В ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция на тему: "Строительство: испытание экономическим кризисом". В пресс-конференции приняли участие президент Ассоциации строителей России Николай Кошман, вице-президент Ассоциации строителей России Михаил Кайков, директор правового департамента Ассоциации строителей России Александр Самойлов.
КОШМАН: Говоря об итогах этого года, нужно отметить несколько серьезных моментов. Первое – это окончание формирования саморегулируемых организаций. Первый этап, на мой взгляд, был проведен достаточно хорошо. Как вы помните, у нас было две задачи: за счет
Ассоциация строителей России принимала непосредственное участие в оказании помощи формированию
Второй вопрос, которым занимались, – выбор дальнейшего пути. Было два варианта – либо на базе Ассоциации строителей сформировать
В этом году мы активно занимались гармонизацией нормативной базы. В своих выступлениях за последние полгода президент России Дмитрий Медведев четырежды обращался к этой серьезной проблематике. Вы помните, что 184-й ТЗ, который был принят в 2003 году, нанес жесткий удар по безопасности и качеству строительства. Мы считаем, что сейчас идти по «своему» пути не вполне правильно. Существуют серьезные нормативные базы Евросоюза и Китая, и сегодня разумно было бы использовать мировой опыт.
Приведу простой пример. Подписан указ президента о строительстве высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург — Москва. Скорость поездов на ней будет достигать 300 километров. Для этого строительства нужны совершенно другие материалы, совершенно другая технология возведения земляного полотна, конструкция верхнего строения пути – там нет шпал, костылей, нет зазоров в рельсах. Для того чтобы все это сделать, нужен другой подход. То же относится к высотному строительству. Так что вопрос сейчас стоит так: или мы так и будем работать по старинке, или пойдем за нашими коллегами из Европы и с Востока. Нужно еще отметить, что с технологией скоростного движения регламенты РЖД можно сдавать в музей.
Должен отметить, что сейчас мы продолжаем серьезно работать с Китаем. 19 августа в Москву прибывает большая группа руководителей китайских строительных компаний, здесь пройдет большое совещание в Министерстве экономического развития, потом мы вместе посетим Сочи, и на обратном пути в Москве состоится еще одно совещание в Союзе промышленников и предпринимателей.
Также мы ведем работу с ЕС – с Германией, Испание, Финляндией. Это прежде всего такие большие компании как «Сименс», «Ремондис» и т.п.
Конечно, весьма серьезный вопрос – привлечение инвестиций. Здесь у нас есть серьезные подвижки, думаю, в сентябре-октябре мы сможем об этом говорить, уже оперируя конкретными цифрами и фактами.
Так что сейчас наша главная задача – в течение 2010-2011 годов сформировать крупные промышленные предприятия, которые будут работать по новым технологиям.
КАЙКОВ: Я скажу еще несколько слов о железнодорожной отрасли. Николай Павлович говорил о строительстве скоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург, я хотел бы обратить внимание, что проекты такого уровня невозможно выполнить без участия бизнеса. Тендер будет объявлен в 2011 году, есть постановление правительства по этому поводу. Данное строительство будет строиться по контрактам жизненного цикла, подразумевающим строительство автомобильных дорог, участие бизнеса в строительстве инфраструктуры. Для России этот контракт будет первым проектом на таких условиях.
Управляющая компания, которая выиграет этот центр, должна будет иметь изыскателей, проектировщиков, строителей, банк и так далее. И только после строительства и пуска в эксплуатацию компания будет получать деньги за объект. Соответственно, нам нужно делать поправки в законодательстве – исправлять закон о концессиях. На сегодняшний день концессионные соглашения, заключенные в РФ, можно пересчитать на пальцах одной руки, нам необходимо будет работать над усовершенствованием закона, попытаться формировать задолженности бюджета на всех уровнях на
Если говорить о контракте жизненного цикла на скоростную магистраль, первое, что понадобится компании, которая выиграет тендер, — понятные стандарты строительства. Наши СНИПы давно устарели, и в области стандартизации строительства мы отстали очень сильно. Если мы используем европейские стандарты, цена инфраструктурных проектов оказывается в несколько раз дешевле. Нужно еще отметить, что материалы, которые сейчас используются при строительстве в России, очень часто не проверяются на безопасность. Например, при пожаре в «Хромой лошади» люди погибли в частности из-за использования при строительстве ненадлежащих материалов, из-за большого выброса токсических веществ при пожаре.
Техническое регулирование – это вопросы безопасности и вопросы экономики. Наше сметное нормирование вышло из плановой экономики, и у нас очень многое попросту не учитывается.
Строительные и страховые компании Евросоюза заинтересованы в работе на нашем рынке, и реформа технического регулирования здесь является основополагающей. Европейские страховые компании не могут застраховать наши проекты в полном объеме, потому что для них непонятны требования наших СНИПов. А за страховыми компаниями, как правило, идут инвесторы. Очень жаль, что на сегодняшний день строительная отрасль вышла из-под действия закона о техническом регулировании, потому что президент России в декабре прошлого года подписал поправки в закон о техническом регулировании, где ввел прямое действие европейских и международных стандартов на территории Российской Федерации. В тот же день он подписал федеральный закон о безопасности зданий и сооружений, который был выведен из-под действия этого закона. Многие в строительном сообществе считали, что это большой успех, — мы сохраняем свои СНИПы, сохраняем свои нормы. Но я считаю, что надо двигаться и тем, и другим путем. Надо вводить альтернативную систему технического регулирования, как это было сделано в Белоруссии в прошлом году, – были приняты еврокоды, и за один квартал приток инвестиций в эту страну увеличился в четыре раза.
САМОЙЛОВ: В материалах, которые вам представлены, есть небольшой документ, который называется «Каким должно быть национальное объединение строителей. Позиция Ассоциации строителей России». Хочу объяснить причины его появления.
Последние полтора месяца в строительном сообществе происходила достаточно бурная дискуссия по поводу саморегулирования, которая была связана с инициативами Национального объединения строителей по внесению изменений в градостроительный кодекс и предоставлению национальным объединениям более широких полномочий. Например, предоставление им контрольных функций, возможности инициирования лишения статуса
ВОПРОС: Скажите пожалуйста, каковы сегодня приоритетные проекты строительства в Московской области?
КОШМАН: Московская область показывает очень стабильные темпы строительства; понятно, однако, что это происходит за счет строительства москвичами загородных домов. Приоритетных вопросов для области несколько. Это строительство жилья для военнослужащих, социальное жилье и перенос на территорию области некоторых московских предприятий, чтобы снизить дневную миграцию населения.
ВОПРОС: Как, на ваш взгляд, использование и новых технологий и материалов, о которых вы говорили, отразится на ценах на недвижимость?
КОШМАН: Я говорил о транспорте, о старом послойном методе возведения пути. Мы наблюдали в Китае строительство пути для поездов, которые идут со скоростью до 500 километров в час. В Германии поезда ходят со скоростью до 250 километров в час. У нас же этот функционал на сегодняшний день абсолютно отсутствует. Сегодня мы должны обучить новые кадры, полностью должны перестроиться проектировщики, мы должны начать производить необходимые материалы. Конечно, это сложно, конечно, этому будет оказываться жесточайшее сопротивление. Но я надеюсь, что после указа президента мосты, что называется, сожжены, надо строить.
ВОПРОС: Вы не могли бы конкретно рассказать, как изменилась ситуация в строительстве в этом году по сравнению с прошлым?
КОШМАН: В прошлом году мы упали где-то на 18 миллионов, в этом году, я думаю, падение должно быть точно таким же. К 2010 году мы должны были построить 70 млн. квадратных метров, думаю, что построим где-то половину. Но вообще стройка начинает оживать – в десяти где-то регионах. Это Москва, Татарстан, Башкирия, Сочи и так т.п. Можно ли было все это сделать лучше? Безусловно. И прежде всего в плане социального жилья – если бы государство выполнило те обещания, которые давало.
Обсудить на форуме