На следующей неделе Госдума в первом чтении рассмотрит законопроект №374843-7 о введении саморегулирования в сферу негосударственной экспертизы. В профсообществе продолжают активно обсуждать документ, методично указывая на его недостатки. Один из последних — непомерно высокий уровень компенсационных фондов для членов будущих экспертных СРО. Это отметил член комитета НОПРИЗ по экспертизе Сергей Иляев на круглом столе «Главные изменения в законодательстве в строительстве», состоявшемся в рамках выставки «Batimat Russia – 2018».
Размер компфондов фондов необходимо существенно уменьшить, ибо в противном случае работа экспертных организаций станет нерентабельной и большинство их будет вынуждено прекратить свою деятельность, считает Сергей Иляев. По его словам, доля экспертных услуг на рынке проектно-изыскательских работ не превышает 5% (20 млрд руб.), а требования ко взносам в компфонды сопоставимы с проектными, что неоправданно ни с экономической, ни с практической точки зрения.
Призывая смягчить требования законопроекта к размеру компфондов, Сеогей Иляев в целом выразил поддержку новому закону как к инструменту наведения порядка в экспертном сообществе. В этой связи он особо подчеркнул пользу создания Единого государственного реестра экспертных заключений, который, по его мнению, автоматически решит проблему контрольных функций, отсечет от профессиональных экспертных организаций недобросовестные фирмы, дающие положительные заключения на любые, подчас сырые и некачественные проекты.
По информации пресс-службы АЭОС (Ассоциации экспертных организаций в строительстве), круглый стол по грядущим изменениям в строительном законодательстве стал трибуной взыскательной критики в отношении целого ряда готовящихся и вступающих в силу законов.
Председатель совета СРО «Межрегиональное объединение организаций специального строительства» Михаил Викторов привел данные Центрального экономико-математического института РАН о возможных последствиях вступающего в силу с 1 июля 218-ФЗ в сфере долевого строительства. По данным ученых, накладываемые на застройщиков финансовые обременения и ограничения могут привести к резкому спаду ввода в строй нового жилья и существенному повышению его стоимости. Так, по прогнозам математиков, уже в 2019 году стоимость нового жилья возрастет на 7%, а в 2020 году – на 15%. На те же 15% уменьшится в 2020 году объем ввода нового жилья. Ученые предрекают уход с рынка двух третей работающих сегодня застройщиков, особенно в северных регионах.
Член Совета НОСТРОЙ Иван Дьяков привлек внимание к проблеме включения в национальные реестры специалистов строительных организаций. Он подчеркнул, что даже в Москве десятки стройкомпаний не располагают таким количеством специалистов, что ставит под угрозу их членство в строительных СРО и, соответственно, продолжение нормальной работы.
О недостатках во внедрении BIM-моделей в строительство, о незаинтересованности государства в их использовании, отсутствии координации и взаимодействия между строителями и поставщиками оборудования говорил руководитель проекта BIMLIB Илья Усов. Основные тезисы его выступления поддержал и председатель Совета СРО «ИСЗС-Монтаж» Алексей Бусахин, который поднял вопрос о высокой стоимости внедрения информационных технологий, учитывая закупки по импорту необходимой техники, и дефицит умеющих ех применять специалистов. «Прорабу на стройке нужны не макеты домиков на стендах, а четкий план, куда и сколько нужно заливать бетона, а эти данные BIM-модели не дают», — в сердцах заявил он.
Глава комитета ТПП по техническому регулированию Сергей Пугачев посвятил свое выступление критике подготовленного Минстроем законопроекта о внесении изменений в ФЗ-384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». По его словам, законопроект концептуально меняет действующую систему техрегулирования, возрождает ведомственное законотворчество, требует крупных средств из бюджета на разработку и внедрение принципиально новых нормативных документов. Упомянул он и о том, что данный законопроект выносился на рассмотрение правительства, но Минпромторг, Минтранс, Минэкономики и многие крупные компании с госучастием выразили свое несогласие с ним.
Тем не менее, есть данные, что этот законопроект будет все же принят, с огорчением сообщил С.Пугачев. При этом он отметил, что ТПП выработала достойную альтернативу: ее глава Сергей Катырин с учетом мнения профессионального сообщества направил Дмитрию Медведеву предложение разработать в форме постановления правительства национальный технический регламент «О безопасности строительных материалов и изделий», который урегулировал бы сложившуюся проблему вместо принятия спорного закона.
Источник: АЭОС
Обсудить на форуме