В Петербурге завершил свою работу XII Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России: выстраивая систему». Одними из главных тем обсуждений этого года стали готовящийся ко второму чтению в Госдуме законопроект «О государственном стратегическом планировании», а также устойчивое развитие субъектов РФ. На Форуме побывал и корреспондент СРОпортала.
Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России», основным организатором которого является Министерство регионального развития РФ, проходит ежегодно с 2002 года и является крупнейшей площадкой страны, на которой комплексно рассматриваются вопросы долгосрочного развития регионов и городов, а также особенности российской системы стратегического и территориального планирования. С каждым годом масштаб мероприятия растет. В этот раз Форум собрал больше тысячи видных экспертов из России, Европы и США, так что многим чиновникам и депутатам, участвовавшим в дискуссиях, пришлось «попотеть», отвечая на их вопросы.
Вне единой системы
Тематика нынешнего форума — выстраивание единой системы планирования в России. В ходе первого пленарного заседания 21 октября были рассмотрены законодательные аспекты стратегирования, в том числе проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании». Второе пленарное заседание 22 октября было посвящено многополярному развитию России.
По словам министра регионального развития РФ Игоря Слюняева, присутствовавшего на первом дне Форума, стратегии социально-экономического развития к настоящему моменту утверждены во всех восьми российских федеральных округах, хотя их уже пора актуализировать – Правительство начнет эту работу в следующем году. Большинство российских городов (164) также уже утвердили свои стратегии социально-экономического развития. Однако они часто носят декларативный характер, и не являются документами обязательного применения. Практически не увязаны между собой стратегии регионов и федеральных округов, что мешает реализации на их территории крупных федеральных программ. Неудивительно, что такая ситуация приводит к значительным бюджетным потерям. «Из-за отсутствия единой системы стратегического планирования Россия ежегодно недополучает 2-3% ВВП», — констатировал министр.
По мнению Минрегиона, первым шагом в решении этой проблемы должен стать федеральный закон «О государственном стратегическом планировании», который уже год ждет в Госдуме своего второго чтения. За это время документ был переписан не один раз, и при этом ему пророчат еще одну большую редакцию, хотя второе чтение законопроекта и запланировано на конец ноября этого года.
Сейчас документ находится на согласовании в ГПУ президента, но депутаты уже думают не только о смене его названия, но и перечня документов государственного стратегического планирования, им предусмотренных. Поэтому, как сообщила заместитель директора Департамента стратегического развития и государственной политики в сфере территориального планирования Минрегиона России Елена Рожкова, серьезно говорить о конфигурации документов стратегического планирования, взаимодействии их региональных и федеральных аспектов можно будет только после второго чтения документа в Госдуме. «Предлагаю всем набраться терпения», — добавила эксперт, пытаясь прекратить поток вопросов от слушателей круглого стола «Законопроект о государственном стратегическом планировании: региональный аспект». Присутствовавшие были серьезно разочарованы, поняв, что обсуждать, по большому счету, еще нечего – никакой внятной редакции законопроекта общественности пока не представлено.
Агломерации большие и малые
Примерно такого же характера дискуссия развернулась на следующий день, когда участники круглых столов обсуждали систему расселения в России. Такого ключевого в современном мире понятия как «агломерация» в российском законодательстве пока не содержится. Хотя, отмечают эксперты, уже можно смело говорить о Московской агломерации, которая, правда, нуждается в структурировании, о начале объединительных процессов между Петербургом и Ленинградской областью, о Новосибирской агломерации. Получить этот статус хотят еще несколько российских городов. Однако пока что агломерации в России выстаиваются не системно, каждый раз – по новой схеме и с неизвестными последствиями в будущем. Именно «вялые» формулировки в законодательстве сдерживают развитие агломераций в нашей стране, считает советник вице-губернатора Свердловской области Юрий Кузнецов.
«Подавляющее большинство межмуниципальных соглашений сейчас заканчиваются чаепитиями на Координационных советах, а не конкретными действиями». Как только речь заходит об объединении финансовых потоков, создании единого крупного хозяйствующего субъекта, мы тут же упираемся в законодательство. Бюджетный кодекс не позволяет нам передавать муниципальные бюджеты в какие то другие структуры. ФЗ № 131 о местном самоуправлении не дает нам права передавать полномочия муниципалитетов. В таких условиях как строить агломерацию?», — задается вопросом эксперт.
По словам Юрия Кузнецова, в перспективе придется вносить изменения в законодательство. «Даже Минрегион уже понимает, что изменения законодательства не избежать. Сейчас нам нужно выбрать 5-6 пилотных регионов, например Новосибирскую область и ряд других, и провести там эксперимент по созданию агломераций, посмотреть, во что мы «упремся» при этом локтями. Радует, что Минрегион тоже нацелился на это. В ближайшее время эти проекты будут запущены», — отметил представитель Свердловской области.
О том, что будущее России – за агломерациями, причем даже небольшими по размеру, состоящими, к примеру, из райцентра и близлежащих поселков, говорили и другие эксперты. В частности, генеральный директор ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «ГИПРОГОР» Михаил Грудинин отметил, что вопрос «Каким образом управлять агломерацией и как ее строить?» является сейчас одним из сложнейших. «Агломерация – не единственная, но наиболее рациональная форма организации жизни города, особенно для Сибири и Дальнего Востока. Агломерация позволяет решать те проблемы, которые среднестатистический российский город решить не в состоянии. Не всем повезет с Универсиадой, Олимпиадой или саммитом АТЭС. Спасение утопающего – дело рук самого утопающего», — констатировал эксперт.
В этом смысле участники Форума с большим вниманием выслушали доклады своих зарубежных коллег, рассказавших о разных аспектах построения агломераций и «зеленой» экономики в своих странах. В частности, крайне интересным представители регионов нашли выступление исполнительного директора Корпорации Большого Парижа Дидье Бенса, рассказавшего о планах модернизации и развития транспортной системы Большого Парижа. Французы делают акцент на развитии высокоскоростного железнодорожного сообщения столицы с пригородами и другими городами региона Иль-де-Франс, а также на развитии метрополитена. Под это в ближайшие годы будут взяты многомиллиардные займы у международных кредиторов.
Надо отметить, что транспортным системам в рамках Форума было уделено много внимания. На эту тему состоялось сразу несколько круглых столов, на которых обсуждались такие громкие проекты ближайших лет как высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Казань (и вопрос, зачем она вообще нужна?), Центральная кольцевая автодорога вокруг Москвы, реконструкция БАМа и т.д.
Всего в рамках Форума состоялось 34 мероприятия (круглые столы, панельные дискуссии, мастер-классы, 3 пленарных заседания, семинары и т.д.), в которых приняли участие 232 докладчика и модератора.
По предложению Игоря Слюняева, на Форуме 2014 года больше внимания уделят ландшафтной политике и наверняка обсудят принятый к тому времени закон «О государственном стратегическом планировании» и другие изменения в законодательстве, касающиеся пространственного развития России.
Обсудить на форуме