В заседании приняли участие представители Минэкономразвития России, ФАС России, руководители саморегулируемых организаций строительной сферы, отраслевых и региональных объединений, предприятий и организаций строительного комплекса.
Открывая заседание, В.А.Яковлев — председатель Комиссии РСПП по строительному комплексу и ЖКХ, президент Общероссийского межотраслевого объединения работодателей «Российский Союз строителей», член Правления РСПП подчеркнул, что Комиссия РСПП по статусу является весьма влиятельным общественным органом, к мнению которого прислушиваются руководители всех уровней и ветвей власти, поэтому задача ее нового состава сделать так, чтобы содержание работы Комиссии соответствовало ее статусу.
«На свои заседания, при необходимости, мы будем приглашать руководителей и ведущих специалистов органов законодательной и исполнительной власти всех уровней, руководителей других общественных организаций, в том числе международных», — добавил он.
«Мы готовы рассматривать предложения по проблематике заседаний не только от членов Комиссии, — пояснил В.А.Яковлев, — но и от самого широкого круга специалистов».
По мнению председателя Комиссии РСПП, заседания этого рабочего органа должны стать площадкой для обсуждения актуальных проблем, волнующих сообщества строительного комплекса и ЖКХ. «При этом, — подчеркнул В.А.Яковлев, — совершенно не обязательно приходить к единому результату. Важно определить и четко сформулировать позиции и донести их до руководства страны для учета при принятии решений».
На заседании Комиссии выступили: Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации М.Э. Осеевский, начальник Управления ФАС России по контролю за размещение государственного заказа М.Я.Евраев, вице-президент Российского Союза строителей, вице-президент Национального объединения проектировщиков, президент НП «Объединения генподрядчиков в строительстве» А.Ш.Шамузафаров, вице — президент Национального объединения экспертов капитального строительства, председатель Комитета Российского Союза строителей С.А.Чернов, президент Национального объединения экспертов капитального строительства Ш.М. Гордезиани, председатель комитета Национального объединения проектировщиков С.С. Ильяев, руководитель исполнительного комитета Партнерства профессионалов госзаказа, председатель комитета по организации подрядных торгов в строительстве РСС Е.В.Лезина, директор ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» Я.В.Геллер, президент Союза архитекторов России А.В.Боков и другие представители отрасли.
В центре внимания заседания был вопрос о состоянии института саморегулирования в строительной сфере.
По оценке выступающих, переход на систему саморегулирования прошел проверку временем – это на сегодняшний день сложившаяся структура, на деле доказавшая свою эффективность. Но, в то же время, вопросов, требующих незамедлительного решения, остается достаточно.
По словам А.Ш.Шамузафарова, введение саморегулирования позволило передать значимую часть административных функций профессиональному сообществу и дало возможность реально повысить эффективность контроля за членами СРО. По его мнению, отмена лицензирования в отрасли помогла избавиться от «балласта» — фиктивных фирм, созданных исключительно для финансовых махинаций. Если лицензии на проведение проектировочных и изыскательских работ были некогда выданы 265 тыс. организациям, то сегодня эта цифра сократилась вдвое.
В настоящее время в сфере строительства насчитывается 442 саморегулируемых организации, из них более 240 – занимаются строительными работами, более 160 – проектированием, более 30 – инженерными изысканиями.
Деятельность, которую проводят национальные объединения строителей, проектировщиков, изыскателей, трудно переоценить. Так, из 300 млн. рублей, привлеченных Минрегионом России для актуализации СНиПов и ГОСТов, 200 млн. были выделены этими оорганизациями. По мнению А.Ш.Шамузафарова, такая активность позволяет говорить о том, что к середине нынешнего года все необходимые документы, а их более 90, будут актуализированы.
В то же время в сфере саморегулирования остается еще много проблем. Одна из них – «с катастрофической скоростью меняющееся законодательство в этом сегменте деятельности». За период с 2009 по 2012 гг. в законодательство, касающееся деятельности СРО, было внесено более 200 поправок. «Сейчас не то время, чтобы радикально менять принципы саморегулирования, нужно хотя бы несколько лет, чтобы спокойно поработать», — отметил А.Ш.Шамузафаров. Он особо отметил законотворческую деятельность национальных объединений, как своевременную и необходимую на данном этапе развития и выступил с инициативой внести поправки в Градкодекс, касающиеся раздела об эксплуатации зданий и сооружений. По его мнению, было бы правильно, чтобы организации, занимающиеся эксплуатацией зданий, тоже были членами СРО.
Большое место в заседании комиссии было отведено вопросам негосударственной экспертизы. Согласно поправкам в Градкодекс она официально уравнена в правах с государственной. По словам Ш.Гордезиани, процессы аккредитации и аттестации экспертов на сегодняшний день излишне бюрократизированы. Члены Комиссии приняли решение обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой «разрулить» ситуацию.
Острые дебаты на заседании Комиссии вызвало обсуждение проекта федерального закона «О федеральной контрактной системе», предложения к которому были представлены Заместителем Министра экономического развития Российской Федерации М.Э.Осеевским и начальником Управления ФАС России по контролю за размещение государственного заказа М.Я.Евраевым.
Обсудить на форуме