Модернизацию транспортной инфраструктуры перекладывают с бюджета на фонды | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Модернизацию транспортной инфраструктуры перекладывают с бюджета на фонды

Последствия финансового кризиса для российской дорожной отрасли будут преодолены не раньше 2014 года. А до этого времени увеличить объемы строительства или «восстановить технологические заделы» дорожники не смогут.

Такой вывод содержится в материалах «Росавтодора», которые были подготовлены к прошедшей вчера в Москве конференции дорожников. Пока в стране строится не более 300 км федеральных автотрасс в год. Российские граждане считают темпы строительства, стоимость и качество дорог неудовлетворительными. Однако сами дорожники уверены, что через несколько лет ситуация улучшится – прежде всего благодаря возрожденным дорожным фондам.

Ожидать вплоть до 2014 года улучшений в российском дорожном строительстве, судя по всему, не приходится. Такой вывод можно сделать на основе материалов, которые «Росавтодор» подготовил к прошедшей вчера в Москве конференции. «К 2014 году должны быть окончательно преодолены негативные последствия мирового финансового кризиса 2009–2010 годов, восстановлены технологические заделы при строительстве и реконструкции автомобильных дорог и увеличены объемы ввода объектов в эксплуатацию», – цитирует Интерфакс материалы ведомства.

В 2011 году были введены в эксплуатацию 233 км федеральных дорог, а «с учетом перевода в однополосное исчисление площади покрытия, занятой переходно-скоростными полосами, уширениями, съездами развязок, укрепительными полосами» – 1441 км. Также завершены строительство и реконструкция около 4,7 тыс. пог. м искусственных сооружений. Такие данные привел вчера руководитель «Росавтодора» Анатолий Чабунин.

Как ранее уже сообщал журналистам замруководителя «Росавтодора» Иннокентий Алафинов, диагностика всей дорожной сети показала, что лишь около 44% российских федеральных автомобильных дорог соответствуют нормативным требованиям. Также за прошлый год не удалось снизить стоимость строительства дорог. На километр федеральной дороги уходит, по словам Алафинова, от 100 млн. до 4 млрд. руб., на километр сельской дороги – от 14 до 28 млн. руб. Всего в 2011 году на дороги было потрачено 710 млрд. руб. – на 130 млрд. больше, чем в 2010 году.

У дорожников – большие планы на будущее. В 2012 году «Росавтодор» ожидает ввод в эксплуатацию около 293 км федеральных дорог (на 26% больше, чем в 2011 году), в 2013 году ожидается ввод 334 км федеральных трасс, а в 2014 году – уже 405 км. Надежды на оживление отрасли «Росавтодор» связывает с возрождением в стране дорожных фондов. Созданный в 2011 году федеральный дорожный фонд уже с 2013 года позволит выполнять всю программу ремонта на федеральных дорогах. Финансирование ремонта региональных дорог возьмут на себя региональные фонды. «Уровень их ассигнования составляет порядка 300 миллиардов рублей», – уточняет Алафинов. «Благодаря закону о дорожных фондах, все деньги, которые собираются с пользователя – например, транспортный налог, – не пойдут в бюджет, а будут направлены на дороги», – описывает механизм Алафинов.

Напомним, до кризиса Минтранс уверял граждан, что к 2010 году в России не останется ни одной недостроенной магистрали или моста, завершится модернизация дорожной сети. Министр транспорта Игорь Левитин обещал, что к 2020 году в РФ удастся «реализовать дефицит в 500 тысяч километров», сделано это будет за счет строительства и реконструкции высококачественных федеральных трасс и международных транспортных коридоров. Хотя полностью проблема дефицита дорог за 10–15 лет, конечно, не решится, предупреждал министр. После этих обещаний минуло 5 лет, но о полноценной модернизации дорожной сети говорить не приходится.

«В настоящее время развитие сети дорог и инфраструктуры, к сожалению, не является приоритетным направлением деятельности государства. В России чуть более 550 тысяч километров дорог, из них с асфальтовым покрытием – около 350 тысяч. Остальные – щебеночные, гравийные и грунтовые. Назвать их дорогами в понимании жителя Европы XXI века – очень сложно. Несмотря на огромную территорию, автомобильные дороги сосредоточены в основном вокруг Москвы и Санкт-Петербурга. Строительство дорог в России идет очень низкими темпами. В лучшем случае – лишь около тысячи километров в год. Это катастрофически мало для нашей страны», – комментирует ситуацию директор по развитию бизнеса «Рено Тракс Восток» Алексей Шарапанюк. Для сравнения эксперт привел ситуацию в Китае, где темпы строительства достигают 30 тыс. км многополосных автострад в год, причем строительство ведется с применением таких технологий, которые обеспечивают срок эксплуатации дорог в 20–25 лет. «Чтобы хоть как-то решить проблему дефицита дорог, нужно строить в 10 раз больше. Но при том уровне коррупции и при той стоимости, которые мы имеем на сегодняшний день, выполнить эту задачу очень непросто», – считает Шарапанюк. «Состояние дорожной сети и темпы дорожного строительства – неудовлетворительные. По темпам развития дорог Россия в разы отстает от стран БРИК», – соглашается гендиректор «ШРЕИ Лизинг» Ростислав Футало.

«Доля транспортных затрат в конечной цене на российскую продукцию составляет 15–20%, тогда как в развитых странах этот показатель не превышает 7–10%. И такой высокий процент затрат в России обеспечен как раз неудовлетворительным состоянием дорожного полотна и низкой плотностью дорог», – добавляет ведущий эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский.

В то же время эксперт считает, что прогресс в отрасли возможен. «Поступательное движение вперед в отрасли идет. Если в 2000–2005 годах объемы ее финансирования снизились с 2,9% ВВП до 1,1%, то в прошлом году этот показатель вновь вырос – до 1,51%. К 2014 году будет закончена налоговая реформа (перевод транспортного налога в акциз), которая окончательно сформирует базу финансирования. Это позволит отрасли самостоятельно регулировать расходы и планировать развитие», – надеется Воскресенский. Дорожные фонды, по его мнению, в целом должны поддержать отрасль, они помогут снизить зависимость от региональных бюджетов и уберечь строительство дорог от дефицита федерального бюджета. «Доход, который будут получать фонды за счет акцизов на топливо, будет постоянным и прогнозируемым», – считает эксперт.


Обсудить на форуме