Реформа СРО: От торговли допусками к торговле «мёртвыми душами» | Информационный портал «Саморегулирование»
Дата публикации: 23/12/2016

Реформа СРО: От торговли допусками к торговле «мёртвыми душами»

Реформа СРО: От торговли допусками к торговле «мёртвыми душами»

Реформа саморегулирования в строительной отрасли рискует стать грандиозной профанацией, считает генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский. По его мнению, регионализация СРО в том виде, в котором она сейчас закреплена в законе, не соответствует своим изначальным целям и ведёт к ещё большей коммерциализации процессов, чем это было до июля 2016 года. Только теперь предметом купли-продажи будут не допуски СРО, а «мёртвые души» — в качестве претендентов на включение в Национальный реестр специалистов, который, согласно закону, будет сформирован к лету будущего года. Можно ли уберечь будущий реестр от коммерциализации, Валерий Мозолевский рассказал нашему порталу.

 - Половина переходного периода позади. Первичные данные об объеме компенсационных фондов СРО строителей определены, уведомления поданы – процесс регионализации, плохо ли, хорошо ли, но запущен и поставлен на рельсы. По этим направлениям есть понимание происходящего. В настоящее время, из-за передвижения некоторых СРО главной задачей которых, по моему мнению, является «окучивание» членов коммерческих квази-СРО в субъектах федерации, ситуация с выстраиванием добросовестной конкуренции в субъектах только накаляется. Теперь мы будем думать совместно с исполнительными органами власти в субъектах федерации, что с этим делать и как выстраивать с ними отношения…

На втором этапе переходного периода главнейшей является задача по созданию и ведению Национального реестра специалистов, организующих строительство. По материалам, которые готовятся в рамках этой работы, создается тревожное опасение, что коммерциализация повторится, с той лишь разницей, что торговать будут не свидетельствами, а документами на специалистов, как и прежде – не существующих. К нам и к нашим членам уже идут настойчивые предложения о заключении соглашений по обеспечению наших членов необходимыми специалистами и необходимыми «выписками» из реестров.

Главным образом такое опасение основано на предложении о том, чтобы заявления от специалистов в Национальный реестр принимали сами СРО. Мы опять наступаем на те же грабли, что и при переходе от продажи лицензий к такому же распределению свидетельств о допусках в 2009 году, с теми же фигурантами и лоббистами. Только к участникам добавились представители «новой волны» коммерсантов.   Или, быть может, кто-то считает, что вчерашние квази-СРО 1 июля будущего года как по волшебству станут добросовестными, и заслуживающими доверие по приему документов от специалистов для передачи в Национальное объединение строителей?

В сложившейся ситуации мы не имеем права искусственно создавать излишние «перевалочные пункты» по движению документов, тем более, это противоречит требованиям Градостроительного кодекса и нормам 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Существует серьезное опасение, что для этих целей квази-СРО уже подготовили рекрутинговые службы

Достоверность сведений о специалистах, которые вносятся в Национальный реестр, должна подтверждаться нотариусами, что соответствует мировой и российской практике. Их деятельность твердо регламентирована и в общей массе не вызывает подозрений в недобросовестности. У нотариусов есть возможность заверять документы электронной цифровой подписью и направлять их через интернет получателю, поэтому нет никаких сомнений в оперативности процесса наполнения реестра в том случае, если все заявления специалистов будут проводить через кабинеты нотариусов. Этого нельзя сказать о распространенном предположении, что Национальный реестр специалистов будет наполняться исключительно силами СРО строителей.

Преимущества работы по этому направлению через нотариусов объясняется просто. Все действующие на сегодняшний момент СРО строителей расположены преимущественно в столицах субъектов федерации. А специалисты живут по всей стране, зачастую за тысячи километров от офисов СРО, и подавать документы через СРО для них проблематично.

В то же время в России действует более 8 000 нотариусов, которые рассредоточены по всей территории страны. При том, что в Национальный реестр необходимо внести около 150 000 специалистов, нагрузка в среднем на одного нотариуса составит не более 20-ти специалистов. Если эту процедуру вести через СРО, тогда нагрузка в среднем на одну СРО составит свыше 600 дел, — освоить такой объем невозможно даже за три месяца.

Сегодня необходимо самым ответственным образом подойти к определению целевой аудитории Национального реестра, а также учесть, что данный ресурс имеет ярко выраженную репутационную цель:

Специалисты, заявленные в Национальном реестре, должны быть поистине атлантами, на плечах которых базируется строительная отрасль в федеральном масштабе, а не «мертвые души» из баз данных контор, которые когда-то торговали копиями трудовых книжек для получения свидетельств.

Специалист по организации строительства, попавший в Национальный реестр, автоматически становится специалистом особой значимости. Его потенциальный уровень зарплаты мгновенно возрастает. Специалист должен дорожить своим местом в реестре, так как это его репутация, доход и уважение.

Чтобы Национальный реестр специалистов выполнял свою задачу, необходимо инсталлировать его, как достоверный источник информации, в систему взаимоотношений между участниками строительного процесса. Национальным реестром специалистов должны будут постоянно пользоваться саморегулируемые организации, заказчики, органы строительного надзора и контроля, строительные организации.

В Ассоциации «Сахалинстрой» приходят к выводу, что в первую очередь, соответствующие поправки должны быть включены в законодательство о контрактной системе, нормативно-правовые акты по организации строительства, а также типовые контракты.

Анализ тех материалов, которые подготовлены по Национальному реестру специалистов на сегодняшний день, демонстрирует необходимость обязательного проведения антикоррупционной экспертизы и экспертизы на потенциальную коммерциализацию всей нормативной базы по этому вопросу, и в первую очередь – вновь создаваемой в НОСТРОЙ, – с помощью только такого «фильтра» можно влиять на вторую волну коммерциализации саморегулирования. Для этого необходимо разработать и принять соответствующие стандарты деятельности НОСТРОЙ.

Мы все должны понимать, что в соответствии c Градостроительным кодексом РФ ответственность за полноту, достоверность, актуальность и доступность информации в этом реестре несет Национальное объединение строителей. Поэтому мы не можем допустить, чтобы какие-либо недобросовестные руководители и специалисты в СРО или в НОСТРОЙ еще раз бросили тень на наше объединение.

Генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой»

Валерий Мозолевский 

Темы: , ,


Обсудить на форуме