя РФ, НОСТРОя и Ростехнадзора, так как временной период, в течение которого строительным компаниям необходимо определиться с саморегулируемой организацией, весьма небольшой - с 1 ноября по 1 декабря 2016.
Источник: Агентство новостей «Строительный бизнес»
Обсудить на форуме