Новое и жулики | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Новое и жулики

Вокруг любого дела, где есть те или иные деньги, всегда крутятся жулики. Но особенно они любят дела новые. Почему? Потому что в новом деле никто еще не знает, как надо, а как нельзя. Никто толком не успел въехать в регулирующее это дело законодательство, да и само законодательство еще толком не сформировалось. Не у кого спросить, негде почитать. По крайней мере — почитать что-то такое, что в самом деле расставило бы над i если не все, то большинство точек. На этом пестром фоне тяжело отличить жулика от того, кто пытается делать что-то общественно полезное.

Это правило легко проиллюстрировать на примере саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве и проектировании.

В принципе, первые СРО в строительной отрасли были созданы еще в 2008 году. Но тогда членство в них не было обязательным, а потому большую часть участников рынка не интересовало. Не особенно крутились вокруг и жулики. Все изменилось с вступлением в силу Закона №148-ФЗ и отменой лицензий. Переломным днем стало 1 января 2010 года. Изыскатели, проектировщики и строители обнаружили (многие из них — внезапно), что без членства в СРО и выданного этой организацией допуска больше просто не могут работать. Разве только по индивидуальному жилищному строительству. Саморегулируемые организации стали создаваться и расти как грибы. И на эти грибы немедленно раскрыли рты разные вредители.

Стали появляться так называемые "коммерческие СРО". Казалось бы, в этом словосочетании скрыт оксюморон: ведь любая СРО по закону является некоммерческим партнерством. Но, если подумать, члены любой СРО платят взносы. Дальше просто. Чтобы осуществлять продиктованные законом функции, саморегулируемым организациям нужны деньги. И пока/если членов немного, денег с каждого из них надо брать больше. Понятно, что новых членов, учитывая состояние отрасли после кризиса, это отпугивает. И тут появляется кто? Правильно. Они самые. Те, кто ничего такого, по закону положенного, делать не собирается. Только собирать деньги. А для того, чтобы собирать деньги, денег надо немного.

Вопрос: к кому пойдут люди, которым срочно надо участвовать в тендерах и вообще работать? К тем, кто возьмет с них 60 тысяч вступительных и 60 же тысяч в год членских, да плюс к этому еще станет проверять их на соответствие каким-то там законам и постановлениям правительства, да вынесет вопрос на какой-то там совет, который еще неизвестно что решит? Или же к тем, кто просит всего две тысячи рублей в месяц без всякого вступительного взноса и готов выдать свидетельство о допуске немедленно, не отходя, так сказать, от кассы? Ну, максимум, попросит вдобавок к двум тысячам доверенность на свое имя — представлять вступившую организацию на общем собрании.

Конечно, кто-то изучит вопрос или просто подумает, мол, где-то тут подвох — и пойдет к первым. Но многие, не мудрствуя, сравнят стоимость членства — и выберут вторых. Тут, правда, есть нюанс: первые, стремясь все с самого начала делать по закону, отпугнут стольких, что на собранное с оставшихся едва поволокут аренду горе-сарайчика и камеральные проверки своими силами. Вторые же, набрав членов и денег как попало, смогут после, если сочтут нужным, и экспертов привлечь, и, так сказать, порядок в рядах навести, особенно с доверенностью на представительство в общем собрании от каждого члена. Но это только фантазия о будущем. А что в реальности?

В реальности выходит СРО, у которой даже положенного по закону сайта нет. Сколько ни ковыряй гугл или яндекс — ни устава их не найти, ни требований — зато на публичных интернет-сервисах, предоставляющих возможность бесплатно создать свой интернет-магазин, десяток витрин этой организации, где под заголовком "Товар" (даже не услуга!) написано: "Допуск СРО — цена такая-то". И все. Можно пофантазировать, что случилось бы с такими организациями, и, главное, с допусками их членов к различным видам работ, приди к ним на этом этапе проверка, например, Ростехнадзора. Все вступившие в эти СРО фирмы могли бы в результате просто потерять и свои допуски, и, что болезненнее, взносы в компенсационный фонд.

Однако, за 2010-й год Ростехнадзор успел проверить не более десяти организаций вместо запланированных двухсот. А теперь контрольные функции передаются в Минрегион, и кто знает, сколько еще будут передаваться и чем это закончится. Тем временем, СРО (и первого, и второго типа) приводят свои дела в порядок. Так что, можно, наверное, сказать, что те, кто выбрал подешевле и без проблем, не пал жертвой комбинаторов, а вместе с комбинаторами выиграл время и деньги.

Хотя, конечно, первые месяцы "чесали" эти комбинаторы безбожно: едва ли не каждая организация, в названии которой были слова, хотя бы отдаленно относящиеся к строительству, проектированию или инженерным изысканиям, получали электронные письма, факсы и телефонные звонки с предложением "получить допуск СРО". Такие письма приходили даже, вы не поверите, в детские сады и, что особенно забавно и показательно, в другие СРО. Спрос, как говорится, карман не тянет.

Прямой чес сочетался с подбором крошек. Руководителям и сотрудникам СРО рассылались письма следующего содержания: "Наверняка не все, кто к вам приходит, становятся членами вашей организации. Мы могли бы тех, кто по тем или иным причинам, не прошел к вам, принимать к нам. Электронные версии всех необходимых документов, включая ваш агентский договор, прилагаем. Договор распечатайте, впишите устраивающий вас агентский процент с членских взносов, подпишите и вышлите нам. Вашу копию мы вернем почтой". Если короче: чешите всех, но чтоб с каждого хоть копеечка.

Но это ладно. Даже "коммерческое" СРО — проект долговременный и обязывающий хоть как-то соответствовать законодательству. Пусть не сразу, не по своей воле, но тем не менее. А доверенность директору СРО на представление организации-члена на общем собрании как дали, так и отозвать могут. И сместить тем самым общим собранием лихих основателей, а вместо них поставить других людей. Но вокруг СРО и их членов закрутились ребята и покруче да пошустрее. Зачем, например, собирать со строителей и проектировщиков всей страны по копеечке, когда можно попытаться хапнуть с руководителей СРО, под первую подпись которых эти копеечки стекаются, сразу и много?

Выглядело это так: директору СРО приходит письмо о проведении какого-нибудь очень высокого форума, на котором будут обсуждаться чрезвычайной и неотложной важности вопросы. Например, всеми любимый Закон №94-ФЗ. Или, скажем, утверждаемый Минрегионом перечень работ. Или статья 48.1 Градостроительного кодекса. Или положения Законов №315-ФЗ и №148-ФЗ, касающиеся компенсационных фондов. Или даже все это сразу. И обсуждаться не как-нибудь, а, дескать, в присутствии депутатов Государственной думы и/или членов правительства. А вслед письму, через минутку, звонок — приятный уверенный деловой голос из трубки интересуется, получено ли сообщение, и крайне убедительно добавляет: "Очень важно, чтобы именно Вы, именно такие специалисты, как Вы, выступили на этом форуме. Регламент, правда, всего 10 минут, но Вы можете очень много сделать для всей отрасли, Ваш неоценимый опыт практика…" И т.п. В конце речи предлагается прямо сейчас принять решение и до конца дня перечислить взнос на обеспечение проведения форума — двести-триста и больше тысяч рублей. Ничего так, да? Примерно четыреста пятьдесят СРО в стране. Даже десять человек удастся сагитировать — это два-три миллиона.

И ведь никакой лжи — пускай приезжают, разговаривают по десять минут о чем хотят. Может быть, удастся даже какого-нибудь депутата или федерального чиновника уговорить поприсутствовать, для солидности. Никаких проблем, правда, эта говорильня не решит, а организаторы — сколько их? человека три? — по хорошему кушу сорвут за два-три дня. Можно недельку отдохнуть, а потом для СРО энергоаудиторов форум провести. Скажете: кто ж за такие бешеные деньги пойдет? Ну, большинство не пойдет, заподозрив что-то, кому-то элементарно смета и/или совет партнерства не позволят. Но из четырех с половиной сотен человек, в самом деле придавленных удивительно тяжелым законодательством и при этом еще десять раз названных по телефону ценнейшими специалистами и обладателями бесценного мнения государственного значения, хоть десять, хоть пять человек пойдут. И после будут даже уверены, что потратили деньги и время с пользой для дела.

То же самое происходит и во всех остальных новых областях: желающих провести бесполезное собрание за очень много ваших денег всегда достаточно. При этом серьезные, известные всем организации, как частные, так и государственные, будут проводить различные обмены мнениями на те же темы либо бесплатно, либо за какие-то адекватные деньги, но все равно кто-то отдаст сотни тысяч каким-нибудь наглым аферистам, о мероприятии которых, к слову, не будет сообщено ни на одном релевантном для отрасли сайте, ни в одной газете.

Многие московские любители срубить денег чужими руками пользуются тем исполнительским рефлексом, который региональное начальство испытывает, слыша или читая слово "Москва", а руководители региональных предприятий — читая распоряжения губернского и городского начальства. Понимая, что рекламная агитка, посланная непосредственно на предприятие, может быть запросто отправлена нечитанной в корзину, московские дельцы посылают ее не куда-нибудь, а губернатору. Сопроводив выдержками из законов и правительственных постановлений. Дескать, закон обязывает всех игроков строительной отрасли вступить с 1 января в СРО, а вот, пожалуйста, и контакты этого самого СРО. Сотрудники губернатора, понятно, особенно не разбираются, а перенаправляют в профильное региональное министерство с резолюцией: "Обеспечить исполнение и доложить". И начинают директора звонить друг другу и интересоваться: "Я же в местное уже вступил. Мне теперь что — еще и в это вступать?". А кто-то позвонит по телефону, указанному в агитке. А там ему: "Как же вы до сих пор к нам не вступили? Нарушаете закон…"

Или еще невиннее: присылают в местное министерство рекламу каких-нибудь недешевых курсов — как, мол, вести себя генеральному подрядчику в новых условиях. Министерство тоже особо не парится и рассылает это сообщение руководителям предприятий по списку. Те же, кто примет к сведению и подумает, надо оно ему или нет, кто выбросит, не читая, но есть и такие, кто с советских времен привык, что министерство — это власть, а все, что оттуда приходит, надо исполнять. И исполняет. Так сотрудники служб региональных органов власти и местного самоуправления, сами о том не ведая, участвуют в разводке своих земляков ушлыми столичными комбинаторами.

Кроме акул возле новых дел всегда вертится мелочь, норовящая сыграть на недостаточно твердом знании участниками процесса недавно появившихся законов. Например, закон требует от компании наличия системы контроля качества, не уточняя, что именно это должна быть за система. А различные конторы начинают бомбардировать руководителя сообщениями типа: "Как известно, закон требует от вашей компании наличия сертификата ISO9001. Наш центр всего за…"

Не у всякого руководителя при этом есть грамотный юрист (да и вообще юрист) и не всякий догадается проконсультироваться с кем-нибудь, кто вник. И опять, заметьте, никакого криминала, кроме очень маленькой лжи в завлекающем письме. Дальше все добровольно — заключается контракт, сертифицирующий центр получает деньги и присылает сертификат и стандартную пачку документов. А то, глядишь, еще и настоящих специалистов, которые в самом деле что-то вроде системы менеджмента качества на предприятии постараются устроить. Хотя бы формально. Никто никого не грабит. И вот тут грань между жуликами и честными коммерсантами очень тонкая. Честные ведь тоже хотят взять у вас эти же деньги за эту же услугу. Но они не пытаются привлечь в свои союзники якобы существующее государственное принуждение. Грубо говоря, сказано в постановлении правительства "рекомендовано наличие сертификата" — они ровно эту строчку в свои рекламки и включают. А вот другие пишут вместо "рекомендовано" — "требуется". И это не просто мелкая ложь — это шантаж. Пусть вас принуждают всего лишь к тому, что даже законом рекомендовано, — это все равно жульничество.

Избежать подобного манипулирования довольно просто: внимательнее сличать отсылки к нормативным актам в рекламе поставщиков услуг с собственно нормативными актами, советоваться с юристами, с коллегами, быть осторожнее. Тем не менее, то и дело звонит какой-нибудь знакомый руководитель и жалуется: "Надоели уже с разными поборами. Вот, сказали, что я должен ехать туда-то. А денег просят за это — жуть! Да и времени у меня нет". И ведь не у каждого даже возникает вопрос: почему должен-то? Особенно, если это "должен" как-то выводится из двух десятков очень новых законов, приказов и постановлений, которые у человека просто не было времени прочитать. А вдруг правда должен? Никаких вдруг — требуйте отсылки к конкретной статье и сличайте.

Денис Яцутко

ИА Крлерк.Ру


Обсудить на форуме