О деятельности РСС и задачах на перспективу | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 27/04/2012

О деятельности РСС и задачах на перспективу

О деятельности РСС и задачах на перспективу

«О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО СОЮЗА СТРОИТЕЛЕЙ ЗА ПЕРИОД С АПРЕЛЯ 2009 ПО АПРЕЛЬ 2012 ГОДА И ЗАДАЧАХ НА ПЕРСПЕКТИВУ»

1. Общая характеристика отчетного периода

1.1.  2008-2009 годы – мировой финансово-экономический кризис, 2010-2012 годы – выход их кризиса

Сегодня исполнительный орган Общероссийского межотраслевого объединения работодателей «Российский Союз строителей» отчитывается о работе с апреля 2009 по апрель 2012 года.

Начало этого 3х-летия совпало с началом мирового финансово-экономического кризиса, который не мог не сказаться на экономике России, в том числе на состоянии отечественного строительного комплекса:

  • объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» упал с 4,53 трлн. руб. до 4 трлн.;
  • ввод жилья вместо планового увеличения с 64,1 до 70,6 млн. кв. м сократился до 59,9 млн.;
  • объем жилищной ипотеки обвалился более, чем в 4 раза – с 655,8 до 152,5 млрд. руб.

1.2.  Итоги работы строительного комплекса в 2009-2011 годах

Общими усилиями государства и бизнеса, со второй половины 2009 года началось улучшение экономической ситуации. Следует отметить, что на начальном этапе значительные финансовые средства государством были выделены, а также перераспределены в интересах поддержания именно строительного комплекса. В частности, на новое строительство для переселения из аварийного жилья были направлены средства Фонда реформирования ЖКХ, ранее предназначенные на капитальный ремонт.

Заметно возросли ассигнования федерального бюджета на обеспечение жильем ветеранов Войны, увольняемых и действующих военнослужащих, других льготных категорий. Намеченными темпами реализовывались крупные инвестиционные проекты, в том числе по подготовке Олимпиады в Сочи и саммита АТЭС во Владивостоке.

Несмотря на кризис инвестиции в основной капитал строительных организаций неуклонно повышались с 663,5 млрд. руб. в 2008 году до 970,6 млрд. в 2011 (рис. 1).

Это дало положительный эффект. По данным Росстата в 2011 году по сравнению с 2009:

  • объем работ в строительстве увеличился с 4 до 5,06 трлн. руб. (на 27%);
  • средняя численность занятых в строительстве возросла с 5,32 млн. чел. в 2009 году до 5,44 млн. чел. в 2011 (рис. 2);
  • объем жилищной ипотеки составил 712,2 млрд. руб., что на 8,7% выше докризисного уровня и в 4,7 раза больше, чем в 2009 году (рис. 1).
  • ввод жилья увеличился – с 59,9 до 62,3 млн. кв. м (рис. 3);

По итогам 2011 года все федеральные округа превысили уровень ввода жилья прошлого года, 20 субъектов Федерации превысили уровень в 1 миллион кв. м жилья, среди них:

  • Московская область – безусловный лидер, более 8,2 млн. кв. м;
  • Краснодарский край – около 3,7 млн. кв. м;
  • более 2 млн. кв. м ввели: Санкт-Петербург, Башкортостан, Татарстан и Тюменская обл.

За три года всреднем на  15-20% выросло производство основных видов строительных материалов, в том числе:

  • цемента – на 27% (56,13 млн. тонн);
  • сборного железобетона – на 29% (рис. 4);
  • щебня и гравия – на 25%(рис. 5);
  • листового стекла – на 73% (рис. 6).

Только в 2011 году в России введено в эксплуатацию около 400 объектов, производств и технологических линий, обеспечивающих выпуск основного ассортимента конкурентоспособных строительных материалов.

В то же время строителей не может не беспокоить стремительный рост цены приобретения строительных материалов и изделий:

  • цемента – почти на 20% (рис. 9);
  • кирпича – на 15% (рис. 10);
  • листового стекла – на 24% (рис. 11);
  • щебня, песка и гравия – соответственно на 31, 34 и 38% (рис. 12).

Но это в среднем по стране, а в региональном разрезе это соотношение может составлять, например по песку и щебню, 2-2,5 раза.

При этом средние цены на первичном рынке жилья снизились на 9% – до 43,7 тыс. руб. за кв. м, и на 8% на вторичном рынке – до 48,2 тыс. руб. за кв. м (рис. 13).

Нельзя не отметить успешное начала работы строительного комплекса в первые месяцы этого года.

За 2 первых месяца ввод жилья всреднем по России составил       5 млн. 938,6 тыс. кв. м – на 13,1% больше, чем в 2011 году.

Практически все федеральные округа превысили показатель прошлого года, в том числе Центральный – на 10,4%, а Северо-Западный – на 23,7% (рис. 14).

Увеличился выпуск основных видов строительных материалов и изделий (рис. 15), в том числе:

  • Цемента на 17,9%;
  • Конструкций и деталей сборных железобетонных на 19,4%;
  • Стекла листового на 12,6%;
  • Блоков стеновых из ячеистого бетона на 49,8%;
  • Кирпича керамического на 33,9%;
  • Щебня и гравия на 23,0%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что общая экономическая ситуация в строительном комплексе в отчетный период отличалась высокой, в целом положительной динамикой при низких стартовых показателях.

2. Начало работы – определение целей и задач, формирование структуры рабочих органов Союза

2.1.  Цели и задачи РСС на отчетный период

Цели Союза определены его Уставом, это:

  • объединение усилий и координация деятельности членов РСС, направленных на укрепление и развитие материально-технической базы строительной отрасли, увеличение производства новых строительных материалов, повышение их качества, внедрение новых технологий;
  • участие в разработке нормативной, в том числе законодательной, базы развития строительного комплекса;
  •  содействие реализации федеральных и региональных программ и проектов, участие в формировании федеральной инвестиционной политики;
  • выражение интересов и защита законных прав членов Союза в органах государственной власти и местного самоуправления, а также  общественных организациях;
  • развитие международного сотрудничества в сфере строительства и смежных с ним отраслях с целью интеграции России в мировое экономическое сообщество.

Эти цели практически не меняются с момента принятия действующего Устава – с 27 октября 2003 года.

А вот задачи Союза меняются в зависимости от реальной ситуации. Три года назад прежде всего встала задача организационная.

2.2.  Основные принципы организации работы и формирования структуры рабочих органов РСС

В организацию деятельности Союза были положены два основных принципа: опора на общественные рабочие группы и укрепление связей с региональными союзами строителей.

Во второй половине 2009 года было создано 24 рабочих группы, во главе которых встали известные специалисты, ведущие практическую работу по одному из важных для отрасли направлений и заинтересованные в его развитии с использованием возможностей РСС (рис. 16).

Наиболее активно проявили себя руководители групп Евгений Евгеньевич Ермолаев (ценообразование), Сергей Александрович Чернов (законотворчество), Шота Михайлович Гордезиани (экспертиза), Елена Викторовна Лёзина (подрядные торги), Алексей Андреасович Алмазов (земельные отношения), Леонид Семенович Ляхович (научно-техническая политика), комитет которого имеет филиалы во многих регионах страны.

Эти и другие эксперты под руководством и при участии вице-президентов Союза А.Ш.Шамузафарова, И.Н.Колоколкина, В.И.Теличенко и С.Н.Кучихина под эгидой Российского Союза строителей представляли интересы строительного сообщества в рабочих и общественных органах при Совете федерации и Государственной думе, Администрации Президента и Правительстве Российской Федерации, федеральных министерствах и ведомствах, принимали деятельное участие в организации и проведении многочисленных международных и национальных строительных выставок, выступали с докладами на конференциях, совещаниях и деловых встречах, а также со статьями в специальных журналах и средствах массовой информации.

На основании двухлетнего опыта деятельности рабочих групп,  в целях совершенствования организации деятельности Союза и повышения статуса руководителей общественных структурных подразделений летом 2011 года решением Совета РСС была принята новая структура на основе Комитетов (рис. 17).

В настоящее время таких комитетов – 22. Многие из них созданы на базе прежних рабочих групп и возглавляются теми же руководителями. Среди вновь созданных хотелось бы отметить комитеты Александра Витальевича Гинзбурга и Михаила Григорьевича Курцера по различным аспектам кадровой политики, Юрия Ивановича Солуянова по  энергоресурсосбережению и Анатолия Сергеевича Костина по спецработам.

Большую и активную работу проводит Комитет по обустройству сельских территорий и сельскому строительству под председательством Сергея Анатольевича Мытарева. В Комитете образованы несколько подкомитетов по вопросам: сельского строительства и проектирования, малоэтажного и дорожного строительства, развития производства строительных материалов на селе.

В октябре 2011 года в Москве и в январе 2012 года в Омске были проведены региональные семинары на тему: «Устойчивое развития сельских территорий,  через восстановление сельского строительного комплекса, как основы,  возрождения сельской экономики». Организаторами семинара выступили Минсельхоз России, рабочая Группа комитета Совета Федерации, ОАО «Центрсельстрой» и наш Комитет РСС.

В семинарах с участием специалистов сельского хозяйства и сельского строительства, глав муниципальных образований, заместителей глав администраций из 33 субъектов Федерации был рассмотрен проект Концепции развития сельского строительства в России и обоснование создания сельскохозяйственного потребительского строительного кооператива с государственной поддержкой.

В настоящее время на основании решения Комитета создана рабочая группа, которой поручено подготовить соответствующее обращение от имени Российского Союза строителей в Правительство Российской Федерации.

Особо хочу отметить повышение активности направления, связанного с развитием промышленности строительных материалов. Здесь на международном уровне работают Эдуард Логинович Большаков по цементу и сухим смесям и Казбек Баширович Чемхильгов по композитным материалам. Уже в этом году по инициативе Григория Анатольевича Протосени был создан Комитет по полимерным строительным материалам. Большие надежды мы возлагаем на молодого руководителя недавно созданного Комитета по энергетике Лилию Михайловну Ракитину.

Для улучшения связей с регионами в начале текущего года было принято решение о введении общественных должностей вице-президентов Союза по работе в регионах. Геннадий Петрович Александров, Олег Алексеевич Бритов, Михаил Гаврилович Фокин, Леонид Георгиевич Шатворян стали вице-президентами по работе, соответственно, в Приволжском, Северо-Западном, Сибирском и Южном федеральных округах, а Борис Алексеевич Мальцев – в Томской области.

Практика убеждает нас в том, что принятое летом прошлого года решение о переходе РСС на структуру комитетов было правильным.

3. Участие Российского Союза строителей в решении наиболее острых проблем развития строительного комплекса

Усилия руководителей и структурных подразделений Союза были направлены на решение ряда наиболее острых проблем развития строительного комплекса.

3.1.  Снятие административных барьеров в строительстве

Наиболее острой из них на сегодня является снятие административных барьеров в строительстве.

В начале прошлого года на Коллегии Минрегиона по итогам 2010 года В.Ф.Басаргин отметил, что единственный невыполненный пункт поручений Председателя Правительства РФ В.В.Путина от 2 августа 2010 года по итогам заседания Правительства по вопросам регионального развития — это пункт № 2, касающийся мер, направленных на снятие административных барьеров.

За прошедший год проделано не мало.

На Коллегии Министерства по итогам 2011 года были приведены данные мониторинга (рис. 18), из которых следует, что доля субъектов, в которых оптимизирован-     государственные полномочия по установлению размера платы за подключение в сфере электроснабжения и теплоснабжения переданы региональной энергетической компании, которая кратно эту плату уменьшила;

-     областной департамент тарифной и ценовой политики контролирует сферу водоснабжения и водоотведения, оказывает консультационную и методическую помощь по вопросам технологического присоединения.

Вот что такое активная позиция сообщества и личное заинтересованное участие губернатора.

По мнению автора письма, второй подобной системы в других регионах нет. Со своей стороны могу выразить по этому поводу глубокое сожаление и призвать руководителей региональных органов власти и общественных объединений к изучению и скорейшему практическому применению данного опыта.

3.2.  Ценообразование в строительстве

Одной из важных для отрасли научно-практических проблем является ценообразование. Коротко остановлюсь на двух аспектах.

Прежде всего, еще раз добрым словом упомяну председателя Комитета РСС по ценообразованию Евгения Евгеньевича Ермолаева. Сотрудники возглавляемого им Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов под руководством и с участием руководителей и специалистов Правительства, Минрегиона России, а также Национальной ассоциации стоимостного инжиниринга, Национальных объединений строителей и проектировщиков прошли значительный путь в решении данной проблемы. Только за 2011 год подготовлено и издано более 50 ведомственных нормативных актов, разработаны и утверждены 16 сборников нормативов цены по основным видам строительства, финансируемым с привлечением средств федерального бюджета.

Эксперты РСС активно работали в Экспертном совете по вопросам законодательного обеспечения и совершенствования государственной ценовой политики в инвестиционной сфере при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы 5-го созыва. На заседаниях Совета, его рабочих групп, круглых столов обсуждались вопросы государственной ценовой политики, предложения по совершенствованию законодательства в сфере ценообразования.

Членами Комитета РСС по ценообразованию в строительстве проводится системная работа по информированию профессионального сообщества. С этой целью осуществляется выпуск ежемесячной газеты «Цена вопроса», создан и с сентября 2011 года  начал работу интернет-портал «Цена вопроса», ежегодно проводятся выездные информационно-консультативные семинары по теме: «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве».  В 2010 году проведено 14 семинаров в 13 субъектах, в 2011 году – 17 семинаров в 16 субъектах Федерации.

Второе – это «94-й ФЗ» «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, который подвергается критике с момента его рождения в июле 2007 года. Здесь уместно сделать маленькое отступление. Решением Бюро Российского союза промышленников и предпринимателей президент Российского Союза строителей был назначен на 2012 год руководителем Комиссии РСПП по строительному комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству. В состав Комиссии вошли 49 ведущих специалистов и руководителей отрасли. Вот только несколько имен, без указания должностей:  Ефим Владимирович Басин, Михаил Михайлович Посохин Леонид Григорьевич Кушнир, Анвар Шамухамедович Шамузафаров Дмитрий Викторович Шаповал, Сергей Павлович Османов, Шота Михайлович Гордезиани, Михаил Игоревич Кайков, Александр Петрович Кудрявцев.

На первом заседании Комиссии одним из вопросов был: «Федеральная контрактная система – новые правила в сфере государственных и муниципальных закупок для строительного сообщества». С содокладами о готовящихся законопроектах  выступили заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Осеевский Михаил Эдуардович и начальник Управления ФАС России по контролю за размещением государственного заказа Евраев Михаил Яковлевич. Позиции были высказаны разные. В настоящее время работа активно продолжается и, судя по сообщениям, эти позиции сближаются. Надеемся, что новый закон будет принят достаточно оперативно и окажется лучше действующего.

3.3.  Техническое регулирование в строительной отрасли

За последние 3 года достигнуто коренное улучшение ситуации по еще одному важному направлению развития строительной отрасли – техническому регулированию. И не случайно это произошло одновременно с созданием института саморегулирования. Благодаря активной позиции таких руководителей СРО как Е.В.Басин, М.М.Посохин, А.Ш.Шамузафаров, удалось совместно с Правительством и Минрегионом России решить вопросы финансового обеспечения и организации работ по актуализации отечественных сводов и правил (СНиПов), разработки  Национальных приложений к Евронормам, Технического регламента ЕврАзЭС.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р  был утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Перечнем предусматривалась актуализация более 90 ГОСТов и СНиПов.

Актуализация строительных норм и правил на соответствие их новому законодательству и гармонизация документов с общеевропейскими стандартами проводилась в 2010-2011 годах с привлечением бюджетных и внебюджетных средств. За счет средств ряда Некоммерческих партнерств финансировалась актуализация СНиПов, разработка национальных приложений к Евронормам и Технического регламента ЕврАзЭС. Из 300 млн рублей, привлеченных Минрегионом для активизации СНиПов и ГОСТов, 200 млн были выделены национальными объединениями СРО. Причем в этом направлении деятельности участвовали и отдельные профессиональные сообщества. Например, СРО, которые возглавляет вице-президент РСС  А.Ш.Шамузафаров, только в прошлом году сумела изыскать на эту работу более 45 млн рублей.

В настоящее время с участием Некоммерческих партнерств подготовлен ряд документов, устанавливающих требования к строительству зданий и сооружений, а также к их эксплуатации, которые направлены на:

  • повышение качества проектной документации за счет принятия положений, касающихся главного инженера проекта (главного архитектора проекта). Так, подготовлен проект закона об ограничении роли государственных органов выработкой общих базовых рекомендаций, на основе которых саморегулируемые организации могут определять условия к аттестации «главного инженера проекта» и «главного архитектора проекта» для своих членов;
  • развитие института негосударственной экспертизы в качестве равноправного субъекта, наряду с государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий;
  • повторное применение проектов (в том числе зарубежных), имеющих эффективные технико-экономические показатели и осуществленных строительством;
  • регулирование вопросов эксплуатации зданий и сооружений и государственного надзора при эксплуатации объектов капитального строительства;
  • установление имущественной ответственности собственников зданий и сооружений.

В 2012 году эта работа продолжается. Её основная цель – максимальный учет всего инновационного и передового, что наработано в проектировании и строительстве зданий и сооружений  в России, европейских и других странах.

Для создания благоприятных условий  работы в строительной отрасли и формирования нормативной базы,  в 2010-2011 годах с участием ряда СРО был выпущен ряд законодательных актов в области реформирования механизма управления и саморегулирования в проектировании и строительстве, а также подготовлены замечания и предложения по проектам нормативно-правовых документов.

В Государственную Думу внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает сокращение срока проведения экспертизы, приравнивание статусов государственной и негосударственной экспертизы проектной документации, а также   внесение изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации № 87, проекты ряда других правовых документов.

В целях экономии средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на подготовку проектной документации, и популяризации современных экономических архитектурно-планировочных, конструктивных, инженерно-технических, технологических и организационных решений, применяемых при подготовке проектной документации, Правительство Российской Федерации приняло постановление о формировании реестра типовой проектной документации.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2010 г. № 1760-р о Концепции формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. № 86 «О единой национальной системе аккредитации» переданы функции по аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий Федеральной службе по аккредитации, подведомственной Минэкономразвития России.

С  высокой трибуны Съезда хочу поддержать обращение Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина в программной статье  «Демократия и качество государства» от 6 февраля 2012 года: «СРО должны более активно использовать имеющиеся у них полномочия. В частности, право разрабатывать и вносить для утверждения технические регламенты и национальные стандарты в соответствующих отраслях и видах деятельности».

3.4.  Роль Российского Союза строителей в формировании,  становлении и развитии института саморегулирования

Начало этой цитаты из статьи В.В.Путина выглядит так: «Одна из главных тенденций современного мира — это усложнение общества. Одно из важных решений здесь – это развитие саморегулируемых организаций».

Наряду с экономическими особенностями, самое существенное влияние, на работу строительного комплекса, а с ним и Союза строителей, оказал переход на  саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

После принятия в декабре 2007 года 315-го Федерального Закона «О саморегулируемых организациях», а в июле 2008 года 148-го Федерального Закона, который ввел саморегулирование  в сферу строительства, в 2009 году началась и продолжается до сих пор практическая работа по формированию и совершенствованию нового, сложного общественного института.

Российский Союз строителей стоял у истоков формирования этого института, в том числе создания национальных объединений строителей, проектировщиков и изыскателей, а затем самым активным образом участвовал в формировании системы взаимодействия различных общественных организаций, в том числе саморегулируемых, между собой, а также с органами власти.

Система саморегулирования существует около 3 лет, и за это время она доказала свою эффективность.

Если до ее введения в строительной сфере было около 265 тыс. предприятий и организаций, имевших лицензии на строительство, проектирование и инженерные изыскания, то сейчас их количество сократилось почти в 2 раза. По данным Минрегиона, в конце 2011 года в сфере строительства работали 239 СРО (более 101 тыс. организаций), в сфере проектирования – 169 СРО (более 33 тыс. организаций), в сфере инженерных изысканий – 32 СРО (более 8 тыс. организаций).

Важным положительным достижением в становлении института саморегулирования является то факт, что за прошедшие 3 года достигнуто достаточно единое понимание места и роли саморегулируемых организаций, в том числе их национальных объединений, в структуре общественных организаций строительного комплекса, в основном сформирована система взаимодействия СРО с такими организациями как РСПП, РСС, НАМИКС, региональными союзами строителей, а также с федеральными и региональными органами власти. Важную роль тут сыграла принципиальная позиция Правительства и Минрегиона России, в частности создание Координационного совета по взаимодействию с национальными объединениями в сфере строительства во главе с Министром Регионального развития Российской Федерации В.Ф.Басаргиным, в которую входят президенты трех национальных объединений – строителей, проектировщиков и изыскателей, а также президент Российского Союза строителей.

В то же время в сфере саморегулирования имеются и определенные проблемы. Одна из них – с катастрофической скоростью меняющееся законодательство. За 3 года в законодательство  в сфере саморегулирования было внесено более 200 поправок. Ни саморегулируемые организации, ни входящие в их состав члены СРО,  не успевают отреагировать на одни требования, как тут же возникают новые.

По инициативе Председателя Комитета РСПП по развитию саморегулирования Виктора Семеновича Плескачевского в  заинтересованные ведомства для рассмотрения в рамках подготовки ко второму чтению в Государственной Думе направлен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Новая редакция закона «О саморегулируемых организациях», который серьезно затрагивает правовые основы системы саморегулирования в различных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности. По нашему мнению, саморегулируемым организациям, по крайней мере в строительной сфере, на два-три года необходим режим правового моратория.

Другая проблема: сегодня Градостроительный кодекс  стал тем документом, в котором прописан весь цикл существования зданий и сооружений: инженерные изыскания, проектирование, строительство, эксплуатация и утилизация. Из этого цикла система саморегулирования охватывает лишь изыскания, проектирование, строительство, но «выпадает» эксплуатация. Наверное, было бы правильно ввести систему обязательного саморегулирования и в сфере эксплуатации зданий для того, чтобы организации, участвующие в управлении недвижимостью, были членами СРО и несли всю полноту ответственности за свою деятельность.

В компенсационных фондах, которые действуют в рамках национальных объединений, сегодня аккумулировано примерно 42 млрд. рублей. Эти деньги собраны для того, чтобы в случае аварии или нанесения ущерба третьим лицам, можно было полностью компенсировать этот ущерб. Было бы правильно, если бы такой фонд был сформирован и в сфере эксплуатации зданий и сооружений. Особенно это касается жилищного фонда, где зачастую управляющие компании объявляют себя банкротом, а заложниками ситуации оказываются жители. Экспертами РСС, с участием ряда депутатов Госдумы и специалистов Фондом реформирования ЖКХ, подготовлен соответствующий законопроект.

Целый ряд вопросов возникает и в связи с введением системы негосударственной экспертизы. Организациям негосударственной экспертизы законодательством предоставлены огромные права, а их коммерциализация  в принципе недопустима, так как их работа влияет на безопасность создания самого объекта капитального строительства, его эксплуатации, жизни и здоровья людей, состояния окружающей среды. В этой сфере также создано национальное объединение экспертизы проектов (НОЭКС), однако членство в нем добровольное. На наш взгляд, в кратчайшие сроки необходимо проработать вопрос о целесообразности распространения принципов саморегулирования и на институт негосударственной экспертизы.

3.5.  Энерго и ресурсосбережение в строительстве и промышленности строительных материалов

Одной из приоритетных задач государства на сегодня является задача энерго и ресурсосбережения.

Для специалистов строительного комплекса здесь необъятное поле деятельности. И с точки зрения самого строительства – повышение энергоэффективности организации процесса, применения новейших строительных технологий с использованием современных механизмов. И сточки зрения повышения энергоэффективности производства применяемых строителями материалов, изделий и механизмов. И сточки зрения энергосберегающих свойств строительных материалов и изделий. А закладывать основы энерго и ресурсосбережения призваны архитекторы и проектировщики.

С сожалению, приходится признать, что в настоящее время по данному направлению делается мало.

При подготовке к Съезду от многоуважаемого Юрия Ивановича Солуянова, возглавляющего Комитет РСС по энергоресурсосбережению поступило предложение: «Требует срочной разработки механизм применения постановления Правительства от 27 июля 2011 года № 562 о праве получения инвестиционного налогового кредита в случае внедрения энергоэффективных мероприятий». Хорошее предложение. Но затем следует: «Механизм должен быть прописан Минфином, Минэнерго и ФНС». Опыт совершенствования системы технического регулирования наглядно показывает, что пока строительное сообщество будет пассивно ждать «федерального дядю», дело с места не сдвинется. И только собственная заинтересованность, деловая энергия и вложение собственных финансовых средств приносят успех.

3.6.  Подготовка кадров и кадровая политика

Направление работы РСС по различными аспектам технической политики, организации научно-исследовательских работ, подготовки и повышения квалификации кадров, выработки кадровой политики возглавляет вице-президент Союза Валерий Иванович Теличенко, ректор МГСУ.

Недавно мы проводили на базе нашего строительного университета заседание Совета РСС. Валерий Иванович во вступительном докладе с законной гордостью рассказывал нам об имеющихся достижениях в развитии научной, материально-технической и учебной базы, совершенствовании учебного процесса. О том, что среди всех ВУЗов Строительный университет получил самый большой объем государственной поддержки. И это ко многому обязывает. Но лучше всяких слов было то, что каждый увидел своими глазами – огромные светлые корпуса и оснащенные современным оборудованием лаборатории. Не даром Московский Государственный Строительный Университет вошел в Перечень 15-ти университетов, в отношении которых устанавливается категория «Национальный исследовательский университет».

В рамках РСС под руководством Валери Ивановича действуют три комитета.

Комитет РСС по отраслевому партнерству в области подготовки кадров (председатель – Александр Витальевич Гинзбург) в качестве основной задачи выбрал выявление направлений развития трудового потенциала строительной отрасли, проблем воспроизводства кадров и задач образования в области подготовки квалифицированных кадров.

Для практического решения поставленной задачи на базе ведущих вузов России, осуществляющих подготовку по архитектурно-строительным специальностям, заключено Соглашение о сотрудничестве в области кадрового обеспечения инвестиционно-строительной сферы. Предполагается формирование единой системы трудоустройства выпускников на предприятиях и организациях инвестиционно-строительной сферы, разработка и внедрение системы мониторинга рынка труда инвестиционно-строительной сферы.

На ближайшее время Комитетом поставлены 2 задачи, это:

  • разработка профессиональных стандартов для персонала инвестиционно-строительной сферы, применение которых позволит не только сформулировать требования к функционалу и компетенциям сотрудников, но и послужит основой для организации профессиональных аттестаций в отрасли, позволит пересмотреть образовательные стандарты подготовки и переподготовки специалистов;
  • отказ от федеральных государственных требований к программам дополнительного профессионального образования и передача функции по контролю качества подготовки кадров в отрасли  на отраслевые структуры, в том числе РСС.

Комитет РСС по трудовым отношениям и кадровой политике (руководитель – Михаил Григорьевич Курцер) исходит из того, что «кадровый дефицит» в строительных специальностях, особенно нижнего звена, обусловлен недооценкой роли начального и среднего профобразования в строительной сфере в 90-е годы и быстро его ликвидировать нельзя. Поэтому комитет сосредоточил свои усилия на двух направлениях

Первое – заключение соглашений о сотрудничестве между Российским Союзом строителей  и строительными объединениями стран СНГ, формат которых направлен на улучшение кадровой ситуации на строительном рынке труда, организованное привлечение иностранной рабочей силы по востребованным в российском стройкомплексе специальностям в рамках внешней трудовой миграции (с Ассоциацией строителей Таджикистана от 28 октября 2011 года и  Союзом строителей Кыргызской Республики от 23 января 2012 года).

Второе – проработка, во взаимодействии с Минздравсоцразвития и ФМС, практических мер по внедрению в систему организации миграционных процессов механизма привлечения иностранной рабочей силы для последующего адресного трудоустройства в строительном комплексе у заранее выбранного работодателя. Это послужит дальнейшему развитию строительного рынка труда, повышению качества и мобильности трудовых ресурсов с одновременным снижением уровня нелегальной трудовой миграции.

3.7.  Содействие развитию отраслевой науки

По рекомендации В.И.Теличенко председателем Комитета РСС по отраслевому партнерству в научно-технической области мы назначили Леонида Семеновича Ляховича и не ошиблись. Заслуженный деятель науки, академик и член Президиума РААСН, зав. кафедры строительной механики Томского государственного архитектурного университета,   доктор технических наук, профессор Л.С.Ляхович внес мощный научный импульс в работу Российского Союза строителей.

Большинство членов комитета – это крупные ученые по различным строительным специальностям, которые входят во множество научных советов и редколлегии ведущих научно-технических журналов, рекомендованных ВАК для публикации материалов диссертационных работ.

 Деятельность комитета строится на взаимодействии с Российской академией архитектуры и строительных наук (РААСН), Международной ассоциацией строительных вузов (АСВ), с базовыми организациями в Москве и в федеральных округах, которые Леонид Семенович просил непременно назвать. Выполняю его просьбу.

Базовые организации Комитета:

  • в Москве – это Национальный исследовательский университет МГСУ, о котором коротко было сказано выше;
  • в Центральном ФО – Воронежский ГАСУ, акад. РААСН Чернышев Е.М.;
  • в Северо-Западном ФО – Санкт-Петербургский ГАСУ, д.т.н., проф. Морозов В.И.;
  • в Южном ФО – Ростовский ГСУ, д.т.н., проф. Шеина С.Г.;
  • в Приволжском ФО – Нижегородский ГАСУ, чл-кор. РААСН Бобылев В.Н.;
  • в Республике Татарстан – Казанский ГАСУ, д.т.н., проф. Сулейманов А.М.;
  • в Уральском ФО — УралНИИИпроект РААСН, чл-кор. РААСН Долгов А.В.;
  • в Сибирском ФО – Новосибирский ГАСУ («Сибстрин»), чл-кор. РААСН Скалубович Ю.Л.;
  • в Дальневосточном ФО – Дальневосточное региональное отделение РААСН, чл-кор. РААСН Беккер А.Т.

Краткий отчет о работе Комитета размещен на сайте РСС и содержит 10 листов только перечисления основных научных работ, выполненных под его эгидой. Самым настоятельным образом рекомендую всем ознакомиться. Возможно, что рядом с вами в одном регионе наука успешно решает ваши проблемы.

4. Организационные аспекты деятельности Союза

4.1.  Общая характеристика РСС – количественный и качественный состав, динамика изменения за отчетный период

За отчетный период в состав Российского Союза строителей принято 74 организации. Примерно столько же выбыли. В настоящее время членами Российского Союза строителей являются более 220 организаций и их объединений. Еще около 30 подали заявления о приеме.

Отрадным является заметное увеличение числа общественных организаций – региональных союзов и особенно саморегулируемых организаций. Если в 2009 году их было 67 (66 союзов и  1 СРО), то в 2011 году их стало 86 (69 союзов и  17 СРО). Одной из главных задач на очередной период должна стать задача по более активному привлечению в Союз саморегулируемых организаций.

4.2.  Организация деятельности Совета и Правления РСС

В соответствии с Уставом Объединения работодателей высшим руководящим органом Объединения работодателей является Съезд, который созывается не реже одного раза в три года.

Постоянно действующим руководящим органом в период между Съездами является Совет.

Для оперативного руководства деятельностью Объединения между заседаниями Совета из его состава формируется Правление.

На прошлом Съезде был избран Совет РСС в составе 67 человек и сформировано Правление в составе 37 человек.

За отчетный период в полном соответствии с Уставом проведено 15 заседаний Совета и Правления РСС, в том числе выездных.

На этих заседаниях рассматривались:

  • обязательные по Уставу вопросы: о приеме и исключении членов Союза;
  • организационные вопросы: об организационной структуре РСС, о результатах работы Союза за год и задачах на следующий,  об уплате членских взносов, о  новой редакции Федерального отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов на 2011 – 2013 годы, о взаимодействии с Профсоюзом  работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации и т.д.

По тематике содержательных вопросов повесток заседаний можно судить о наиболее острых проблемах строительного комплекса в тот или иной период времени. Это:

  •  выработка предложений по антикризисным мерам в строительстве;
  • о неиспользуемых, или используемых не по прямому назначению федеральных землях;
  • о создании межрегиональных центров по подготовке специалистов строительной отрасли;
  • о создании координационных центров и центров постоянного мониторинга и контроля энергосбережения;
  • о требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов;
  • о работе по подготовке законопроектов «О федеральной контрактной системе» и «О федеральной антимонопольной системе»;
  • о схеме финансирования строительства жилья эконом-класса с привлечением средств ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и др.

4.3.  Деятельность Исполнительного органа РСС – президента, первого вице-президента и дирекции РСС

4.3.1.   Взаимодействие с федеральными органами законодательной и исполнительной власти — Палатами Федерального Собрания, Правительством, министерствами и ведомствами, общественными организациями

Совершенно очевидно, что защита интересов строительного сообщества со стороны РСС не возможна без постоянного делового взаимодействия с федеральными органами законодательной и исполнительной власти – обеими Палатами Федерального Собрания, Правительством Российской Федерации,  министерствами и ведомствами, а также общественными организациями.

И такое взаимодействие налажено. В докладе уже отмечалось, что многие сотрудники Дирекции и Комитетов РСС входили в рабочие группы Комитетов Совета Федерации и Государственной Думы прошлого созыва, Правительства и Минрегиона России, рабочие органы национальных объединений строителей, проектировщиков, изыскателей, экспертов, Российского Союза промышленников и предпринимателей и других общественных организаций.

С другой стороны, руководители федеральных органов власти и общественных организаций входят в состав руководящих и рабочих органов РСС.

Президент РСС является

  • членом Коллегии и Общественного совета Минрегиона России, а так же членом Координационного совета по взаимодействию с национальными объединениями в сфере строительства, возглавляемого Министром регионального развития;
  • членом Правления РСПП, председателем Комиссии РСПП по строительному комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству.

Вице-президент РСС А.Ш.Шамузафаров является вице-президентом Национального объединения проектировщиков.

Председатель Комитета РСС С.А.Чернов — вице-президентом Национального объединения организаций экспертизы в строительстве.

В конце января текущего года состоялись две важные встречи.

Мы с Г.К.Веретельниковым и Э.С.Дадовым встречались с Председателем Комитета ГосДумы нового созыва по земельным отношениям и строительству Русских Алексеем Юрьевичем.

А.Ш.Шамузафаров – с Первым заместителем председателя Комитета ГосДумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Николаевой Еленой Леонидовной.

В ходе этих встреч достигнуты договоренности о взаимодействии профильных комитетов Думы и Российского Союза строителей. Ряд руководителей комитетов и экспертов Союза вошли в рабочие органы комитетов Думы нового созыва.

Последний пример:

21 марта 2012 года состоялось учредительное собрание Национального объединения управляющих недвижимостью.

На должность Президента Национального объединения представители саморегулируемых организаций, учредивших некоммерческое партнерство, единогласно выдвинули Елену Леонидовну Николаеву.

Независимыми членами Совета Партнерства кроме Е.Л.Николаевой  стали:

  • заместитель Министра регионального развития Российской Федерации Анатолий Александрович Попов;
  • заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Ольга Владимировна Сердюк;
  • вице-президент РСС Анвар Шамухамедович Шамузафаров;
  • президент РСС Владимир Анатольевич Яковлев.

4.3.2.   Работа с региональными органами власти региональными Союзами строителей

Работа с региональными союзами строителей – важнейшее направление деятельности исполнительного органа Союза. Практика показывает, что каждый приезд в регион президента, вице-президента или  исполнительного директора РСС служит укреплению позиции регионального союза строителей. Мы много ездили по регионам, в том числе в 2009-2010 годах в целях разрешения спорных ситуаций в ходе становления саморегулируемых организаций. Вот неполный перечень городов: Белгород, Владикавказ, Волгоград, Иваново, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Калуга, Кемерово, Кострома, Краснодар, Красноярск, Минеральные Воды, Нальчик, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов, Санкт-Петербург, Смоленск, Тамбов, Уфа, Чебоксары, Ярославль.

С удовлетворением хочу отметить, что практически каждый приезд сопровождался встречей с губернатором или в случае его отсутствия – с его заместителем по строительству. И это дает положительный результат. Еще раз повторю: мое глубокое убеждение, что стройка идет там, где губернатор повернут к ней лицом, где между областной администрацией и региональным союзом строителей существует полное уважение и взаимопонимание.

4.3.3.   Организация и проведение всероссийских конкурсов строительных и проектных организаций

Российский Союз строителей, совместно с Федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за вопросы строительства и ЖКХ, и Профсоюзом работников строительства и промышленности строительных материалов, с 1996 года выступают организаторами ежегодного Всероссийского конкурса на лучшую строительную организацию, предприятие строительных материалов и стройиндустрии.

Цель Конкурса – определение и поощрение передовых организаций и предприятий строительного комплекса, наиболее эффективно работающих в новых экономических условиях, пропаганда и распространение их опыта среди строителей. С момента создания Конкурса в нем приняли участие свыше 30 тыс. организаций и предприятий.

Учредители Конкурса Минрегион, РСС и Профсоюз объявили о начале подготовки к проведению в 2012 году  16-го  Всероссийского конкурса на лучшую строительную организацию, предприятие строительных материалов и стройиндустрии за 2011 год и 8-го Всероссийского конкурса на лучшую проектную, изыскательскую организацию и фирму аналогичного профиля  за 2011  год. Дирекция Российского Союза строителей начинала приём заявок. Начинается новый этап большой и кропотливой работы, которая завершается подготовкой и выпуском Энциклопедии «Золотой фонд стройкомплекса России» по итогам конкурсов.

4.3.4.   Участие в организации и проведении национальных и международных выставок. Международная деятельность Союза

Отдельным важным направлением работы исполнительного органа РСС является организация и участие в проведении многочисленных строительных выставок в стране и за рубежом.

Вот их неполная география только на 2012 год:

Москва:

  • «Отечественные Строительные Материалы»;
  • «Билдекс. Архитектурный строительный дизайн. Международная строительная выставка»;
  • «Мосбилд» — 18-я  международная  строительная и интерьерная выставка;
  • «СТТ 2012» — 13-я Международная специализированная демонстрационная выставка «Строительная Техника и Технологии»,
  • «Экспокамень». Международная  специализированная выставка в области добычи и обработки натурального камня.

Отечественные строительные выставки в:

Казани, Краснодаре, Новосибирске и Санкт-Петербурге.

Зарубежные строительные выставки в:

Барселоне, Берлине, Вене, Лондоне, Мадриде, Нью-Йорке, Париже, Орландо, Чикаго, Шанхае.

За успешное представление Российского строительного комплекса и Российского Союза строителей на этом направлении позвольте высказать слова благодарности в адрес Первого заместителя президента РСС Григория Константиновича Веретельникова, вице-президента РСС Сергея Николаевича Кучихина, председателя Комитета РСС по международному сотрудничеству Валерия Аркадьевича Смирнова и их немногочисленной команды.

4.3.5.   Освещение деятельности Союза в СМИ и на Сайте РСС, выпуск «Вестника РСС»

Обязательным условием деятельности любой общественной организации является открытость и гласность.

Исходя из этого принципа, руководители и ведущие сотрудники РСС для выражения позиции строительного сообщества в средствах массовой информации используют широкий спектр возможностей:

  • конференции и пресс-конференции, как специальные так и в ходе международных и всероссийских форумов, поездок в регионы и за рубеж;
  • интервью информационным агентствам: ИТАР-ТАСС, РИА Новости, РБК, Агентство Строительных Новостей;
  • интервью и статьи в газетах: «Известия», «Российская газета», «Новые Известия», «Строительная газета», «Цена вопроса»;
  • выступления на радио: «Бизнес ФМ», «Сити ФМ», «Коммерсант ФМ», «Маяк», «РТР» и телевидении: «1 канал», «100 ТВ», «Строй ТВ», «РБК ТВ», «ТВ Центр», «Вести-24».
  • статьи в специализированных журналах: «Строительные нормы и правила», «Строительная орбита», «Саморегулирование и бизнес», «Все о мире строительства».

В начале 2011 года Российский Союз строителей и Минрегион России выступили учредителями нового федерального отраслевого журнала «Российский строительный комплекс». На страницах 11-ти номеров журнала выступили Первые лица государства, Члены Совета Федерации и Депутаты Государственной Думы, члены Правительства, Министр регионального развития, его заместители и руководители структурных подразделений, руководители регионов, крупных строительных предприятий и организаций. Среди авторов журнала немало руководителей и экспертов РСС.

Но главное, что у Российского Союза строителей есть свой журнал – «Вестник РСС», который ни по форме, ни по содержанию не уступает, а порой превосходит министерский. Первый выпуск состоялся в 2009 году, в 2010 – еще 4, в 2011 – 6 и в текущем году – 2 выпуска, один из которых приурочен к сегодняшнему Съезду.

Издание по праву считается одним из ведущих профильных средств массовой информации, наиболее полно и объективно освещающее складывающуюся в строительной отрасли ситуацию. Этот журнал для тех, кто определяет строительную политику в стране и реализует ее на практике. Журнал является площадкой для обсуждения актуальных вопросов профессионального сообщества.

За этот труд отдельное спасибо организации «Экспо РСС» и ее генеральному директору Ирине Александровне Атамась.

Идя в ногу с техническим прогрессом в информационной сфере, Российским Союзом строителей создан и поддерживается собственный сайт в сети Интернет. На нем отражаются основные события из жизни строительного комплекса, Руководства, Исполнительной дирекции и комитетов Союза, размещаются наиболее важные нормативные документы и их проекты. Сайт обеспечивает возможность диалога с пользователями и диалог этот поддерживается. Во многом благодаря усилиям помощника Президента РСС Лады Анатольевны Борисенко наш сайт признан одним из лучших в строительной сфере.

Официальный интернет-портал РСС сформирован также и на официальном сайте Минрегиона России.

4.3.6.   20-летие РСС

В отчетном докладе о работе Союза за последние 3 года нельзя не вспомнить о том, что по крайней мере один 2010 год прошел под флагом подготовки и празднования его 20-летия. Когда мы вспоминали историю создания, становления и развития РСС.

За проявленные прозорливость и мудрость, за большую и плодотворную работу от имени участников Съезда, от имени всех строителей России, от Российского Союза строителей позвольте еще раз выразить самую глубокую благодарность тем, кто стоял у его истоков и в трудные годы руководил его деятельностью: Николая Павловича Аброськина, Олега Ивановича Лобова, Ефима Владимировича Басина,  Владимира Аркадьевича Брежнева, Юрия Марковича Смехова,   Геннадия Моисеевича Улановского, Александра Александровича Бабенко, многолетнего Президента РСС Виктора Никитовича Забелина и многих, многих других.

Прошу поддержать меня вашими аплодисментами.

5. Работа региональных Союзов строителей – составная часть работы РСС

Говоря о работе Союза следует понимать, что большая ее часть осуществляется на местах силами региональных союзов, 69 из которых входят в РСС.

Большинство руководителей Союзов на местах достойны самых высоких похвал. Назову только некоторых.

Это опытные руководители: 

  • Александров Геннадий Петрович – Республика Марий-Эл;
  • Алмазов Николай Иванович – Калуга;
  • Бритов Олег Алексеевич – Санкт-Петербург;
  • Денисов Александр Васильевич – Кубань;
  • Матросов Владимир Григорьевич – Ярославль;
  • Нагоров Евгений  Геннадьевич – Кострома;
  • Шатворян Леонид Георгиевич – Южный ФО.

И молодые, подающие большие надежды:

  • Сосков Сергей Семенович – Северо-Кавказский ФО;
  • Натурин Николай Николаевич – Иваново.

Во главе 2 Союзов стоят региональные руководители:

  • Комарова Наталья Владимировна – губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
  • Пасяда Николай Иванович – вице-губернатор Ленинградской области.

Думаю, что среди присутствующих найдется немало тех, кто может позавидовать коллегам-строителям, работающим в этих субъектах Федерации.

6. Основные задачи Союза на новый отчетный период и перспективу

6.1.  Задачи, стоящие перед  строительным комплексом в целом

Обозначая задачи Российского Союза строителей на очередной отчетный период и дальнейшую перспективу, прежде всего следует исходить из тех задач, которые стоят перед российским строительным комплексом в целом.

Во-первых, это реализация таких крупных проектов как:

  • строительство объектов на Дальнем Востоке к проведению Саммита АТЭС 1-8 сентября текущего года;
  • подготовка к Универсиаде в Казани в 2013 году;
  • подготовка к Олимпиаде в Сочи в 2014 году;
  • а там не за горами и Чемпионат мира по футболу 2018 года, который планируется провести в 13 городах России

Во-вторых, это государственная стратегия на увеличение  объемов дорожного и инфраструктурного строительства.

И главное – значительный рост жилищного строительства (рис. 20).

В соответствии с утвержденной Правительством ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы:

  • в 2011 году должно быть введено 67 млн. кв. м жилья (на 7,5% выше уровня прошлого года);
  • в 2015 году – 90 млн. кв. м.

В соответствии с указаниями Руководства страны к 2020 году необходимо строить по 1 кв. м на каждого жителя страны – т.е. по 140 млн. кв. м ежегодно.

В разделе «Жилье» одной из программных предвыборных статей «Строительство справедливости. Социальная политика для России» В.В.Путин задает вопрос «Что мы предполагаем делать?» и отвечает:

Первое – снижать стоимость строительства, и не за счет заработной платы и охраны труда рабочих, а за счет снижения цен на строительные материалы, прекращения раздувания цен из-за коррупционной нагрузки на строительный бизнес. Мы введем конкурентный порядок экспертизы строительных проектов, переведем излишние процедуры согласования и строительного надзора в уведомительные.

На региональном уровне надо обеспечить устранение искусственного монополизма как строителей, так и поставщиков базовых строительных материалов. В совокупности мы можем снизить цены на современное  комфортабельное жилье не менее чем на 20%, а в отдельных регионах — до 30%.

Второе. Введение в экономический оборот большого количества земельных участков — как в ходе расширения «агломерационного радиуса» крупных городов, строительства местной дорожной и инфраструктурной сети, так и в результате изъятия их у тех государственных учреждений и ведомств, где они лежат мертвым грузом.

Третье. Цена ипотеки должна снизиться вместе со снижением инфляции. Должны получить развитие сберегательно-накопительные механизмы — типа немецких стройсберкасс. Мы будем расширять программу субсидирования процентной ставки по ипотеке для молодых семей, а также для работников бюджетного сектора. На это могут быть направлены средства, которые будут высвобождены после завершения олимпийских строек в Сочи, объектов АТЭС на Дальнем Востоке, а также после завершения программы обеспечения жильем офицеров Вооруженных сил.

Четвертое. Наряду с расширением возможностей купить квартиру надо создать цивилизованный рынок арендного жилья.

В совокупности представленные меры дадут возможность к 2020 году решить проблему доступности нового жилья не для четверти, как сейчас, а для 60% российских семей. А к 2030 годуснять проблему полностью.

Приоритетные задачи, намеченные Коллегией Минрегиона России на 2012 год

В сфере жилищной политики:

  • достижение годового объема ввода жилья на уровне 67 млн. кв. м;
  • достижение доли жилья экономического класса в размере 45% от общего годового объема ввода;
  • достижение доли малоэтажного жилья в размере 55% от общего объема ввода;
  • снижение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) до 9% годовых;
  • достижение объема вновь выданных ипотечных кредитов в 817 млрд. рублей;
  • увеличение доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, до 23 %;
  • выполнение в полном объеме государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
  • установление правовой основы развития рынка арендного жилья.

В сфере строительства:

  • реализация Стратегии развития промышленности строительных  материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года;
  • совершенствование системы технического регулирования в области строительства;
  • совершенствование отраслевого законодательства;
  • совершенствование системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве;
  • совершенствование системы саморегулирования в строительстве;
  • снятие административных барьеров в строительстве;
  • обеспечение доступности в электронном виде государственных услуг по экспертизе проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
  • введение аттестации (переаттестации) физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
  • совершенствование нормативно-правового регулирования в области экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также в области аттестации экспертов;
  • унификация технических нормативов в области безопасности строительства в рамках Таможенного союза.

6.2.  Совершенствование организации  деятельности исполнительного органа РСС

Говоря о непосредственных задачах Союза в интересах достижения указанных выше целей, можно сказать, что, по нашему мнению, спектр основных направлений деятельности РСС в целом определен правильно и существенной коррекции не требует.

Однако для повышения эффективности нашей работы требуются меры организационного характера:

  1. Совершенствование структуры общественных исполнительных органов, в том числе путем увеличения количества Комитетов по новым направлениям деятельности.
  2. Повышение роли и совершенствование организации деятельности вице-президентов РСС по работе на территориях.
  3. Активизация роли РСС по организации работы Комиссии РСПП по строительному комплексу и ЖКХ.
  4. Усиление состава Исполнительной дирекции РСС.
  5. Повышение эффективности работы по привлечению новых членов в состав РСС, особенно из числа саморегулируемых организаций.
  6. Улучшение финансового обеспечения за счет увеличения суммы ежегодных взносов членов РСС и укрепления финансовой дисциплины.

Темы: ,


Обсудить на форуме