Федеральным законом «Об электроэнергетике» предусматривается функционирование на рынках электроэнергии энергосбытовых компаний, обладающих специальным статусом – гарантирующих поставщиков электрической энергии. Только гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к нему потребителем электрической энергии, находящимся в его зоне деятельности. Иные энергосбытовые организации заключают договоры по своему желанию.
В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует более 300 гарантирующих поставщиков. Из них: 64 крупнейшие энергосбытовые компании, выделившиеся из состава АО-энерго; около 80 – это энергосбытовые организации, работающие в отдельных муниципальных образованиях: городах, районах или районных центрах (обычно именуемые гарантирующими поставщиками второго уровня), прочие – небольшие по объему полезного отпуска гарантирующие поставщики, функционирующие в изолированных электроэнергетических системах Дальнего Востока и районов Крайнего Севера.
Гарантирующий поставщик должен в любой момент времени быть готовым заключить договор с потребителем, и потому необходимо обеспечить непрерывность выполнения этой функции.То есть в случае, когда действующий гарантирующий поставщик не выполняет более свои обязательства перед производителями и сетевыми организациями либо по иным обстоятельствам не может обеспечить дальнейшее энергоснабжение потребителей, должна произойти смена гарантирующего поставщика в связи с его дефолтом.
Кроме того, действующими Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики предусмотрено проведение очередных конкурсов на статус гарантирующего поставщика. Первые очередные конкурсы должны были пройти в 2007 году. Их организаторами должны были выступить органы власти субъектов Российской Федерации. Затем срок проведения первых очередных конкурсов был перенесен на 2010 год, а полномочия по проведению конкурсов переданы на федеральный уровень. Но и в 2010 году такие конкурсы не состоялись. Более того, сейчас ведутся дискуссии о необходимости отмены данной процедуры. Этому есть ряд объективных причин.
Летом 2007 года, в отсутствие утвержденных Министерством промышленности и энергетики Правил проведения конкурсов в трех областях – Нижегородской, Свердловской и Ленинградской – были приняты решения о проведении очередных конкурсов по выбору гарантирующего поставщика. К моменту объявления конкурса во всех трех областях успешно функционировали по своим зонам деятельности от двух до пяти гарантирующих поставщиков. Как подготовка данных конкурсов, так и их проведение сопровождались многочисленными скандалами. В Нижегородской области к конкурсу не был допущен действующий гарантирующий поставщик – ОАО «Нижегородская сбытовая компания». Территория Свердловской области была поделена на зоны деятельности, не совпадающие с зонами деятельности существующих гарантирующих поставщиков (было выделено три крупные зоны деятельнос- ти) – налицо было ущемление прав как небольших гарантирующих поставщиков, функционирующих в отдельных муниципалитетах, так и крупнейшего гарантирующего поставщика региона – ОАО «Свердловэнергосбыт». По причине отзыва конкурсных заявок в Свердловской области конкурс был признан несостоявшимся. В двух других областях последующие после конкурсов долгие судебные разбирательства привели в итоге к аннулированию их результатов.
Неудачный опыт первых конкурсов показал недостатки этого механизма:
– в условиях неготовности конкурентной среды отсутствуют реальные претенденты в лице независимых энергосбытовых компаний, поскольку у них нет опыта работы с мелкими и средними потребителями;
– критерий выигрыша в конкурсе – размер денежных средств, за которые претендент будет готов выполнять функции гарантирующего поставщика, не гарантирует повышения качества обслуживания потребителей, так как самой простой стратегией является демпинг;
– смена гарантирующего поставщика по конкурсу не означает возможности выбора поставщика для конечных потребителей, так как происходит без их участия;
– процедура «передачи» потребителей победителю конкурса является весьма сложной и рискованной, потому что отсутствует легитимный механизм получения победителем базы данных от проигравшей в конкурсе энергосбытовой компании, который будет основан на рыночных принципах и нормах делового оборота.
Негативный опыт заставил задуматься о самой сути очередных конкурсов. Когда в регионе функционируют один или несколько гарантирующих поставщиков по своим зонам деятельности, не имеющих просрочек по своим обязательствам и обладающих богатым опытом выживаемости в достаточно непростых ситуациях, настолько ли велика необходимость подтверждения их статуса на очередном конкурсе? Особенно учитывая возможные последствия в виде обвинений в нарушениях конкурсной процедуры, судебные иски, неразбериху и в конечном итоге неплатежи потребителей? Вопрос риторический, и ответ на него очевиден.
1 января 2011 года является официальной датой окончания переходного периода реформирования энергетики. Действующие правила функционирования розничных рынков переходного периода должны были прекратить свое существование, и им на смену должны были прийти Основные положения функционирования розничных рынков. В ходе обсуждения проекта данного документа определены следующие подходы к процедуре смены гарантирующих поставщиков:
– смена гарантирующего поставщика осуществляется в ситуации его дефолта по реальным основаниям, а также при отказе действующего гарантирующего поставщика от дальнейшего выполнения своей функции;
– организатором конкурса является Министерство энергетики;
– к участию в конкурсе допускаются действующие субъекты рынка, не имеющие задолженности, чье финансовое состояние соответствует установленным требованиям;
– критерием, определяющим победителя в конкурсе, будет являться размер средств, предложенный в заявке на оплату по договорам уступки права требования с кредиторами гарантирующего поставщика, по зоне деятельности которого проводится конкурс, а также размер средств, направляемый на реализацию программы мероприятий по повышению качества обслуживания потребителей электрической энергии.
Конечно, предложенный вариант по выбору гарантирующих поставщиков вызывает споры и возражения со стороны некоторых участников розничных рынков. Кроме того, вызывает вопросы отсутствие гарантии выполнения победителем своих обязательств в связи с невозможностью заключения договора об уступке требований с кредиторами до определения результатов конкурса; некоторая дискриминация гарантирующих поставщиков второго уровня в части того, что если конкурс по его зоне деятельности будет признан несостоявшимся или если победитель и второй призер конкурса поочередно откажутся от выполнения взятых на себя обязательств и результатов конкурса, то его зона деятельности войдет в зону деятельности гарантирующего поставщика первого уровня. Однако, несомненно, в целом новый порядок проведения конкурсов благотворно скажется на стабильности функционирования участников розничных рынков и их платежной дисциплине.
Проблема неплатежей
Проблема неплатежей потребителей за электроэнергию существенно влияет на финансовое состояние гарантирующих поставщиков. Значительную часть задолженности потребителей на розничном рынке гарантирующим поставщикам приходится финансировать за счет собственного оборотного капитала, а также заемных средств. Поскольку ставки процентов по кредитам, которые берут гарантирующие поставщики (9–12%), существенно превышают величину их сбытовой надбавки (2–4%), то наличие значительной задолженности у потребителя фактически приводит к тому, что такого потребителя гарантирующий поставщик обслуживает себе в убыток. К числу неплательщиков относятся бюджетные потребители с недостаточными лимитами финансирования, предприятия сферы ЖКХ (в том числе котельные и водоканалы, пользующиеся возможностью потреблять электроэнергию с минимальным риском быть отключенным за неплатежи), управляющие компании многоквартирных домов, отдельные граждане-должники, крупные промышленные предприятия, оказавшиеся в тяжелом финансовом положении из-за кризиса.
Много проблем доставляют управляющие компании-однодневки, собирающие в многоквартирных домах деньги с жильцов за электроэнергию, в том числе потребленную в местах общего пользования, но не оплачивающих покупку этой энергии гарантирующему поставщику. Зачастую такие компании прекращают свое существование либо из-за фактического банкротства, либо из-за выбора жильцами дома другой, более надежной управляющей компании, а их долги превращаются в убытки гарантирующего поставщика.
Гарантирующие поставщики берут на себя финансирование существенной доли задолженности потребителей на рознице, финансируют за свой счет кассовые разрывы (часто авансируя генерацию и сети), несут на себе риск неплатежеспособности и банкротства конечных потребителей. Все это требует наличия значительного оборотного капитала, предъявляет требования к финансовой устойчивости гарантирующих поставщиков. К сожалению, из-за низкой величины сбытовой надбавки, перекосов в тарифно-балансовых решениях финансовые возможности многих гарантирующих поставщиков весьма ограничены. А низкая платежная дисциплина в условиях неопределенности нормативно-правовой базы может привести к потере финансовой устойчивости сбытовых компаний, надежности на розничном и неплатежам на оптовом рынках электроэнергии.
Саморегулирование в энергосбытовом бизнесе
НП ГП и ЭСК предлагает в будущем уйти от жесткого регулирования деятельности гарантирующих поставщиков, передав часть регулирующих функций саморегулируемым организациям (СРО) гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний. Чем СРО будет эффективнее госрегулирования?
Во-первых, каждый, кто хочет заниматься энергосбытовой деятельностью, должен будет вступить в СРО и заплатить взнос в компенсационный фонд. Этот фонд будет гарантировать генерирующим и сетевым компаниям, что энергосбытовая организация расплатится по своим долгам перед ними. Это значительно оздоровит финансовую ситуацию в отрасли, снизит финансовые риски и сделает ее более инвестиционно привлекательной.
Во-вторых, энергосбытовые компании будут нести в рамках СРО солидарную ответственность за действия друг друга, в случае банкротства или финансовой несостоятельности одной энергосбытовой компании ее потребители не окажутся брошенными на произвол судьбы – их подхватят другие сбыты.
В-третьих, саморегулируемая организация будет вводить стандарты качества обслуживания клиентов и контролировать их соблюдение. Стандарты качества включают требования к центрам обслуживания клиентов, разнообразные методы оплаты, скорость и точность выставления счетов, наличие дополнительных услуг, широкий спектр тарифных меню, грамотные консультации, колл-центры, скорость обслуживания, время реакции на просьбы и жалобы и т.п.
В целом с расформированием РАО «ЕЭС России» реформа в отрасли не закончилась. Изменения будут идти и дальше. НП ГП и ЭСК, представляющее интересы компаний, напрямую работающих с клиентом, намерено приложить все зависящие от него усилия, чтобы эти изменения были в пользу конечных потребителей электроэнерги
Наталья Викторовна Невмержицкая — заместитель председателя правления НП ГП и ЭСК по развитию отрасли;
Александр Эдуардович Райсих — советник председателя правления НП ГП и ЭСК;
Александр Владимирович Школьников — член наблюдательного совета НП ГП и ЭСК.
справка
Некоммерческое партнерство гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний – крупнейшая некоммерческая организация в российской электроэнергетике, объединяющая энергосбытовые компании. Партнерство создано 15 декабря 2006 года. В настоящее время в его состав входят более 60 энергосбытовых компаний из разных регионов России. Совокупная доля рынка всех членов партнерства составляет 2/3 всего розничного рынка Российской Федерации.
НП ГП и ЭСК является центром выработки единой позиции по широкому кругу вопросов розничных рынков не только для своих участников, но и для всех субъектов рынка. При участии заинтересованных специалистов и экспертов партнерство разрабатывает концепции и проводит анализ перспективных направлений развития и проблемных вопросов энергосбытовой деятельности.
Обсудить на форуме