о падении качества инженерных изысканий
состоялся 28 марта в Национальном объединении изыскателей.
О резком снижении качества инженерных изысканий, произошедшем за последние десятилетия говорили на заседании круглого стола «Роль саморегулируемых организаций в обеспечении качества инженерных изысканий». В обсуждении приняли участие руководители 26 изыскательских саморегулируемых организаций, ряда крупных изыскательских предприятий, председатели комиссий НОИЗ.
«Очень остро сегодня стоит проблема, от решения которой будет зависеть дальнейшая судьба инженерных изысканий и их места в экономике страны. Речь идет о качестве инженерных изысканий»,- заявил, открывая заседание, Президент НОИЗ Леонид Кушнир, подчеркнув, что проблема качества инженерных изысканий требует срочных и радикальных мер по всей управленческой вертикали.
Оценку соответствия инженерных изысканий требованиям нормативных документов и технического регламента сегодня осуществляют организации экспертизы, и результаты этой оценки более чем красноречивы. «Если взять данные экспертизы по тем видам инженерных изысканий, которые попадают под обязательную оценку соответствия, то всего 7-8% представленных результатов инженерных изысканий получают положительную оценку с первого раза»,- сообщил Леонид Кушнир.
Даже если учесть, что организации экспертизы в субъектах федерации зачастую возвращают документы на повторное рассмотрение исходя из собственных интересов, то кардинальным образом этот фактор на общих показателях качества инженерных изысканий все равно не скажется, считают эксперты. Тем более, что на уровне федеральной экспертизы такие случаи практически исключены.
«Ответственность за работу «субъектовой» экспертизы сегодня несет губернатор. И если есть выявленные случаи необъективной оценки результатов инженерных изысканий, то за это будет отвечать региональная исполнительная власть. Но выявлять такие случаи могут только федеральные учреждения от имени Минрегиона, который является единственным контролирующим органов в данной сфере»,- напомнил Леонид Кушнир.
«В силу целого комплекса причин, по структуре наших исследований сегодня мы вернулись к 60-м годы. Структура исследований и их качество по отношению к 80-м годам ухудшилась в разы»,- констатировал Президент Национального объединения изыскателей, отметив, что, не смотря на то, что претензии от строителей и проектировщиков сегодня поступают в Национальное объединение изыскательских СРО, в действительности саморегулирование здесь ни при чем.
Обеспечение качества инженерных изысканий, как и обеспечение качества проектирования и строительных работ является одной из основных целей деятельности саморегулируемых организаций строительной сферы. Но так случилось, что система саморегулирования в настоящий момент не способна эффективно эту деятельность реализовывать и тому есть несколько причин.
У института саморегулирования сегодня нет реальных рычагов контроля качества производимых работ. «У изыскательских организаций, особенно малого и микро-бизнеса нет никаких мотиваций находится в той СРО, где применяются высокие требования, и существует более высокий уровень контроля. Уже начинается процесс перетекания предприятий в саморегулируемые организации с ослабленным уровнем контроля, и если ничего не предпринять это процесс будет только нарастать»,- считает Л.Кушнир.
Преференции для малого бизнеса и существующая система государственного заказа фактически угрожает выживанию крупных изыскательских организаций, неспособных конкурировать с фирмами однодневками и организациями без интеллектуальных и производственных ресурсов, требующих соответствующего содержания и обслуживания.
«В 1989 году весь объем инженерных изысканий, который был в полтора раза больше в физическом выражении, чем сегодня, выполняли всего 260 крупных организаций — это факт. Впоследствии, лицензии на изыскательские работы имели порядка 6200 компаний, а сегодня, если судить по выданным допускам, мы имеем более 8000 изыскательских организаций, т.е. процесс распада продолжается. Ожидаемого сокращения количества организаций при переходе от лицензирования к саморегулированию не произошло»,- заметил Президент НОИЗ.
Соревновательный принцип, связанный с повышением требований качества и безопасности, заложенный в систему саморегулирования, сегодня не работает, или работает с обратным эффектом. В первую очередь это связанно с отсутствием у заказчика мотивации для повышения качества конечного продукта, и с ориентацией того же заказчика на понижение цены контракта, а не на долгосрочную эффективность расходов.
Сегодня заказчик не ценит качество, при существующей системе откатов и т.д. даже результат инженерных изысканий заказчика интересует далеко не всегда. Фиксируются случаи откровенной фальсификации результатов инженерных изысканий.
Между тем, эксперты отмечают прирост зарубежных инвестиций, и ожидается, что эта тенденция будет продолжаться. Частный иностранный инвестор, вкладывая свои деньги, будет заинтересован в качественном конечном результате. Учитывая вступление России в ВТО, уровень конкуренции на рынке инженерных изысканий будет только возрастать.
«В такой ситуации, даже если в сфере технологий через несколько лет мы европейцев догоним, если нам не удастся отрегулировать проблемы в сфере качества, наше место займут западные коллеги»,- считает Л.Кушнир.
Прозвучали предложения…
Некоторые надежды на улучшение ситуации в сфере госзаказа участники круглого стола связывают с готовящимся законом о ФКС, куда заложены реальные меры по пресечению демпинга. Предполагается, что конкурсы будут включать в себя 2-стадийные переговоры, что исключит участие в исполнении государственного заказа фирм-однодневок, а ограничение по снижению начальной цены контракта будет закреплено на уровне 20%. Кроме того, в рамках ФКС изыскатели намерены участвовать в общественном аудите начальной цены контрактов на выполнение изыскательских работ.
Также участники Круглого стола обсудили возможные меры по стимулированию практики полевого контроля инженерных изысканий. Прозвучало предложение включить этот вид работ в перечень видов работ утвержденных Приказом №624 и внести соответствующие дополнения в Градостроительный кодекс, обязывающие заказчика/застройщика проводить эти работы за свой счет. Кроме того, принято решение подготовить на уровне НОИЗ рекомендательный стандарт для организаций, который сформулировал бы общие требования к системе контроля качества инженерных изысканий.
Инженерные изыскания содержат большой объем скрытых работ, которые сегодня находятся за рамками государственного технического контроля. «Достаточно внести незначительные изменения в Градкодекс, включив инженерные изыскания в сферу строительного контроля – и вся система подключится к нашему виду деятельности»,- предложил председатель Комиссии по техническому регулированю НОИЗ Алексей Свертилов.
Еще одна идея связанна с возложением на заказчика ответственности за качество инженерных изысканий. В этом случае требования технического контроля со стороны заказчика появились бы сами собой, но пока не ясно, как может выглядеть механизм такой ответственности. «Необходимо законодательно привязать заказчика, чтобы он был не просто заинтересован, но наравне с нами нес ответственность своими действиями, финансированием, этапами исполнения контракта и т.д. Вот тогда наверно появятся реальные мотивы для повышения качества»,- заметил Л.Кушнир.
Также в рамках круглого стола обсуждались меры по пресечению нарушений законодательства саморегулируемыми организациями при выдаче допусков на ведение инженерных изысканий. От аппарата НОИЗ поступило предложение ввести добровольный аудит изыскательских СРО. Также было озвучено предложение ужесточить персональную ответственность руководителя СРО за грубые нарушения закона.
По итогам обсуждения принято решение представить соответствующие рекомендации Совету НОИЗ, а также направить предложения по решению наиболее острых проблем саморегулирования в инженерных изысканиях в Правительство РФ.
Обсудить на форуме