Предъявите аттестат! | Информационный портал «Саморегулирование»
Дата публикации:

Предъявите аттестат!

Принятый в июле 2010 года 240-ФЗ («О внесении изменений в Градкодекс и отдельные законодательные акты РФ») поставил строителей перед фактом: в 2011 году им предстоит вспомнить советские времена и снова ощутить на себе всю пользу и все тяготы системы аттестации специалистов — уже в марте начнется ее первый этап. Работа над основными принципами системы сейчас в самом разгаре, ведет ее совместно с представителями отрасли Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ). Между тем строительное сообщество еще не сошлось во мнении: чего таки больше — тягот или пользы — сулит внедрение очередного механизма контроля.

Упомянутый 240-ФЗ дополнил «минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске…», содержащиеся в Градкодексе, положением об обязательной аттестации специалистов — проверки соответствия их квалификации выданным допускам. Ее должны не реже одного раза в пять лет проходить те строительные кадры, которых ГК обязывает повышать квалификацию.

Одна для всех

Больше никакой конкретики по поводу того, каким образом следует проводить аттестацию, в Градкодексе не содержится. Поэтому представителям отрасли пришлось додумывать самим. Основную инициативу взял на себя НОСТРОЙ, который в октябре 2010 года презентовал собственную модель системы проверки знаний. Она предполагает, во-первых, аттестацию именно по видам строительных работ (а не должностную или ведомственную, которая теоретически тоже возможна). Вовторых, предметом аттестации решено сделать непосредственно знания (а не навыки или умения). И, втретьих, предлагается сформировать единый для всех СРО реестр аттестатов. Это важное положение позволит специалистам при смене места работы не проходить повторную аттестацию, что при постоянной миграции кадров было бы достаточно обременительно, если не сказать абсурдно.

Аттестация должна иметь форму компьютерного тестирования, считают в НОСТРОЙ. В качестве важного критерия там обозначили «транспортную доступность мест оценки знаний для претендентов на аттестацию». В процессе обсуждений строители также пришли к выводу, что эта самая оценка должна по возможности происходить там же, где и повышение квалификации, и отнимать некоторое незначительное время непосредственно после лекций и занятий. «Центры по тестированию могут создаваться и на базе вузов, и на базе СРО — выбор за саморегулируемыми организациями. В регионах лучше знают свою специфику», — считает вице-президент, член Совета, председатель комитета по профессиональному образованию НОСТРОЙ Александр Ишин.

Безответственных не будет

Работы по внедрению механизма аттестации НОСТРОЙ предложил распределить следующим образом. Совет НОСТРОЙ разрабатывает унифицированные правила аттестации, определяет ее порядок и местоположение, а также ведет единый реестр аттестатов. Саморегулируемые организации принимают правила, соответствующие унифицированным, и формируют специальные аттестационные комиссии, в обязанности которых входит принятие решений об аттестации после предоставления соответствующих документов учреждениями, проводившими оценку знаний. Комиссии также по желанию могут направлять своих представителей в аккредитованные Комитетом НОСТРОЙ по профессиональному образованию так называемые центры по тестированию. Эти центры осуществляют прием документов на аттестацию, выносят решения о допуске к ней, проводят тестирование, выдают аттестаты и включают сведения о них в единую базу данных.

Комитет НОСТРОЙ по профессиональному образованию также определяет группировку видов работ для компьютерного тестирования, утверждает образец заполнения бланка аттестата и т. д. Аппарат Нацобъединения, в свою очередь, внедряет единое программное обеспечение для тестирования и ведения реестра аттестатов, разрабатывает вопросы и ответы для тестов. От самих специалистов требуется подача заявления (можно дистанционно) и личная явка на тестирование.

Более детальная характеристика модели содержится в «Положении о единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса», размещенном на сайте НОСТРОЙ. В нем также сказано, что на основе этого документа будет разработано еще одно «Унифицированное положение об аттестации…», которое будет рекомендовано саморегулируемым организациям для принятия.

Плюсы и минусы

Разработчики модели утверждают, что она обеспечит высокую степень автономности некоммерческих партнерств в принятии ряда решений. Так, СРО по своему усмотрению будут формировать составы аттестационных комиссий, определять сроки и порядок рассмотрения заявлений об апелляции и т. д.

Недостатком же предложенной схемы сам НОСТРОЙ признает отсутствие прямого контакта между аттестационными комиссиями СРО и организациями, проводящими тестирование. Дополнительными минусами являются сложность проставления подписи председателя аттестационной комиссии в аттестатах и неопределенность по поводу аттестации лиц, не являющихся работниками членов СРО.

Предполагается, что аккредитация центров по тестированию уже ведется. «Не допускается монополизация аттестации. Претендент должен иметь возможность выбора центров по тестированию, достаточного для формирования конкурентной среды», — гласит «Положение о единой системе аттестации…». В то же время оно сообщает: «Комитет по профессиональному образованию вправе установить ограничение на количество центров по тестированию в конкретных регионах или городах, а также критерии аккредитации центров при большем количестве заявлений на аккредитацию, чем размер соответствующей квоты». Какими принципами и соображениями будут руководствоваться представители НОСТРОЙ при определении этой самой квоты, не сообщается. «Никаких блокирующих или запрещающих моментов со стороны НОСТРОЙ в положении об аттестации нет. Аккредитация центров по тестированию будет носить только технический характер», — заявляет при этом Александр Ишин. Как первое согласуется со вторым — непонятно.

Временные рамки

Во второй половине декабря также должно быть утверждено «Положение о порядке определения стоимости работ по разработке вопросов и ответов для целей компьютерного тестирования» и согласованы исполнители и технические задания по разработке вопросов-ответов для тестирования по общестроительным видам работ. Разработчикам будет отведен почти двухмесячный срок — до 15 февраля 2011 года. Когда эта часть подготовки тестов будет завершена, планируется заказать составление вопросов и ответов для аттестации по монтажным и пусконаладочным работам. Через два месяца — к 15 апреля — должны быть готовы и они.

Между тем 1 марта 2011 года уже начнется аттестация по общестроительным работам. К этому моменту СРО предстоит сформировать комиссии по аттестации, а НОСТРОЙ — комиссию по рассмотрению жалоб в сфере аттестации. В «Положении о единой системе аттестации…» подчеркивается, что «фиктивная оценка уровня знаний претендентов на аттестацию должна с неизбежностью влечь за собой аннулирование аккредитации центров по тестированию». Эту ответственность на себя возьмет комитет по профобразованию НО-СТРОЙ. Он также сможет выносить центрам оценки знаний предупреждения.

Наконец, не позднее 15 марта предполагается заказать составление вопросов-ответов к тестированию по иным видам строительных работ, а до 15 апреля — по генподряду и строительному контролю. Разработчикам будет отведено по два месяца.

Условно-добровольная

Хотелось бы подчеркнуть, впрочем, что в «Положении о единой системе аттестации…», одобренном решением Совета НОСТРОЙ в ноябре этого года, черным по белому написано: «Саморегулируемые организации применяют настоящее Положение добровольно». Соответственно, то же относится и к «Унифицированному положению об аттестации…», которое будет рекомендовано для принятия всем СРО. Градостроительный кодекс, напомним, также не наделяет Национальное объединение исключительными правами на установление критериев системы аттестации. Более того, там даже не сказано, что эта система должна быть единой. Так что при желании ряд СРО могут проявить самостоятельность в этом вопросе и попробовать воплотить в жизнь собственную модель аттестации. Догадываемся, что сделать это будет непросто, но при большом желании все же возможно. Есть и другой вариант — несогласные могут направлять свои замечания и предложения в НОСТРОЙ, который обещал при необходимости в «Положение о единой системе…» вносить изменения.

Как бы то ни было, уже сегодня есть примеры разработки саморегулируемыми партнерствами собственных моделей аттестации. Кто знает, может быть, они станут достойной альтернативой механизму, который предложил НОСТРОЙ

Дарья Балабошина


       РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

АЛЕКСАНДР ИШИН, председатель комитета по профессиональному образованию НОСТРОЙ:

«Если мы хотим, чтобы наши документы принимались на всей территории России, нужно идти только к единому механизму аттестации. Надо учитывать, что работники постоянно меняются и переходят из одной компании в другую.

Если человек пришел работать в организацию иной СРО, ему что — заново проходить аттестацию, потому что не такой аттестат?

На сегодняшний день почти 80% СРО работают на едином бланке свидетельства о допуске, а вначале было полное неприятие такого подхода. Точно так же и с аттестацией. Люди поймут, что аттестат, выданный ими, котируется на всей территории России, что это, прежде всего, престиж и статус.

Хочу отметить, что наши программы и документы — не догмы. Они постоянно находятся в работе и корректируются. В частности, нужно дорабатывать положение об аттестации, которое приняли на Совете в качестве базового документа».

Источник: «Бюллетень НОСТРОЙ»


Обсудить на форуме