Государство, не дождавшись эффекта от введения механизма саморегулирования в оценке, рискует новой законодательной инициативой не только свести на нет функции
В начале июня председатель комитета по собственности Государственной думы Виктор Плескачевский внес на рассмотрение парламента поправки в федеральный закон «Об оценочной деятельности», разработанные Минэкономразвития. Ведомство предложило несколько новаций, усиливающих ответственность саморегулируемых организаций (
Давняя и застарелая проблема ответственности всплыла в связи со строительством олимпийских объектов в Сочи, когда федеральные чиновники начали получать отчеты об оценке идентичных земельных участков с разницей в стоимости в разы. МЭРТ отреагировал стремительно. Предложенный им проект закона меняет требования к экспертам
Между тем участники регионального рынка, которых мы пригласили на круглый стол для обсуждения итогов ежегодного ренкинга оценочных компаний Урала и Западной Сибири (см. врезку и инфографику), в один голос утверждают: инициатива МЭРТ только разрушит рынок.
Проблема-94
Ситуации, подобные сочинским, тысячами возникают по всей стране каждый день. Причина — действие ФЗ № 94, по которому государственные и муниципальные органы имеют право выбирать оценщиков в ходе конкурсов на основании исключительно одного критерия — цены.
Начальник отдела приватизации и управления акционерными обществами министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Алексей Знаменский констатирует, что в ходе конкурсов начальная цена снижается, иногда в несколько раз: «Мы понимаем, что вынуждены заключать контракты по демпинговой цене с далеко не самой квалифицированной компанией. В борьбу за такие заказы, как правило, вступают те, кто готов работать за минимальные деньги, и, что греха таить, иногда в пользу потенциальных участников сделок с госимуществом. Они и рынок роняют, и профессию дискредитируют. Поэтому многие известные в регионе оценщики давно перестали участвовать в тендерах».
Чиновники, получив неграмотный отчет, не могут реализовать интересы государства. Пример приводит председатель Фонда имущества Свердловской области Сергей Прокопчук:
- В Фонд обращается областное государственное учреждение с просьбой провести аукцион на право заключить договор аренды нежилых помещений. Приносят отчет оценщика, в котором, по мнению учреждения, он формально подошел к проведению работы и определил ставку арендной платы существенно выше, чем средние значения по данному виду имущества и в конкретной местности. А в соответствии с действующим законодательством, начальная цена аукциона определяется на основании отчета независимого оценщика и не может быть ниже. В результате при проведении аукционов в связи с неадекватно высокой стоимостью арендной платы, установленной оценщиком, потенциальные арендаторы не направляют заявки на участие в аукционе, тот признается несостоявшимся, имущество используется неэффективно, а бюджет лишается соответствующих поступлений».
О том, что ФЗ-94 надо менять, что необходимо вводить качественные критерии при отборе претендентов на проведение работ, твердят не один год и не только оценщики.
Требуется фильтр
Изначально предполагалось, что нечестных и неграмотных игроков из отрасли выдавят институты саморегулирования: система государственного регулирования отменена три года назад. Функционирование
Руководитель отделения НП «СМАОс» в Свердловской области, директор Областного центра экспертиз Галина Фалько указывает на возможный выход:
- В любой цивилизованной стране, чтобы получить право заниматься этим бизнесом, нужно пройти стажировку в серьезной компании не менее двух, а где-то и пяти лет. И только после того, когда ты понял все нюансы профессии, ты получаешь право работать. Именно с этого, а не с ужесточения процедуры проведения экспертизы — по сути, конечного этапа работы оценщика, — надо начинать решать проблему повышения качества.
- Наш рынок — сложный рынок аналитиков, поэтому без реформы системы подготовки профессионалов здесь не обойтись, — добавляет руководитель Свердловского областного отделения Российского общества оценщиков, директор Регионального центра оценки и управления стоимостью предприятия Андрей Потапов.
Исходя из такой постановки проблемы, инициативы МЭРТ игроки рынка оценивают скептически.
Почему МЭРТ не поможет
- Законопроект сырой, содержит много недоработок, — считает председатель НП «Уральская палата готового бизнеса» Илья Симкин.- В частности нарекания вызывает пункт об экзамене. Во-первых, не понятно, кто войдет в состав комиссии, принимающей экзамен, будет ли она состоять из нынешних экспертов или оценщиков, нужно ли этим людям подтверждать квалификацию? Во-вторых, станет ли наличие квалификационного аттестата дополнительным требованием для всех членов
Андрей Потапов убежден, что предложенный вариант проекта закона — это шаг назад:
- Вводя норму об аттестации экспертов и сдаче квалификационного экзамена, авторы по сути возвращаются к системе государственного контроля. Возникает естественный вопрос: зачем тогда
Детская болезнь
Почему
На наш взгляд, причины две: жесткая вертикаль власти с концентрацией основных полномочий исполнительного аппарата в Москве и отсутствие консолидации в профессиональном сообществе.
Участники нашего круглого стола пришли к выводу, что следовало бы попытаться найти инструменты повышения эффективности борьбы с демпингом на уровне региона. «Глупо сидеть и ждать, когда сверху кто-то поймет, что нужно менять законы. Надо договариваться на местах», — формулирует директор компании «Росоценка» Надежда Мартьянова. И вот о чем удалось договориться.
Недвижимость как фундамент
Во-первых, необходим режим конструктивного диалога между региональными отделениями
Низкий уровень качества отчетов часто связан с элементарным отсутствием открытой информации о состоянии рынков, прежде всего наиболее востребованного в оценке сегмента — объектов недвижимости. Особенно это актуально сейчас, когда произошла смена тренда.
- Необходима стандартизация сегментов рынка, — считает региональный представитель НП «СМАОс» по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, директор ЗАО «Ассоциация АЛКО» Алексей Долгих. — Нужна классификация объектов коммерческой, жилой, торговой и другой недвижимости. Пока стандартизации такого рода нет, всегда существует возможность манипулировать стоимостью. Надо задействовать все стороны: девелоперов, управляющих, оценщиков и риэлторов. Если такой инструмент появится, нам будет легче рассматривать отчет оценки на предмет качества.
Во-вторых, необходим механизм взаимодействия с государственными органами власти. Присутствующие на круглом столе руководитель фонда имущества Свердловской области, представители министерства по управлению госимуществом, территориального управления Росимущества поддержали инициативу объединения для создания общей информационной базы.
- Мы как государственный орган должны вести эффективную политику сдачи имущества в аренду, — заявила ведущий специалист-эксперт отдела контроля использования федерального имущества и оценочной деятельности территориального управления в Свердловской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом Евгения Луконина. — Но как это делать, если оценщик, которого мы привлекаем, действует на основе недостаточно достоверных, нерыночных данных, получая необъективные результаты случайной выборки. В результате помещения простаивают и не приносят пользы бюджету. Нам очень важно в этой ситуации иметь информацию о состоянии рынка. Если соберется инициативная группа, думаю, мы сможем на местном уровне сделать методику расчета арендных ставок. Это позволит нам уже с цифрами на руках разговаривать с исполнителями государственных заказов по оценке.
Чтобы к результатам этой аналитической работы имели доступ все оценщики, госорганы готовы участвовать в проведении совместных обучающих и разъяснительных мероприятий. Если эти инициативы будут реализованы, уральским оценщикам, вполне вероятно, удастся снять хотя бы часть противоречий, давно мешающих развитию рынка.
Дополнительные материалы:
Рынок оценки в 2009 году: ренкинг АЦ «Эксперт-Урал»
В 2009 году доходы от оценочной деятельности 39 компаний-участниц ренкинга сократились на 13% до чуть более 400 млн рублей. Это существенное падение: по итогам 2008 года мы фиксировали 36-процентный рост доходов 42 компаний. Начало 2010 года внушает оптимизм: оперативные данные по выручке за первый квартал, запрошенные нами в ходе подготовки ренкинга, свидетельствуют о 10-процентном росте.
Сегменты-лидеры по сравнению с 2008 годом не поменялись. Большая доля заказов (53%) связана с оценкой недвижимого имущества. Второй по значимости сегмент в совокупной выручке — оценка оборудования и транспортных средств (22%). На оценку бизнеса и ценных бумаг в общей структуре рынка пришлось 13%.
Самые высокие темпы роста выручки (83%) показал сегмент переоценки активов и основных фондов. Это связано с тем, что в период спада банки были вынуждены изымать залоговое имущество и оценивать его для последующей продажи с аукциона. Сильнее всего кризис отразился на оценке оборудования и транспортных средств: по данным компаний-участников ренкинга, доходы в сегменте по сравнению с 2008 годом сократились на 13%. Отчасти это связано со снижением объемов автокредитования.
Другой сегмент, где влияние кризиса оказалось особо ощутимо, — оценка недвижимости: выручка здесь снизилась на 12%. Одна из причин — приостановка ипотеки.
Бизнес-ситуации. Наибольшую выручку игрокам принесла оценка при сделках залогового финансирования, кредитовании, аренде и страховании (47%), 27% — оценка при купле-продаже. Причем доля второго сегмента по сравнению с 2008 годом существенно выросла.
Отраслевая структура. Самый высокий спрос — суммарно около 40% — наблюдался со стороны энергетиков, компаний нефтяной и нефтегазовой промышленности, финансовых институтов.
Обсудить на форуме