Минэкономразвития настаивает на правах госзаказчиков выбирать поставщиков без конкурса | Информационный портал «Саморегулирование»
Дата публикации:

Минэкономразвития настаивает на правах госзаказчиков выбирать поставщиков без конкурса

Минэкономразвития опубликовало новую редакцию проекта закона «О федеральной контрактной системе». В министерстве утверждают, что этот вариант учитывает замечания ведомств к прежней версии. Однако содержательных уступок главному оппоненту — Федеральной антимонопольной службе Минэкономразвития не сделало.

Новый куратор темы госзакупок в Минэкономразвития — замминистра Михаил Осеевский уверен, что сближение оппонентов все-таки происходит. «ФАС в своей версии закона «О ФКС» сделала шаг вперед», — заявил он в понедельник, но признал, что принципиальные разногласия сохраняются. По процедуре именно документ Минэкономразвития должен стать основой для правительственного законопроекта, который в итоге должен быть внесен в Госдуму. В феврале новая версия документа будет уже во второй раз разослана в министерства и ведомства для согласования.

В новой редакции законопроекта Минэкономразвития успело учесть недавнее решение Высшего арбитражного суда, расширяющее возможность общественного контроля за закупками. ВАС подтвердил право компаний оспаривать в суде условия размещения заказа даже в том случае, если они не были, но потенциально могли быть участниками торгов. Разработчики законопроекта решили эту проблему радикально: участником процедур закупок признается любое юридическое и физическое лицо. Общественный контроль в сфере госзакупок вправе осуществлять любые граждане и организации. Более того, они будут иметь право не просто предлагать провести проверку, а требовать ее проведения и обращаться в правоохранительные органы и суды на действия или бездействие чиновников. Зато из законопроекта исчезло упоминание Совета по ФКС, который должен был объединить представителей заинтересованных госструктур, бизнеса и общественности для подготовки предложений по совершенствованию госзакупок.

Кроме уполномоченного на проведение закупок органа власти, под которым понимается сама ФКС как отдельная государственная структура, законопроект предполагает наличие контрольного и надзорного органа в сфере госзакупок. Надзорный орган следит за соблюдением процедур при размещении заказа (сейчас этим занимается ФАС), контрольный должен следить за итогами исполнения контрактов, в том числе их соответствию поставленным задачам и целям госорганов. Кто будет выполнять эти функции, определит правительство.

В новой редакции точнее сформулированы критерии эффективности госзакупок. Их будут оценивать не по «степени обеспечения государственных или муниципальных нужд», а по «степени достижения ожидаемых результатов плановым показателям». Сейчас единственной государственной структурой, осуществляющей аудит эффективности госзакупок, выступает Счетная палата, обратила внимание замдиректора департамента макроэкономического анализа палаты Ольга Анчишкина. Эту функцию предполагается «более рельефно прописать в новой редакции закона о СП», заверила она корреспондента «МН». Из этого можно сделать вывод, что именно Счетная палата будет претендовать на исполнение контрольных функций в рамках ФКС.

Одним из ключевых отличий ФКС от действующего сейчас порядка госзакупок является распространение сферы действия контрактного законодательства на этап планирования закупок. Однако в новой версии заказчик получает право не включать в план срочные закупки, закупки, осуществляемые по решению правительства или на сумму менее 200 тыс. руб., а для учреждений культуры — менее 400 тыс. руб., билеты на культурно-массовые мероприятия, а также закупки, связанные с визитами иностранных делегаций, расходы на командировки. Это могут также делать учреждения исполнения наказаний при закупках сырья для работы заключенных. Большинство этих пунктов расширили также перечень исключительных случаев (из 28 позиций), по которым контракты могут заключаться с единственным подрядчиком.

Неизменными остались способы размещения заказов. Их по-прежнему восемь. Именно эта свобода выбора для госзаказчика вызывает самое яростное сопротивление ФАС, специалисты которой называют проект Минэкономразвития крайне коррупциоемким. Единственной уступкой антимонопольщикам можно считать исключение из перечня квалификационных требований к участникам торгов условие «наличия профессиональной и технической квалификации». Заказчики также лишаются возможности самостоятельно расширять перечень квалификационных требований. Делать это можно только с разрешения правительства.

Из проекта закона убрано антидемпинговое положение, разрешающее отказаться от заключения контракта, если участник торгов предлагает снижение цены более чем на 25% от начальной. Но если это произойдет, то участник торгов обязан в течение пяти дней прислать заказчику обоснование своей цены контракта. Заказчик вправе отклонить заявку, если придет к мнению, что «снижение цены контракта достигается за счет сокращения налогов» либо «за счет невыполнения минимально необходимых требований» техрегламента о безопасности зданий и сооружений.


Обсудить на форуме