Руководители и специалисты 13 СРО из 8 регионов Приволжского федерального округа России приняли 3 апреля участие в обсуждении «Актуальных вопросов законодательства и правового обеспечения деятельности СРО в области архитектурно-строительного проектирования». Этой теме был посвящен «круглый стол», который прошел в Нижнем Новгороде.
Организатором выступил Комитет по законодательному и правовому обеспечению деятельности СРО в области архитектурно-строительного проектирования Национального объединения проектировщиков.
Встречу за «круглым столом», которая проходила в конгресс-центре гостинично-делового комплекса «Ока», открыл и затем вел в качестве модератора председатель названного комитета Александр Донских. По просьбе директора «Межрегиональная организация «Объединение архитектурно-проектных организаций» (НП СРО «МО «Объединение архитектурно-проектных организаций») Н. Важнова был объявлен состав участников дискуссии за «круглым столом».
На заседание собрались представители следующих СРО: НП «Союз проектировщиков Поволжья (г. Чебоксары, Чувашская Республика), Межрегиональное объединение проектных организаций (г. Саранск, Республика Мордовия), НП «Объединение нижегородских проектировщиков» (г. Нижний Новгород), НП СРО «МО «Объединение архитектурно-проектных организаций» (г. Нижний Новгород), НП «Союз архитекторов и проектировщиков «ВОЛГА-КАМА» (г. Казань, Республика Татарстан), НП Архитекторов и проектировщиков «ВК-САПР» (г. Казань, Республика Татарстан), НП «Межрегионпроект» (г. Ижевск, Удмуртская Республика), НП «Строй-Проект-Гарант» (г. Пермь), НП «МОПОС» (Москва), НП «Объединение проектных организаций «Энергетическое сетевое проектирование (Э.С.П.)» (Москва), НП «Национальная организация проектировщиков» (Москва), НП содействия развитию свободного предпринимательства в сфере архитектурно-строительного проектирования «Столица-Проект» (Москва), а также ученые ФГБОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Самара), Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (г. Нижний Новгород).
В работе «круглого стола» также участвовал член Совета Национального объединения проектировщиков Валерий Анисимов.
К участникам дискуссии, которая продолжалась немногим менее трех часов, с приветственным словом обратилась координатор работы Комитета по законодательному и правовому обеспечению деятельности СРО в области архитектурно-строительного проектирования, вице-президент НОП Юлия Илюнина.
Она передала участникам заседания «теплые слова приветствия от Президента Национального объединения проектировщиков М.М. Посохина». Обращаясь к собравшимся, вице-президент отметила, что Михаил Посохин «не только пожелал всем нам результативной, плодотворной работы, но и просил напомнить, что НОП принимает непосредственное участие в разработке предложений по совершенствованию законодательства и нормативных правовых документов, необходимых для успешной работы организаций нашего сообщества. При этом крайне важны ваши инициативы и предложения по этим проблемам».
Юлия Илюнина также сообщила, что мероприятие в Нижнем Новгороде открывает серию аналогичных встреч, которые планируется провести и в других округах России. «Я надеюсь, — сказала Ю. Илюнина, — что обсуждение проблем в рамках таких встреч будет способствовать улучшению работы саморегулируемых организаций, обеспечит представителей СРО консультациями по наиболее острым вопросам правоприменительной практики в области архитектурно-строительного проектирования».
Вице-президент особо подчеркнула, что «вопросы, которые здесь прозвучат, помогут и комитету, и руководителям объединения вырабатывать консолидированную позицию. Именно ее в интересах сообщества мы – президент НОП, вице-президенты, комитет, Аппарат – сможем ответственно и последовательно отстаивать в органах исполнительной и законодательной власти при обсуждении различных законопроектов, затрагивающих интересы проектного сообщества и института саморегулирования в проектной отрасли».
Ю. Илюнина призвала руководителей СРО активнее направлять своих представителей для работы в составе отраслевого комитета и созданных в нем рабочих групп, активно выражать свою позицию по многочисленным законопроектам, в обсуждении которых участвует НОП. Это, по ее словам, позволяет не только непосредственно участвовать в выработке консолидированной позиции проектного сообщества, но и отстаивать ее на различных уровнях органов власти.
В заключение выступления вице-президент подчеркнула, что участники заседания за «круглым столом» в Нижнем Новгороде, как и в других регионах, могут быть уверены: «все, что будет здесь обсуждено, непременно ляжет в основу наших инициатив по совершенствованию законодательства, а также будет способствовать совершенствованию работы комитета и его рабочих групп, Аппарата НОП».
Затем с развернутым сообщением о работе по вопросам защиты интересов членов СРО выступил председатель Комитета по законодательному и правовому обеспечению деятельности СРО в области архитектурно-строительного проектирования Александр Донских.
Докладчик представил презентацию «Практика правового обеспечения деятельности СРО в сфере градостроительства». Председатель комитета познакомил участников встречи с основными вопросами, рассмотренными с момента создания комитета, с формами и методами взаимодействия с федеральными органами власти. При этом А. Донских пояснил:
«Мы активно взаимодействуем с органами исполнительной и законодательной власти в период подготовки новых законопроектов и поправок в действующие правовые акты». По словам председателя комитета, «для результативности и эффективности деятельности в комитете созданы специализированные рабочие группы. Кроме подготовки позиции комитета по тем или иным законопроектам рабочие группы дают ответы на вопросы и запросы, поступающие из СРО».
Докладчик также подробно остановился на вопросах, связанных с темой коммерциализации СРО; привел примеры противоречий новых нормативных актов по вопросам деятельности СРО ранее принятым; высказал рекомендации по вопросам взаимоотношений с контролирующими органами; рассказал о наиболее типичных запросах из СРО о правоприменительной практике, включая вопросы формирования компенсационного фонда с учетом исчерпывающего перечня разрешенных случаев его расходования.
При обсуждении этого доклада технический директор СРО НП «МОПОСС» Сергей Некрашевич (Москва) предложил, чтобы комитет и Аппарат не только собирали и учитывали мнения СРО при подготовке предложений, связанных с изменением законодательства, но впоследствии сообщали в СРО, как именно и в каком виде учтены получаемые предложения «снизу». По его мнению, это могут быть информационные письма, сообщения на сайте или в газете. «Иначе теряется интерес участвовать в работе, если не знаешь, как распорядились твоим трудом», — пояснил С. Некрашевич.
В целом же, по его мнению, в НОП нужно иметь регламент работы с законопроектами, в котором были бы прописаны все процедуры такой работы.
В связи с этим А. Донских дал пояснение о том, как в настоящее время рассматриваются и учитываются поступающие из СРО предложения по совершенствованию законодательства.
Участники встречи за «круглым столом» были едины во мнении, что нужно усилить информированность саморегулируемых организаций об использовании их наработок в данной работе и комитета, и объединения. Александр Донских заверил, что в рамках работы комитета такой «процедурный вопрос» будет поднят в ближайшее время.
Затем слово взял исполнительный директор НП СРО «Межрегиональная организация «Объединение архитектурно-проектных организаций» Николай Важнов (Нижний Новгород). Он, в частности, внес предложение: для обобщения и распространения накапливаемого различными СРО опыта отстаивания своих интересов в судах нужно в Аппарате НОП иметь специальную структуру (например, департамент или комитет) или высококвалифицированного специалиста-юриста. Участники встречи были едины во мнении, что нужен специалист, который способен обеспечить обобщение по материалам судебной практики опыта защиты интересов СРО, когда саморегулируемая организация является стороной в судебном процессе, анализировать такую практику, готовить по ней квалифицированные рекомендации для СРО Национального объединения, а также обеспечивать регулярную рассылку в СРО соответствующих информационных материалов. С этой целью выступающий предложил, чтобы НОП организовал семинар(ы) для юристов СРО с целью обмена мнениями и опытом судебной практики по защите интересов и прав самих саморегулируемых организаций НОП.
Заместитель директора по правовым вопросам НП «Союз архитекторов и проектировщиков «ВОЛГА-КАМА» (Казань) Халиль Мухутдинов, а также и другие участники заседания поддержали предложение о необходимости иметь в Аппарате НОП специалиста для мониторинга и распространения судебной практики, что способствовало бы решению ряда проблем в интересах членов СРО.
С большим интересом на заседании было заслушано сообщение заместителя руководителя департамента по законодательному и правовому обеспечению Аппарата НОП Галины Гороховой. Она рассказала собравшимся об основных законопроектах, которые прошли или проходят обсуждение в структурах НОП и направлялись в СРО.
Как сообщила представитель Аппарата НОП, силами всех структур объединения (комитетов НОП, специалистов Аппарата) с учетом позиций саморегулируемых организаций, Национальное объединение проектировщиков в 2011 году провело рассмотрение и подготовку конкретных предложений по проектам большого числа федеральных законов. Итоги этой работы были отражены в докладах на VI Съезде (Санкт-Петербург, 20.12.2011).
С учетом решений съезда и предложений от СРО и Комитетов работа по совершенствованию законодательных, нормативных правовых и нормативно-методических документов с участием НОП продолжена и в 2012 году.
Как отметила Г. Горохова, только в I квартале 2012 года специалисты департамента по законодательному и правовому обеспечению Аппарата НОП приняли участие в подготовке предложений по целому ряду проектов федеральных законов, рассматриваемых в Госдуме, Правительстве РФ и в Минрегионе России. Специалист Аппарата сообщила, что уже с начала года проведено рассмотрение и подготовка конкретных предложений по проектам следующих федеральных законов:
1. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» — в части осуществления на территории Российской Федерации строительства на основании применяемой повторно иностранной проектной документации (законопроект № 598619-5 принят Госдумой во втором чтении).
Касаясь позиции НОП, заявленной в предложениях объединения по этому документу, Г. Горохова пояснила:
«Законопроект ставит в неравное положение как российских субъектов подготовки проектной документации по отношению к их иностранным коллегам, так и заказчиков применяемой повторно иностранной проектной документации. Проект федерального закона практически вводит закупку «типовых» иностранных проектов и предлагает отмену в отношении этих проектов российских технических регламентов и упрощение прохождения экспертизы. Законопроект не учитывает всего комплекса опасных процессов и явлений, влияющих на безопасность при строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства. Значительная часть норм законопроекта не вписывается в действующую систему российского законодательства.
Данный законопроект требует внесения существенных изменений. Поэтому нами были подготовлены предложения по изменению его концепции».
Как отмечалось на заседании за «круглым столом», в этом конкретном случае, благодаря четкой позиции руководства НОП, отраслевого Комитета и специалистов Аппарата были созданы условия, позволившие Национальному объединения проектировщиков провести тщательную экспертизу данного законопроекта, который ранее разрабатывался без участия НОП, сформировать и аргументированно выразить свое мнение и предложения по этому документу.
Мнение НОП по законопроекту направлено в декабре 2011 года в Государственно-правовое управление Администрации Президента РФ, а 25 января 2012 г. — в Комитет Госдумы по земельным отношениям и строительству.
2. «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект федерального закона №126184-5 готовится к рассмотрению во втором чтении).
Данный законопроект в полученной редакции в НОП не поддержан, потому что проект не соответствует концептуальным основам этого законопроекта, принятого в первом чтении.
Как указала Г. Горохова, обсуждение данного законопроекта при его подготовке ко второму чтению с Национальным объединением проектировщиков не проводилось.Законопроект не учитывает отраслевой принцип саморегулирования, вводя исчерпывающий перечень требований для предпринимательской деятельности, ограничивая возможности законодателя устанавливать дополнительные требования для различных сфер деятельности.
Специалист Аппарата НОП также отметила, что нормы данного проекта закона противоречат нормам Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Градостроительного кодекса РФ. Требуется внесение существенных изменений в части компетенции национальных объединений, осуществления контроля за деятельностью членов СРО, порядка формирования, хранения и использования информации ограниченного пользования о членах СРО, оказания саморегулируемыми организациями возмездных услуг, понятийного аппарата.
Работа над законопроектом ведется в рамках рабочей группы по доработке законопроекта Комитета по развитию саморегулирования при РСПП.
3. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» — в части установления института главного инженера проекта и главного архитектора проекта (законопроект в редакции Минрегиона РФ).
Специалисты Департамента приняли непосредственное участие в подготовке предложений к законопроекту и подготовили конкретные предложения по редакции проекта закона в соответствии с решением Координационного совета по взаимодействию с национальными объединениями СРО в сфере строительства при Минрегионе России от 7 февраля с.г.
Поскольку этот законопроект вызвал повышенный интерес участников «круглого стола», Г. Горохова разъяснила суть позиции НОП:
«Подготовленные предложения по внесению изменений и дополнений в указанный проект федерального закона связаны с необходимостью учета мнения профессионального сообщества проектировщиков в части:
законодательного закрепления роли ГАПов и ГИПов, как главных ключевых фигур в подготовке проектной документации и осуществлении авторского надзора за соответствием выполняемых работ проектной документации;
повышения роли института саморегулирования по вопросам выполнения Национальным объединением саморегулируемых организаций полномочий по установлению порядка аттестации главного архитектора проекта и (или) главного инженера проекта;
введения норм по осуществлению авторского надзора за соответствием выполняемых работ проектной документации».
При этом докладчик особо подчеркнула:
«Представители проектного сообщества настаивают:
(а) на исключении норм уголовной и административной ответственности главных архитекторов проекта и (или) главных инженеров проекта на данном этапе внесения изменений в Градкодекс РФ в связи с необходимостью отработки механизмов солидарной ответственности (в том числе лица, выполнившего соответствующие работы по подготовке проектной документации) по возмещению вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объектов капитального строительства, требований к обеспечению безопасности эксплуатации здания, сооружения, определенных ст. 60 Градкодекса РФ,
(б) на приведении норм законопроекта в соответствие с Градкодексом РФ (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2011г. №337)».
Г. Горохова сообщила, что необходимые предложения НОП по этому проекту 27 февраля с.г. направлены в Минрегион России.
4. «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (проект федерального закона № 612874-5 принят Госдумой в первом чтении).
Подготовлены предложения, которые 25 января 2012 г. направлены в Комитет Госдумы по строительству и земельным отношениям.
Позиция НОП заключается в необходимости дополнить законопроект нормой о том, что размещение заказа на выполнение работ по инженерным изысканиям и архитектурно-строительному проектированию может осуществляться только и исключительно путем проведения конкурса.
5. О внесении изменений в Федеральный закон №212-ФЗ об уменьшении платежей в страховые фонды для плательщиков, использующих упрощенную систему налогообложения (законопроект).
В Департаменте продолжается работа по разработке проекта федерального закона об уменьшении платежей в страховые фонды. При этом учитывается, что принятый ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды», в который включены нормы об уменьшении тарифов выплат во внебюджетные фонды для организаций, выполняющих инжиниринговые услуги, не решает проблем всех проектных организаций.
6. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» — проект федерального закона, предложенный к рассмотрению Некоммерческим партнерством «Балтийское объединение проектировщиков».
Проект рассмотрен на заседании Комитета по законодательному и правовому обеспечению деятельности СРО. 24-го января с.г. предложения НОП по законопроекту направлены в Минрегион России.
7. «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект федерального закона №432575-4).
Законопроект направлен на приведение норм Земельного кодекса РФ и иных федеральных законов в соответствие с Градкодексом РФ. В рамках законопроекта решается ряд важных задач по устранению коллизий и противоречий в области земельно-градостроительных отношений, упрощения процедур и снятия избыточных административных барьеров при предоставлении земельных участков, в том числе для комплексного освоения территорий и реализации крупных инфраструктурных проектов, вовлечения в оборот неиспользуемых или неэффективно используемых земельных участков.
По данному проекту в НОП подготовлены замечания и предложенияпо обеспечению непротиворечивости норм земельного и градостроительного законодательства, в том числе по вопросам разработки документации по планировке территории, определения порядка разрешенного использования земельных участков, утверждения Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, создания единого понятийного аппарата и другим вопросам.
Кроме того, заместитель руководителя департамента сообщила, что профильные комитеты НОП участвуют в подготовке предложений по внесению изменений в нормативные правовые документы, в числе которых:
- постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (внесение изменений и дополнений в целях оптимизации состава и содержания разделов проектной документации);
- постановление Правительства РФ от 5.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (в части приведения в соответствие с Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. №337, в том числе по проведению негосударственной экспертизы);
- приказ Минрегиона России от 30.12.2011 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».
Как пояснила в заключение своего выступления Г. Горохова, руководители НОП, комитетов, Аппарата, департамента и специалисты используют малейшие возможности, чтобы донести позицию Национального объединения проектировщиков по актуальным проблемам на различных уровнях публичного обсуждения вопросов, включая, в частности:
совещание в Комитете Госдумы по земельным отношениям и строительству (25 января с.г.);
Координационный совет по взаимодействию с национальными объединениями саморегулируемых организаций в сфере строительства при Минрегионе России (7 февраля с.г.);
всероссийский Форум саморегулируемых организаций «Саморегулирование в России: опыт и перспективы развития» (10 февраля с.г.);
совещание у заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н. Козака по вопросу реализации плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 15 июня 2010 г. №982-р (17 февраля с.г.);
коллегию Минрегиона России (29 февраля с.г.);
Всероссийский съезд саморегулируемых организаций в строительстве (НОСТРОЙ, 1 марта с.г.);
совещание у заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н. Козака по исполнению распоряжения Правительства РФ от 15 июня 2010 г. №982-р и реализации национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации (13 марта с.г.);
парламентские слушания на тему «Основные направления совершенствования земельного законодательства» (15 марта с.г.);
совещание в Минэкономразвития России по вопросам внесения изменений в постановление Правительства РФ от 5 марта 2007 г. №145;
заседание Объединенного научно-технического совета по вопросам градостроительной политики и строительства г. Москвы (22 марта с.г. в департаменте градостроительной политики города Москвы);
всероссийское совещание проектных организаций по вопросу Основных направлений проектной деятельности в условиях саморегулирования (28 марта с.г.).
Услышав это развернутое сообщение, представитель «МОПОСС» С. Некрашевич одобрительно отозвался о заявленной позиции НОП по перечисленным законопроектам. В то же время он подчеркнул: если бы Аппарат усилил информированность СРО «об этой громадной работе, то резко упал бы уровень критики – в СРО ведь не знают деталей этой работы».
Поскольку содокладчик была регламентом ограничена во времени, вопросы было решено обсудить уже после окончания заседания – так решили сами участники «круглого стола». Вопросов было немало, они обсуждались в течение последующих полутора часов. По оценке участников встречи, и эта – пусть даже за рамками официальной программы – часть встречи (вопросы-ответы) подтвердила полезность таких мероприятий с выездом в регионы, организуемых по решению Совета НОП. Причем, группа участников особо подчеркнула необходимость выездов групп специалистов НОП в регионы для проведения «круглых столов» по злободневным для сообщества проблемам.
Между тем собравшиеся перешли к 4-му пункту повестки: «Вопросы практического применения отдельных положений Градкодекса РФ и иных законодательных и нормативных актов, регламентирующих деятельность саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования».
С сообщением выступила член Комитета по законодательному и правовому обеспечению деятельности СРО в области архитектурно-строительного проектирования Лариса Доничева (СРО НП «Э.С.П.»). Она остановилась на ряде актуальных вопросов правоприменительной практики. В частности, были представлены «Рекомендации о порядке представления ежегодных отчетов членами СРО».
Л. Доничева напомнила, что «саморегулируемые организации осуществляют анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в СРО в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденным решением общего собрания членов саморегулируемой организации в соответствии со ст. 6 Федерального закона ФЗ-315 «О саморегулируемых организациях».
Затем член Комитета подробно остановилась на ключевых вопросах процедуры представления таких отчетов, а также продемонстрировала примерный образец подобного отчета. Участники «круглого стола» обсудили данный образец и высказали ряд замечаний и рекомендаций. Одна из рекомендаций в точности соответствует уже высказанному ранее постулату о том, что некоммерческие партнерства не должны превращаться в забюрократизированные структуры.
«Практика прохождения плановых проверок Ростехнадзора саморегулируемыми организациями в области архитектурно-строительного проектирования» — пятый вопрос повестки заседания «круглого стола». С большим сообщением выступил Сергей Некрашевич, технический директор СРО НП «МОПОСС» (Москва).
Он раскрыл процедурные детали проверки, которую в СРО НП «МОПОСС» Ростехнадзора проводил в декабре 2011 года и рассказал о практике делового взаимодействия проверяемой организации с проверяющими.
Ряд примеров привел также А. Донских, как директор саморегулируемой организации, которая недавно успешно прошла проверку Ростехнадзора.
* * *
В рамках круглого стола были рассмотрены и некоторые другие практические вопросы правового обеспечения деятельности СРО.
Итоги встречи кратко подвела вице-президент НОП Юлия Илюнина. Она заверила, что все прозвучавшие предложения участников «круглого стола», направленные на улучшение правовой защиты СРО, входящих в объединение проектировщиков, будут еще раз проанализированы и учтены в последующей работе.
Валентин Елисеенко,
собкор сайта НОП
ответственный секретарь «Вестника» НОП
Нижний Новгород – Москва
Обсудить на форуме