В четверг, выступая с докладом в Счетной палате, министр финансов Алексей Кудрин открыто признал: его усилий и влияния больше недостаточно для того, чтобы держать под контролем разрастание бюджетных расходов, — а с этим призвал аудиторов на помощь. "Пресекайте действия правительства по изменению бюджета и по предоставлению новых программ в течение года, пишите замечания. Моих усилий недостаточно", — призвал Кудрин.
Адрес, по которому главный финансист страны решил направить свои молитвы о заступничестве, что и говорить, может показаться неожиданным. Но других адресов у Кудрина, похоже, больше нет. Как известно, главные нарекания у министра вызывают действия правительства, которое не оставляет попыток внести коррективы в уже утвержденный федеральный бюджет, раздувая его расходную часть. А именно, внося в него новые и новые программы, зачастую плохо просчитанные и подготовленные.
Последние инициативы Дмитрия Медведева тоже наверняка добавили Кудрину пару десятков седых волос. Чего стоит один только план помощи детям и программа модернизации армии на сумму свыше 20 трлн рублей, объявленные президентом в своем ноябрьском Послании Федеральному собранию, во время которого смотреть на министра финансов было физически больно. Вскоре новый удар в спину — победа России в борьбе за право проведения мирового футбольного первенства. По оценкам Владимира Путина, на строительство инфраструктуры к чемпионату придется потратить 300 млрд руб. И другая беда — по какой-то причине в бюджет на 2011 год забыли заложить расходы на реформу милиции. Тут уж не хочешь, а начнешь искать помощи хоть у дьявола, хоть у Счетной палаты под читку древних мантр о скором падении нефти до 60 долларов за баррель.
В сущности, нынешние попытки министра Кудрина ограничить аппетиты чиновников, так и норовящих отхватить лишний кусок от бюджетного пирога, заквашенного на нефтяных доходах, мало чем отличаются от того, чем глава Минфина занимался на протяжении последнего десятилетия. С тех самых пор, когда по инициативе тогдашнего экономического советника президента Андрея Илларионова правительство начало обсуждать идею стерилизации нефтегазовых сверхдоходов в специальном фонде, призванном сгладить негативные последствия возможного ухудшения мировой конъюнктуры, а также избавить экономику от "лишних" денег, провоцирующих инфляцию. Кроме того, формирование фонда давало надежду на избавление патологической зависимости экономики страны от конъюнктурных доходов, подталкивая правительство к реформам.
Итогом четырехлетних дебатов на эту тему стало создание Финансового резерва, на базе которого в 2004 году сформировали Стабилизационный фонд. Но по мере роста Стабфонда, росло и число желающих потратить его на самые острые государственные нужды. При этом именно министр Кудрин все это время оставался главным заслоном на пути тех, кто требовал "прекратить кредитовать своими деньгами экономику США", но потратить их на государственные инвестиции.
Сопротивляться этому давлению в одиночку (или почти в одиночку) было непросто и при цене барреля в 30 долларов, что говорить о восьмидесяти. Стремительный рост нефтяных доходов бюджета привел к еще одному неприятному последствию. В середине десятилетия были практически свернуты все либеральные реформы 2000-2001 годов — в какой-то момент власти поверили, что высокие цены на нефть это надолго, а нефтяной ренты хватит на то, чтобы профинансировать российскую модернизацию.
О правоте Кудрина вспомнили только с началом кризиса 2008 года, когда огромные бреши в бюджете перегруженном социальными и модернизационными расходами (как тут не вспомнить про миллиарды, закаченные накануне в госкорпорации), пришлось затыкать за счет накопленных ранее и чудом убереженных от растаскивания министром финансов.
С тех пор мировая конъюнктура на сырьевых рынках практически восстановилась на докризисном уровне. Похоже, вернулась и былая уверенность правительственных чиновников в том, что так будет всегда (благо мировые банки снова пророчат 100 долл. за баррель), а с ней и убежденность в том, что модернизацию страны можно оплатить за счет раздела нефтяной ренты, равно как пренебрежительное отношения к стенаниям Кудрина.
При этом как-то упускается из виду, что расходы бюджета уже давно и много выше докризисного уровня и, как видно, имеют тенденцию к быстрому и малопредсказуемому росту. Равно то, что плохо предсказуемы и сами цены на нефть. Их возможное падение, как склонен полагать министр Кудрин, вероятно, единственное действенное средство, способное поднять бюджетную дисциплину и заставить правительство вспомнить о реальных реформах. В противном случае нового кризиса России не избежать. Но стоит ли до этого доводить?
Владимир Волков, обозреватель журнала "Большой бизнес"
Обсудить на форуме