Нетострой | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Нетострой

Сергей Собянин обещает пересмотреть три четверти строительных котрактов в Москве

Половина строительных инвестиционных контрактов в Москве «нереализуемые и мертвые», заявил мэр Москвы Сергей Собянин. Ещё четверть не нужны Москве. Мэр обещает в ближайшее время пересмотреть или отменить такие контракты. Первой ласточкой стало здание новой мэрии в «Москве-Сити». Правительство закрывает этот заказ.

Москва потеряла лидерские позиции в сфере инвестиций. Как заявил сегодня на конференции «Конкуренция в России» мэр Москвы Сергей Собянин, в городе наблюдается снижение темпов инвестиций по сравнению с другими регионами России. Кроме объективных причин, таких как пресыщение рынка, имеются, по его словам, и коррупционные причины.

«У нас сегодня заключено инвестиционных контрактов с общей мощностью где-то на 40 млн квадратных метров различного строительства. Из них ровно половина вообще нереализуемые и мертвые, из оставшейся половины еще одна половина требует серьезной ревизии с точки зрения, нужны городу эти проекты или не нужны, помогают городу развиваться или мешают», — заявил Собянин. По его мнению, с этим огромным блоком надо в ближайшее время разбираться. Мэр обещал в ближайшее время провести инвентаризацию всех таких проектов.

«В течение 2—3 месяцев постараемся по большинству из них принять конкретное решение. Держать в неведении бизнес, в подвешенном состоянии, мы не будем», — добавил мэр, уточнив, что в правительстве города либо согласятся продолжить «зависшие» инвестконтракты, либо их придется реконструировать. «Необходимо переходить к другим формам сотрудничества в области инвестиций», — заявил мэр.

«Надо понимать, что при заключении инвестиционных контрактов всегда есть две стороны. На одной — бюджет и лица, которые его распределяют. На другой — некая фирма, которая обещает за эти деньги что-то сделать. И если про инвесткомпанию можно точно сказать, что она заинтересована в получении прибыли с проекта, то с госзаказчиком дело обстоит не так просто», — напоминает директор по стратегическому развитию объединения некоммерческих партнерств СРО «Главсоюз» Владимир Шахов.

Ведь чиновник лишь официально заинтересован в том, чтобы появилась школа, больница и прочее, и он ответствен не за конечный результат, а за законность расходования бюджетных денег. «Такие контракты могут исполняться годами. В строительстве от начала проектирования до сдачи здания проходит как минимум 3 года. А за три года много чего может произойти: кадровые перестановки, новые контракты, проблемы на рынке. И вообще, через три года все уже забудут, о каких условиях договаривались», — добавляет Шахов.

Именно такой подход, как правило, и служит причиной «мертвых» контрактов, соглашается ведущий специалист департамента офисной недвижимости компании Penny Lane Realty Максим Жуликов: зачастую концепция, под которую они создавались, уже утратила свою актуальность.

Примеров таких контрактов мэр не привел. Не объяснил он и метода, по которому будет определяться, нужен проект городу или нет. В пресс-центре стройкомплекса Москвы «Газете.Ru» заявили, что в этом ведомстве не определяют, какие контракты нужны, а какие не нужны городу, и вообще никак не могут оценивать инвестиционные строительные контракты. В Мосгорзаказе также оставили эти вопросы без ответа.

Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», предполагают, что в число «ненужных» точно включен проект реконструкции Пушкинской площади. На днях Собянин заявил, что при реконструкции Пушкинской площади не будут строиться торговые заведения. По словам мэра, реконструкция затянулась на пять лет по нескольким причинам: «Во-первых, жители были против строительства здесь торгового центра, во-вторых, глубина сооружения была колоссальной, и люди просто боялись, и, в-третьих, людям просто не говорили правду».

Явно подпадает под определение «ненужные» и московский международный деловой центр «Москва-Сити». В начале ноября Собянин назвал этот проект «градостроительной ошибкой». В пятницу власти Москвы официально заявили, что решили отказаться от строительства комплекса административных зданий исполнительной и законодательной власти столицы в «Сити».

До финансового кризиса планировалось, что площадь нового здания мэрии в деловом центре будет больше 806 тысяч квадратных метров. Но из-за проблем с финансированием строительство объекта было заморожено на неопределенный срок уже на стадии нулевого цикла (котлована), а сам проект комплекса предполагалось пересмотреть, сократив долю помещений города и добавив к офисам гостиницы и апартаменты. Инвестором комплекса мэрии в «Москве-Сити» выступал департамент городского заказа столицы, а заказчиком — ОАО «Москапстрой». Как рассказал РИА «Новости» президент ОАО «Сити» Айдар Ахатов, «Ресин сказал, что мэрия сочла нецелесообразным тратить бюджетные средства на этот комплекс».

Затраты на строительство такого объекта составляют примерно $3000 за кв. м, оценивает управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев: «С учетом предполагаемой доли правительства Москвы в проекте в размере 50% общий объем затрат для городской части мог составить более $1 млрд». Дальнейшая судьба площадки, на которой должен был строиться небоскреб, пока остается неясной.

Чтобы впредь таких «мертвых» контрактов было меньше, между госчиновником и организацией, выполняющей работы, должна быть третья сила, считает Шахов. Например, это может быть экспертный совет при саморегулируемых организациях: «СРО следили бы, строится ли объект, оценивали бы, насколько законны финансовые требования и прочее. Эти эксперты были бы из профессионалов, и они отвечали бы своей репутацией за свою работу».

Игорь Бахарев


Обсудить на форуме