Правила необходимо уточнять | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 28/06/2012

Правила необходимо уточнять

Доклад заместителя Председателя Совета СРО НП «БСК»  А.М.Мороза к Парламентским слушаниям «Перспективы и проблемы деятельности саморегулируемых организаций в строительной области. Основные направления совершенствования законодательства»

Процессы коммерциализации или недобросовестного поведения саморегулируемых организаций являются на сегодняшний день одной из важнейших и системных проблем саморегулирования.

Одной из главных отличительных черт недобросовестных (коммерческих, коммерциализированных) саморегулируемых организаций является исключительно формальный подход к практике реализации функций саморегулируемой организации. Градостроительный кодекс при этом, в ст.55.1 исчерпывающим образом определил основные цели саморегулируемых организаций, как представляется, саморегулируемые организации, при совершении конкретных действий в целях реализации отведенных им функций, должны руководствоваться исключительно соображениями, направленными на достижение данных целей. Однако саморегулируемые организации, вставшие на путь «коммерциализации», руководствуются целями, не имеющими ничего общего с целями и содержанием деятельности определенными Градостроительным кодексом РФ.

Реестр членов саморегулируемой организации является информационной системой предусмотренной Законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.06.2006 года № 149-ФЗ (далее – «Закон об информации»). Данный закон уделяет подробное внимание вопросам создания и эксплуатации только государственных информационных систем. Мы знаем, как детализированы вопросы ведения таких государственных реестров, к примеру, как ЕГРЮЛ и ЕГРП. Отдельно останавливаться здесь не будем, но при этом отметим, что государство четко определило вид электронного формата, в котором ведется база данных государственного реестра; определило, что эти реестры в обязательном виде должны вестись в бумажном виде, в качестве одного из главных понятий в системе норм, определяющих порядок ведения государственных реестров, выделено понятие записи в государственный реестр. Саморегулируемые организации в силу указания нормы ч.6 ст.13 Закона «Об информации», сами вправе для себя определить, требования к ведению реестра членов саморегулируемой организации.

На практике это приводит к тому, что фактически реестром членов саморегулируемой организации сегодня может быть элементарный список юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенный на сайте саморегулируемой организации с абсолютно «плавающим», т.е. с изменяющимся в произвольном порядке как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, количеством ее членов. Недобросовестные саморегулируемые организации, которые напрямую заинтересованы в том, чтобы нельзя было подтвердить или опровергнуть количество заявляемых ими членов, именно так сегодня ведут свои реестры. Итог, сегодня невозможно достоверно установить действительное число членов недобросовестной СРО. Именно поэтому мы убеждены, что правила ведения реестров членов саморегулируемой организации должны быть одинаково жесткими для всех саморегулируемых организаций

Когда мы говорим о реестре членов саморегулируемой организации, то имеем в виду не только электронную базу и бумажный носитель, посредством которых ведется реестр. Важной составляющей любой информационной системы, являются документы, на основании которых приняты решения, и сведения о которых подлежат включению в состав информации реестра. Сегодня для саморегулируемых организаций не установлена обязанность хранить указанные документы, меж тем только на основании данных документов можно подтвердить или опровергнуть, проверить достоверность сведений отраженных в реестре членов саморегулируемой организации, то есть проверить надлежащим ли образом, саморегулируемая организация ведет данный реестр.

В целях устранения данного пробела в действующем законодательстве мы предлагаем соответствующим образом конкретизировать нормы Градостроительного кодекса РФ, посвященные ведению реестра членов саморегулируемой организации, установить обязанность саморегулируемой организации хранить документы, на основании которых в реестр вносятся сведения, определить кем устанавливается порядок ведения реестра, срок и порядок хранения документов представленных членами, а также предусмотреть нарушение порядка ведения реестра в качестве основания для лишения саморегулируемой организации соответствующего статуса.

Помимо ведения формальным образом реестров своих членов сегодня недобросовестные саморегулируемые организации, так же формальным образом, осуществляют контроль за деятельностью своих членов, предусмотренный нормами ст.55.13 Градостроительного кодекса РФ. Контроль за деятельностью членов является базовой функцией саморегулируемой организации, по нашему мнению законодательное регулирование данных вопросов на сегодняшний день явно недостаточно. Сегодня необходимо срочным образом закрепить в Градостроительном кодексе РФ обязанность саморегулируемой организации документально оформлять результаты проводимого саморегулируемой организацией контроля за деятельностью своих членов, закрепить обязанность саморегулируемой организации обеспечить сохранность указанных документов, а так же конкретизировать действующие нормы в части требований к видам и формам мероприятий по контролю осуществляемых саморегулируемой организацией.

Также необходимо внести ряд поправок в законодательство, направленных на устранение имеющихся правовых оснований для реализуемых недобросовестными саморегулируемыми организациями «схем», призванных обеспечить затруднение привлечения к ответственности за допущенные нарушения конкретных лиц, стоящих за деятельностью организации. В том числе необходимо установить исключительную компетенцию постоянно-действующего коллегиального органа саморегулируемой организации, сделав, таким образом, невозможной передачу от него функций по принятию решений о приеме в члены саморегулируемой организации и о выдаче свидетельств о допуске, а так же иных важнейших функций, созданным формальным образом органам.

Необходимо прямой нормой обязать саморегулируемую организацию оформлять на бумажном носителе и обеспечить хранение решений, принимаемых органами управления. Кроме того, специальной нормой необходимо обязать саморегулируемую организацию обособлять средства своего компенсационного фонда, в том числе от денежных средств, поступающих в оплату вступительных и членских взносов, зачисляя их на отдельный банковский счет.

Также необходимо установить законодательный запрет на передачу саморегулируемой организацией функции по контролю за деятельностью своих членов, иным, в том числе и некоммерческим организациям.

Сегодня много говорится о необходимости повышения информационной открытости деятельности саморегулируемых организаций. Информационная открытость предполагает обеспечение доступности сведений о деятельности организации максимальному кругу лиц. Мы полагаем очевидной бесполезность усилий, направленных на повышение степени открытости сведений о деятельности саморегулируемой организации, достоверность которых вызывает явные сомнения.

Таким образом, принятие предлагаемых нами поправок призвано повысить, в том числе, и степень информационной открытости саморегулируемых организаций в строительной отрасли.

Темы: , ,


Обсудить на форуме