Как профессионально участвовать в конкурсных закупках? Кто является основными игроками на этом рынке? Многие компании готовы взять на себя государственные заказы, но недостаточно осведомлены об участии в них. Новички часто проигрывают конкурсы из-за ошибок, допущенных при заполнении документации, из-за подачи конкурсных заявок раньше конкурентов, из-за незнания политики цен на отечественные и иностранные материалы… Но охотникам за госзаказом можно помочь.
О небольших хитростях, расставленных на поле государственных заказов, рассказали специалисты рынка торгов. Департамент поддержки малого и среднего бизнеса НП СРО «МОС» совместно с Московским агентством по развитию предпринимательства и Компанией «Твои Торги» 20 июля 2010 года провели семинар на тему: «94 осечки охотника за госзаказами». На семинаре присутствовали члены НП СРО «МОС», а также члены других саморегулируемых организаций. Участие в семинаре было бесплатным, мероприятие проходило в режиме online на сайте www.mos.sro-s.ru.
«В России идет планомерная масштабная реформа госзакупок. С 1 января 2011 года 80% всех торгов будет проходить только в электронных аукционах. Эта реформа для строителей несет повышение прозрачности. Теперь выходить на госзакупки без каких- либо контактов с заказчиками, без договоренностей — станет реальностью», — отметил, открывая семинар, Константин Федоров, генеральный директор компании ООО"Твои Торги" (юридическое сопровождение участников тендеров).
«В первую очередь, необходимо ознакомиться с азбукой проведения торгов. Рекомендуем не участвовать в конкурсах тем компаниям, которые не имеют об них представления – потому в нашей практике происходили случаи, когда госзаказ срывался, и при контракте на 4 млн рублей компания получала пенни на 28 миллионов рублей. Либо фирма, выиграв электронный аукцион, за 6 дней не успевала выполнить определенные процедуры, и ее считали уклонившейся от выполнения государственного контракта. При этом было потеряно обеспечение заявки в размере 1 млн рублей, и компания на два года попала в Реестр недобросовестных поставщиков».
Эксперт рассказал о понятиях рынка госзакупок и ряде федеральных законов, регулирующих деятельность. Одним из понятий книги госзакупок является «национальный режим». Это взаимоотношение иностранных и отечественных участников конкурса. При участии в конкурсах отечественным производителям предоставляются определенные преференции. Если на аукционе выигрывает компания, которая поставляет товары иностранного производства, она при заключении контракта должна предоставить заказчику скидку в размере 15%. Эти 15% иногда бывают решающими, и из прибыльного контракт превращается в убыточный.
При участии в торгах нужно понимать, как регулируется деятельность госзакупок. Каждое действие заказчика или поставщика попадает под действие ряда федеральных законов, подзаконных актов и в том числе кодексов административных правонарушений и уголовного кодекса. ФЗ № 94 «О размещении заказов для государственных и муниципальных нужд» — это центральный закон о госзакупках. Он регулирует отношения заказчика и поставщика на стадии, когда заказчиком сформирована потребность, подготовлено техническое задание и объявлен конкурс или аукцион. Согласно этому закону, выбирается аукционная комиссия, определяется победитель. Подача заявок, подписание контракта – все это регламентируется ФЗ №94. Закон заканчивает свое действие на стадии заключении контракта. Дальше работает Гражданский кодекс. После подписания государственного контракта, при возникновении коллизий с заказчиком обращаться за их разрешением необходимо уже к Гражданскому кодексу».
По словам эксперта, бюджетный кодекс регулирует бюджетный процесс – в нем заложено 2 интересных момента. «Первый – заказчик никак не простимулирован на получение экономии бюджетных средств, даже наоборот. Есть такое понятие, как «освоение бюджетных средств». Если заказчик в этом году не освоил бюджетные средства, сэкономил на аукционе – соответственно, у него остались неосвоенные бюджетные лимиты. В следующем году ему выделят меньшее количество денег», — отметил Константин Федоров.
Второй момент, более важный для поставщиков – понятие «бюджетного года». Все отношения между заказчиком и поставщиком в 95% случаев хронологически заканчиваются бюджетным годом, 31 декабря. Это значит, при заключении контракта компанией 26 декабря необходимо выполнить работы в течение года — у строителей есть всего 3 дня, чтобы возвести дом. Если в эти 3 дня работы не будут выполнены, в следующем году у заказчика не будет возможности оплатить товары или работы. Поскольку 31 декабря происходит обнуление бюджетных средств у заказчика, в следующем году ему придется пройти очень сложную процедуру восстановления этих бюджетных средств. Это может занять полгода или более. «Когда вы выходите на аукцион под конец года или ваш контракт длится до 31 декабря, нужно понимать, что в этом случае просрочка недопустима. Если вы опоздали с выполнением работ, готовьтесь к тому, что деньги вы получите не по контракту, в течение 10 рабочих дней после того, как вы сдадите работы, а значительно позже, это связано со сложностями бюджетного процесса», — отмечает Константин Федоров.
В тех ситуациях, когда 94 ФЗ не четко регулирует ту или иную сферу, можно обратиться к 135 закону, который гласит, что заказчик не имеет права ограничивать конкуренцию при проведении торгов. Этого достаточно, чтобы подтянуть любые нарушения заказчика, которые ограничивают конкуренцию.
Например, заказчики часто при проведении аукциона прописывают требования в техническом задании таким образом, чтобы под это техническое задание подошло оборудование одной-единственной компании. Это нарушение попадает под 135-ФЗ. В таких ситуациях свои права можно защитить. Если вы понимаете, что на аукционе техническое задание «заточено» под конкретную компанию, обладающую эксклюзивными правами на оборудование, а функционально нет разницы, какая компания будет выполнять работы – в этой ситуации можно обращаться в органы контроля. Основным органом контроля является Федеральная антимонопольная служба. Также можно защитить права через суд – но это может занять более полугода.
Динамика законодательства очень высокая – далее следует список поправок, которые были внесены за период действия 94 ФЗ. Боле десятка изменений было внесено только в 2009 году. № 207-ФЗ от 31.12.05, № 142-ФЗ от 27.07.06, № 53-ФЗ от 20.04.07, № 218-ФЗ от 24.07.07, № 257-ФЗ от 08.11.07, № 160-ФЗ от 23.07.08, N 225-ФЗ от 01.12.08, № 308-ФЗ от 30.12.08, № 323-ФЗ от 30.12.08, N 68-ФЗ от 28.04.09, № 93-ФЗ от 08.05.09, N 144-ФЗ от 01.07.09, N 147-ФЗ от 17.07.2009, N 155-ФЗ от 17.07.2009, N 164-ФЗ от 17.07.2009, № 261-ФЗ от 23.11.2009, №273-ФЗ от 25.11.2009, №316-ФЗ от 17.12.2009, №365-ФЗ от 27.12.2009, текущая редакция вступила в силу 01.01.2010.
«Если вы занимаетесь торгами самостоятельно – вам необходимо обратить внимание юристов компании на сайты Правительства, Минэкномразвития и отслеживать изменения в законодательстве. Кроме того, необходимо определить, какой закон в какой редакции действует на определенный момент времени. Пока вы участвуете в аукционе, закон 2 раза могут изменить. И конкретная норма действует совсем по-другому. Действующие редакции законов нужно смотреть на ту дату, когда заказчиком был объявлен аукцион, и в Интернете появилось извещение о проведении аукциона.
Кто есть кто?
На рынке госзаказа существуют понятия «государственные» и «негосударственные заказчики». Государственными заказчиками являются органы власти (министерства, ведомства, службы, департаменты), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, иные организации, которые получают бюджетные средства. Здесь есть нюанс – государственные унитарные предприятия, такие, как ГУП Мосводоканал, АО с долей государства или с долей государства в уставном капитале – не являются государственными заказчиками. Так, например, Метрополитен не является государственным заказчиком. 94-ФЗ и вся нормативная база на такие компании не распространяется. Несмотря на то, что они являются государственными предприятиями, они размещают заказы так же, как и любая коммерческая организация. Сегодня это большая проблема — у таких компаний большие финансовые ресурсы и крупные закупки, но все они проходят непрозрачно. Есть исключения, когда Метрополитен выступает техническим заказчиком, а основным заказчиком выступает Департамент транспорта и связи города Москвы. На бюджетные средства закупаются вагоны для Метрополитена, строится ветка метро. В этом случае Метрополитен просто принимает товар, а платит Департамент транспорта. При посещении тендеров государственных предприятий необходимо всегда обращать внимание, из каких средств будет оплачиваться закупка, из собственных средств заказчика или из бюджетных средств.
Помимо самих заказчиков есть понятие «уполномоченный орган». Это тоже орган власти, который берет на себя часть функций заказчика по проведению аукциона. Он выступает помощником государственного заказчика. Заказчик формирует задание, заявку и передает в уполномоченный орган. И далее уполномоченный орган уже самостоятельно проводит аукцион, собирает заявки, определяет победителя и передает заказчику победителя для заключения госконтракта. Например, Тендерный комитет проводит в Москве все торги, цена контрактов по которым свыше 10 млн рублей. Соответственно, если ремонт небольшого здания – 7 млн рублей, заказчик сам проводит этот заказ. Префектура данного района самостоятельно формирует комиссию, собирает заявки и определяет победителя. Если сумма контракта свыше 20 млн по строительству – этот заказ размещает не префектура, не управа, а Тендерный комитет. Именно он формирует комиссию, собирает заявки, принимает решения, кого отклонить, кого допустить, кого признать победителем. В крупных торгах заказчик мало что решает – все решает Тендерный комитет.
Есть еще один игрок на рынке госзакупок – это специализированная организация, технический помощник заказчика. Когда заказчик проводит аукцион самостоятельно, префектура может привлечь юридическую организацию, которая поможет ей провести аукцион. Не стоит недооценивать их влияния на результаты торгов – в спецорганизации обычно сконцентрированы основные мозговые центры заказчика. У самого заказчика в штате может быть один-два специалиста по госзакупкам. Их квалификация достаточна, но очень часто заказчик обращается за советом в спецорганизации, как расставить ловушки в своей документации, чтобы невнимательные участники в них попались и не дошли до аукциона, и так далее. Спецорганизация помогает заказчику проводить аукционы управляемо. Именно спецорганизации обычно принимают заявки на участие в тендерах. Соответственно, не заказчик первым узнает о том, кто подал заявки, а спецорганизация. Если в случае аукциона это не так критично, поскольку заявка подается в открытом конверте, и ничего она с собой не несет, кроме того, что спецорганизация уже за день-два знает, кто пришел на этот аукцион и с кем можно начинать вести переговоры, кто выйдет на этот аукцион, то в случае конкурса, когда заявки подаются в закрытом конверте, например, как проектные работы, до момента вскрытия этих конвертов ни заказчик, ни спецорганизация по идее не должны узнать, с каким предложением вы выходите на этот конкурс. Но когда заявки подаются в спецорганизацию, существует масса возможностей вскрыть эту заявку до того, как начался конкурс, посмотреть предложенные условия, передать эту информацию вашим конкурентам.
Подача заявки
Как не попасть в ловушку и не допустить того, чтоб вашу конкурсную заявку кто-то увидел раньше времени? При объявлении конкурса есть возможность подать заявку в течение 30 дней. Можно подать заявку в момент вскрытия конвертов. В день проведения конкурса собирается комиссия заказчика, председатель комиссии, несколько членов, представители заказчика. Им приносят все заявки, которые уже к этому моменту поданы на данный конкурс. Все заявки запечатаны, никто в теории не знает, что там написано. И первые слова председателя комиссии, когда он открывает ее заседание, звучат так: «Уважаемые поставщики, если кто-то хочет подать заявку или внести изменения, отозвать заявку, можете это сделать». И в этот момент вы встаете, подаете свою заявку, кладете на стол заказчика и садитесь на свое место. Тогда вы можете быть уверены, что никто, кроме ваших сотрудников не видел эту заявку до конкурса. Такая возможность есть, и моя настоятельная рекомендация – если вы участвуете в конкурсе, всегда в 100% случаев подавайте заявку именно в последний момент, на заседании комиссии. При этом есть риск опоздания, поэтому приходите на заседание конкурсной комиссии заблаговременно».
Допуск СРО
«Если компания не имеет допуска на некоторые виды работ, но у нее есть генподряд, она будет допущена к участию в конкурсе или аукционе. Но работы тогда будет осуществлять не сама компания, а субподрядчик с соответствующим допуском. Год назад ФАС и Москонтроль в Москве в один голос говорили, что участник размещения заказа должен иметь допуск на все необходимые виды работ, но сейчас достаточно только генподряда.
Помимо советов по участию в конкурсах, Константин Федоров упомянул несколько слов о современных электронных площадках для торгов.
Что такое электронные торги?
«Будущее госзакупок – это аукцион в электронной форме. Он проходит в Интернете на сайте оператора электронной торговой площадки и доступ на этот аукцион можно получить удаленно, находясь в любой точке земного шара», — отметил Константин Федоров.
По словам экспертов Минэкономразвития, тема электронных торгов является очень популярной на данный момент. Закупки товаров, работ, услуг на электронных аукционах — наиболее эффективный и перспективный способ обеспечения государственных и муниципальных нужд, поскольку при проведении электронных аукционов обеспечивается максимальный уровень конкуренции. При этом максимально экономятся бюджетные средства, минимизируется возможность для сговора участников аукциона и возможности для злоупотреблений со стороны заказчиков путем административного вмешательства в процедуры отбора поставщиков.
Законом №94-ФЗ предусмотрена следующая схема проведения электронных аукционов. Процедура подачи заявки участниками торгов разделена на 2 части. В первой – участник указывает только товары, работы, услуги, которые он будет поставлять, и только после того как все ценовые предложения сделаны, перед заключением контракта осуществляется второй допуск (подача второй части заявок), когда уже раскрывается информация об участнике и осуществляется проверка компании. Если речь идет, например, о строительстве, должен быть акт сдачи в эксплуатацию объекта, акт ввода его в эксплуатацию (в электронном виде) и т.д.
Таким образом, участники, которые не желают раскрывать информацию о себе, вступать в сговор, не хотят, чтобы на них оказывали административное давление, получают такую возможность на электронных аукционах.
Согласно новой процедуре при проведении электронного аукциона не предполагается бумажного документооборота между заказчиками, участниками и электронной площадкой, включая заключение государственного или муниципального контракта, так же, как не предполагается посещение заказчиками или предпринимателями данных площадок в принципе. Весь документооборот – исключительно электронный. Для чего требуется получение электронно-цифровой подписи.
Как сообщил слушателям семинара Руководитель Департамента поддержки малого и среднего бизнеса «Межрегионального объединения строителей» Константин Герасин, НП СРО «МОС» тоже создал собственную электронную площадку. Она состоит из трех блоков – «МОСЗАКАЗ», «ГОСЗАКАЗ» и «Регионзаказ».
Блок «МОСЗАКАЗ» создан для привлечения предприятий малого и среднего бизнеса к выполнению работ на условиях субподряда у крупных строительных компаний, имеющих допуски к генподряду свыше 500 млн. рублей. Главное преимущество такой системы – дать возможность крупным строительным компаниям выбирать субподрядчиков из числа компаний малого и среднего бизнеса. К электронным торгам допускаются только компании, состоящие в НП СРО «МОС».
Блок «ГОСЗАКАЗ» создан специально для членов НП СРО «МОС», ориентированных на крупные подряды. На этой площадке будет опубликована информация об интересных государственных заказах. Предполагается, что те, у кого нет электронно-цифровой подписи, тоже могут участвовать в торгах — для этого необходимо связаться со специалистами саморегулируемой организации.
«Блок «РЕГИОНЗАКАЗ» — это, прежде всего, электронная площадка интерактивной обратной связи компаний — членов НП СРО «МОС» между собой по региональному признаку. Здесь можно найти партнера, субподрядчика и заказчика. Выйти с ними на связь через сетевой ресурс. Принять участие в семинаре, селекторе и узнать последние новости о поддержках малого бизнеса в своем регионе», — резюмировал К.Герасин.
Обсудить на форуме