Национальное объединение изыскателей выступает за комплексное реформирование законодательства в градостроительной сфере, за всесторонний учет роли инженерных изысканий и в Федеральной контрактной системе, и в 94 федеральном законе, и в других смежных законах. Ибо из-за несовершенства законодательства, неэффективных, непродуманных действий заказчиков, роль инженерных изысканий постоянно снижается, заявил руководитель аппарата НОИЗ А.В.Акимов на состоявшемся 8-10 июня в Подмосковье V международном форуме по проблеме госзакупок.
Если в советский период, продолжал он, доля затрат на инженерные изыскания составляла 1,5-2 процента в общем объеме инвестиций в строительство, то сейчас она упала до 0,12-0,13 процента. А это прямо влияет на снижение безопасности зданий и сооружений.
Впрочем, продолжал он, игнорирование заказчиками инженерных изысканий не только снижает безопасность объектов, городов и поселений, но и приводит к резкому удорожанию строительства, ибо из-за «нарисованных на бумаге» результатов изысканий проектировщики закладывают дополнительные параметры прочности, что ведет к резкому росту расходов на строительство. А.В.Акимов привел пример качественного проведения инженерных изысканий в Нижнем Новгороде. Дополнительный миллион рублей, выделенный на изыскания, позволил в итоге сэкономить 200 миллионов при строительстве многоквартирного жилого дома.
Говоря о предложениях НОИЗ по реформированию законодательства в области госзакупок, А.В.Акимов отметил, что большинство их согласовано с национальными объединениями строительной сферы, с Министерством регионального развития. Это, в частности, отказ от процедуры электронных торгов для определения победителя в изыскательских и проектных работах, введение обязательной предварительной квалификации, репутационные требования в виде рейтинга поставщиков и рейтинга саморегулируемых организаций, ограничение критерия цены контракта в общем рейтинге конкурсной заявки, а так же учет интересов малого бизнеса в крупных подрядах. Он также заявил, что НОИЗ возражает против планов закрепления в сфере негосударственной экспертизы лишнего звена в виде «технических заказчиков». Что касается строительства объектов «под ключ», то такая форма возможна лишь для объектов полного жизненного цикла, когда генподрядчик берет на себя обязательства связать строительство и эксплуатацию, но для всех остальных такую форму нужно исключить, сказал А.В.Акимов. Совмещение нескольких видов деятельности в одном конкурсе (лоте) однозначно признано недопустимым.
Международный форум по госзакупкам в пансионате «Клязьма» стал уникальной площадкой выдвижения концептуальных наработок представителей министерств и научных центров и конкретных предложений специалистов из регионов, которые удачно дополняли представленные концепции. Так, заместитель министра экономического развития А.Е.Лихачев подробно охарактеризовал концепцию ФКС, сделав упор на планировании госзаказа, обосновании цен, расширении перечня допустимых способов торгов. Глава Комитета ГосДумы по строительству и земельным отношениям М.Л.Шаккум также выступил за многообразие процедур, подчеркнув, что главным должно быть не их соблюдение, а конечный результат – своевременное получение качественного товара или услуги. Он, весьма аргументировано и энергично выступил против электронных аукционов в строительной сфере, подчеркнув, что присущий аукционам дух игры, азарта здесь недопустим.
Модератор Форума, директор института управления закупками и продажами Высшей школы экономики И.В.Кузнецова обобщила результаты дискуссии и очертила главные цели разработки ФКС. Главные из них, по ее словам, эффективное удовлетворение государственных нужд, стимулирование развития рынков, борьба с коррупцией. И.В.Кузнецова сформулировала основные акценты и ориентации ФКС, среди которых – учет сложности продукции и услуг, расширение прав заказчиков, борьба с демпингом и коррупцией путем «жесткой и паритетной ответственности заказчиков и исполнителей». Одна из главных ориентаций ФКС, сказала она, — инновационное развитие и модернизация. В случае признания независимой экспертизой высокого уровня инновационности изделия ему даются преференции в виде повышенной цены и обязательности закупки.
На Форуме выступили также многие другие ученые, специалисты зарубежных организаций, представители региональных органов власти, государственные и муниципальные заказчики, представители поставщиков.
Во второй день Форума состоялись заседания участников по секциям. В секции «Специфика закупок строительного подряда и проектно-изыскательских работ» приняли активное участие представители НОИЗ, которые совместно с коллегами из НОСТРОй, НОП и Минрегиона выработали конкретные предложения по реформированию законодательства о госзакупках в строительной сфере. Организаторы Форума и разработчики новых нормативных актов намерены их всесторонне учесть в своей законотворческой работе.
Обсудить на форуме