За последнее время, отметил глава Минрегиона Виктор Басаргин, система разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, в целом сложилась. Система полномочий трех уровней власти в РФ установлена прежде всего Конституцией РФ, Федеральным законом №184, Федеральным законом № 131, всеми отраслевыми федеральными законами, а также Бюджетным кодексом с точки зрения финансовой основы.
«Драйвером социально-экономического развития не является простой переход полномочий снизу вверх или сверху вниз. Полномочия надо не просто делегировать, а сделать так, чтобы они стали собственно полномочиями регионов. В противном случае будут возникать конфликты», — считает глава Минрегиона.
Что касается вопроса дальнейшего перераспределения полномочий, то, сказал Виктор Басаргин, — «нельзя принимать решение о перераспределении полномочий пакетом. Необходимо все тщательно взвесить, провести ревизию всех полномочий».
По мнению Виктора Басаргина, необходимо поддержать предложения Совета Федерации о создании единого реестра публичных полномочий, включающего как федеральные, так и полномочия, переданные субъектам России, а также собственные полномочия субъектов Российской Федерации и полномочия органов местного самоуправления. Это позволит детально проработать вопросы финансовой обеспеченности указанных полномочий и рассчитать степень его достаточности.
Ведение единого реестра полномочий позволит инвентаризировать существующие полномочия, а также проводить актуализацию соответствующей информации в связи с изменением законодательства РФ, законодательства субъектов РФ и нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Наряду с этим, ведение реестра публичных полномочий позволит своевременно актуализировать перечень таких полномочий и обеспечить возможность ежегодной оценки уровня их финансового обеспечения.
Не менее важным, считает Виктор Басаргин, является продолжение работы по усилению уровня взаимодействия региональных властей с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в том числе посредством издания соответствующих нормативных правовых актов.
В настоящее время действующим законодательством регламентированы вопросы взаимодействия региональных властей только с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 года № 773).
При этом информация, поступающая с мест, показывает, что далеко не везде органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также органы местного самоуправления смогли по вопросам реализации публичных полномочий организовать эффективное сотрудничество.
В связи с чем, некоторые спорные вопросы решаются на федеральном уровне посредством совершенствования соответствующего законодательства.
В то же время, отметил Министр, требуется совершенствование нормативно-правового обеспечения по вопросам координации взаимодействия на всех трех уровнях публичной власти. В связи с чем, на федеральном и региональном уровнях, а также межмуниципальном уровне необходимо активизировать работу по подготовке и принятию документов, регламентирующих подобное взаимодействие.
Наряду с этим, считает Виктор Басаргин, целесообразно проработать предложения регионов о передаче ряда полномочий субъектов Российской Федерации на федеральный уровень, а также о расширении собственных полномочий субъектов Российской Федерации в отдельных сферах.
Нельзя не обратить внимание на то, считает Басаргин, что наличие возможных рисков при передаче делегированных полномочий Российской Федерации для осуществления субъектам Российской Федерации требует проведения дополнительной проработки.
В настоящее время за субъектами Российской Федерации закреплены 93 базовых собственных и 105 переданных полномочий. При реализации предложений Рабочей группы регионы будут поставлены перед фактом исполнения уже в 2012 и последующих годах 95 базовых собственных, закрепленных в Федеральном законе № 184-ФЗ, и 193 переданных полномочий, закрепленных в отраслевых федеральных законах (в том числе с учетом изменений по перераспределению полномочий согласно положениям уже принятых в 2011 году федеральных законов, вступающих в силу с 1 января 2012 года).
В связи с указанным не исключается, что значительное увеличение количества делегированных регионам полномочий (со ста до почти двухсот) может негативно отразиться как на исполнении собственных и ранее переданных полномочий, так и на исполнении вновь передаваемых полномочий.
В этой связи, пояснил глава Минрегиона, необходимо проанализировать эффективность осуществления местного самоуправления на основе двухуровневой системы местного самоуправления и подготовить предложения по оптимизации взаимодействия муниципальных образований различных типов.
А также необходимо внести изменения в Бюджетный кодекс, иные законодательные акты, направленные на реализацию Федерального закона № 315-ФЗ, позволяющего возлагать исполнение полномочий администрации поселения – административного центра муниципального района на местную администрацию муниципального района.
Что касается института полпредства то, считает Виктор Басаргин, его надо совершенствовать и брать пример с Северо-Кавказского федерального округа. «Когда один из вице-премьеров наделен и функциями исполнительной властью, и полномочиями от администрации Президента», — сказал Министр. О замене полпредов на представителей Минрегиона, пояснил Министр, речи не идет, так как Министерство регионального развития не занимается политическими вопросами. Задачей ведомства, напомнил Министр, является оценка инвестиционной привлекательности регионов, бюджетного выравнивания, оценки эффективности деятельности органов власти.
Обсудить на форуме