10 февраля в московском отеле Ритц-Карлтон состоялся Второй Всероссийский форум саморегулируемых организаций «Саморегулирование в России: опыт и перспективы развития», организованный РСПП при поддержке многих других организаций, включая НОИЗ.
В работе форума приняли участие представители более 800 организаций, которые представляли 20 сфер экономической деятельности, охваченных системой саморегулирования и еще около 20 сфер, где переход на саморегулирование планируется в ближайшее время.
Председатель комитета РСПП по развитию саморегулирования В.С.Плескачевский в своем выступлении на пленарном заседании рассказал о глубоких исторических корнях саморегулирования. Основой формирования этой системы стало такое качество, как внутренняя сплоченность представителей каждой, отдельно взятой профессии. Самая первая саморегулируемая организация, по словам В.С.Плескачевского, была создана в V веке до н.э. на греческом острове Кнос , где группа врачей объединилась вокруг Гиппократа. Знаменитая Клятва Гиппократа по сути была первым профессиональным стандартом в истории человечества, сказал докладчик.
Президент РСПП А.Н.Шохин подчеркнул, что сегодня руководство страны ставит задачу повышения инвестиционной привлекательности России за счет отказа от избыточных административных и разрешительных процедур. Прогресс на этом направлении в первую очередь зависит от успешной деятельности саморегулируемых организаций.
Далее он обозначил основные направления совершенствования закона «О саморегулируемых организациях», которые поддерживает РСПП:
-
унификация саморегулирования в различных отраслях деятельности, минимизация расхождений в положениях базового закона и различных актов отраслевого законодательства, гармонизация базовых понятий отраслевых законов и общего закона о СРО;
-
совершенствование статуса Национальных объединений СРО, разграничение деятельности Национальных объединений и СРО, а также уточнение компетенций Национальных объединений и государственных органов в целях недопущения двойного административного давления;
-
регулирование статуса стандартов профессиональной и предпринимательской деятельности, определение требований к порядку подготовки, содержанию и утверждению стандартов, избежание чрезмерного регулирования государственными органами тех отношений, которые в таком регулировании не нуждаются;
-
регулирование компенсационных фондов (обсуждается минимальный размер и возможность инвестирования средств компенсационного фонда);
-
налоговое и административное стимулирование развития добровольного саморегулирования.
С подробным докладом об основных направлениях государственной политики в области саморегулирования выступила министр экономического развития РФ Э.С.Набиуллина.
Среди основных докладчиков на пленарном заседании Форума был президент НОИЗ Л.Г.Кушнир, который рассказал о важнейших задачах изыскательского сообщества. Он, в частности отметил, что за прошедший год удалось сплотить изыскательское сообщество, создать эффективную работоспособную структуру. Сегодня 30 из всех 32 изыскательских СРО работают в нормальном плодотворном режиме. Исключение составляют две СРО, одна из которых неблагополучна в смысле коммерциализации, а другая вообще отказывается работать в рамках законодательства, в рамках нашего сообщества. Вот для нее, видимо, саморегулирование не состоялось, отметил он.
Что касается подавляющего большинства наших СРО, подчеркнул далее Л.Г.Кушнир, мы успешно ведем работу по обновлению нормативно-технической базы, вкладывая в это немалые средства нашего национального объединения. Недавно был принят актуализированный ГОСТ «Классификация грунтов», который позволил гармонизировать наши нормы с зарубежными. В процессе актуализации находятся другие важные нормативно-технические документы.
Исходя из стоящих перед страной задач, мы определили приоритетные направления инженерных изысканий, связанные с модернизацией, с инновациями, и начать по ним работу. Выделены основные темы для научно-методических разработок, которые лягут в основу создания качественно новой нормативно-технической базы. Мы не можем ограничиваться лишь актуализацией документов, созданных еще в советское время. Ведутся серьезные разработки в области новых технологий, которые дадут немалый экономический эффект и повысят конкурентоспособность изыскательских работ.
Мы уверены, что принятие обновленного базового закона по саморегулируемым организациям позволит поправить положение со СРО. С теми, кто ведет деструктивную деятельность и создает нам проблемы, поскольку законодательных средств у национальных объединений для воздействия на них недостаточно. Хочу подчеркнуть, что дело не в самих СРО, а в их руководителях. Поэтому в новом законе надо предусмотреть более четкую персональную ответственность подобных руководителей.
Национальное объединение изыскателей поддерживает разработку и принятие нового базового закона. Но у нас есть предложение, которое мы требуем учесть: мы против того, чтобы при этом специальные отраслевые законы, определяющие особенности нашей работы, жестко ограничивали нашу деятельность. Изыскательская отрасль в непрерывном развитии, и положения этих отраслевых законов должны учитывать эти изменения и не ставить нас в чрезмерно жесткие рамки, заявил в заключение президент НОИЗ.
После пленарного заседания работа Форума продолжилась на круглых столах. Участники первого из них — «Роль и миссия Национальных объединений саморегулируемых организаций» отметили, что задачей Национальных объединений является формирование цивилизованного рынка товаров и услуг через создание стандартов деятельности и стандартов образования, а также контроль за соблюдением этих стандартов. В процессе своей деятельности Национальные объединения неизбежно становятся носителями наиболее полной информации о положении дел в отрасли, а также идеальной площадкой для обмена идеями между бизнесом, государством и обществом. В работе круглого стола приняли участие В.С.Плескачевский (модератор), вице-президент Российской гильдии риэлторов К.Н.Апрелев, вице-президент НОСТРОЙ А.В.Ишин, председатель правления Гильдии архитекторов и проектировщиков А.Р.Воронцов и другие.
Необходимость обновления юридической базы законодательства по саморегулированию, критика отдельных положений законов, опыт противодействия коммерциализации СРО – таковы главные проблемы, поднятые на круглом столе «Юридические вопросы обеспечения деятельности СРО». Дискуссия касалась таких сфер, как строительство, проектирование, кадастровый учет, промышленная безопасность, нотариальная деятельность.
НОИЗ представлял глава отдела юридического обеспечения П.А.Котенков, который рассказал о судебной практике по делам с участием СРО и Национальных объединений. В качестве примера он привел 7 судебных процессов, которые НОИЗ выиграл у СРО НП «АИИС», включая отклоненные иски о непризнании решений второго и третьего съездов НОИЗ, а также о защите чести и достоинства. П.А.Котенков подчеркнул, что все эти обременительные тяжбы были инспирированы президентом координационного совета «АИИС» М.И.Богдановым. К сожалению, подчеркнул П.Котенков, в уставе СРО НП «АИИС» у руководителя прописаны только права и полномочия, но нет никаких упоминаний об ответственности. Поэтому, если в новом базовом законе будет прописана ответственность руководителя СРО, то это будет незаменимым подспорьем профессиональным сообществам в противодействии деструктивной деятельности.
Широкий круг руководителей и специалистов информационно-технических служб СРО и национальных объединений собрал круглый стол, посвященный информационному обеспечению их деятельности. Его вел президент Фонда законодательных инициатив Г.А.Томчин. Выступавшие делились опытом совершенствования интернет-сайтов своих организаций, выдвигали предложения по стандартам их ведения, по созданию открытых и закрытых разделов на сайтах.
Важной частью обсуждения стал вопрос о юридической силе решений, принимаемых на дистанционных селекторных совещаниях. По словам Г.А.Томчина , пока он-лайновые решения не могут иметь законной силы. Наш фонд, сказал он, проводил консультации с ГосДумой по поводу этого. Думские эксперты заявили, что противоречия с законом в этом нет. Но нет и прецедентного факта. Чтобы создать такой прецедент нужно провести дистанционное совещание, затем кто-либо из участников должен оспорить его правомерность в арбитражном суде. СРО или нацобъединение должно выиграть дело в арбитражном суде первой инстанции, затем – во второй и, наконец, в высшем арбитражном суде. Только после этого прецедента, по нашему мнению, отметил Г.А.Томчин, дистанционные решения могут приобрести законную силу.
Обсудить на форуме