Ростехнадзор опубликовал законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором, наряду с прочим, предлагает дополнить статью 55.8 Градостроительного кодекса частью 9 – о наделении РТН правом истребования в кредитных организациях сведений о наличии счетов, вкладов (депозитов) саморегулируемых организаций и выписки об операциях по этим вкладам. Данную законодательную инициативу на сайте Общественного совета по развитию саморегулирования прокомментировал член совета Алексей Старицын.
- Одновременно с правкой в Градостроительный кодекс Ростехнадзор предлагает внести изменения и в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», которые бы обязывали кредитную организацию предоставлять в РТН сведения о размещении и размерах компенсационных фондов саморегулируемых организаций сферы строительства. Никаких обоснований необходимости приобретения через закон таких полномочий для себя Ростехнадзор не приводит.
Между тем, это предложение Ростехнадзора противоречит нормам Гражданского кодекса РФ, охраняющих банковскую тайну любого клиента банка, в том числе и саморегулируемой организации. На сегодняшний день такого рода сведения из кредитных учреждений могут получать лишь правоохранительные органы – и то в исключительных случаях и только на основании решения суда.
Гражданское законодательство исходит из презумпции добросовестности лиц, участвующих в гражданских правоотношениях. В силу норм статьи 857 Гражданского кодекса РФ, банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. В соответствии с нормами пункта 2 статьи 3 Гражданского кодекса РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу.
Согласно статье 26 Федерального закона №395-1 «О банках и банковской тайне» справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдаются на основании судебного решения кредитной организацией должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по их запросам, направляемым в суд в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. То есть, предоставление такой информации закон связывает с наличием подозрений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, наличием судебного решения и обращения лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
В соответствии с российским законодательством Ростехнадзор не является органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, но желает получать такие сведения, причем полагает, что судебное решение для этого необязательно. На самом деле, если у Ростехнадзора имеются сведения о совершении где-либо или кем-либо (в том числе – должностными лицами саморегулируемых организаций) преступления, то Ростехнадзор вправе обратиться в правоохранительные органы и сообщить им о подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлениях.
Ранее на официальном портале regulation.gov.ru уже размещался аналогичный проект закона (и тоже за авторством Ростехнадзора) о внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Тогда и профессиональное сообщество, и Банк России высказались против новаций Ростехнадзора. В точности так же и очередная законодательная инициатива РТН – с правками Градостроительного кодекса и той же статьи закона о банковской деятельности – вступает в очевидное противоречие с нормами Гражданского кодекса РФ, а потому не может быть поддержана и принята.
Источник: Общественный совет по развитию саморегулирования
Обсудить на форуме