Решение вопросов строительного сообщества через взаимодействие отраслевых СРО, органов власти и общественных объединений и организаций | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 23/04/2012

Решение вопросов строительного сообщества через взаимодействие отраслевых СРО, органов власти и общественных объединений и организаций

Уважаемые участники съезда!

Процесс формирования и становления саморегулируемых организаций в строительной отрасли завершился. Саморегулируемые организация для своих членов стали площадкой для высказывания мнений, их консолидации и донесения до государства. Результат нашей работы с членами саморегулируемых организаций, состояние всей отрасли напрямую зависит от решений, принимаемых государством. Совершенно очевидно, что мы должны научиться слышать друг друга и взаимодействовать.

С определенной периодичностью организации и предприятия, входящие в состав Союза строительных объединений и организаций вместе с  представителями органов законодательной и исполнительной власти в рамках съездов, форумов и конференций собираются для обсуждения актуальных и злободневных  проблем строительной отрасли. У нас установились тесные и плодотворные контакты с органами власти:  совместными усилиями решаются проблемы  обманутых дольщиков, идет работа по разработке и актуализации технических регламентов и нормативов, вырабатываются рекомендации по вопросам подготовки квалифицированных кадров. Решение всех этих вопросов требует детальной проработки и пристального внимания как со стороны всего профессионального сообщества, так и со стороны органов власти различных уровней.

Приток молодых руководящих, а также квалифицированных инженерных кадров, одна из главных на сегодняшний день проблем строительной сферы. Когда строительная отрасль начала оживать после застоя, то сразу начались разговоры о дефиците квалифицированных кадров, причем как со стороны бизнес-сообщества и общественных объединений, так и со стороны органов власти различных уровней.

Владимир Путин в одной из своих статей обратил внимание читателей на необходимость повышения уровня образования населения и молодежи как одну из главных надежд России. Через систему саморегулирования в строительную отрасль пришло немало молодых кадров, в том числе молодых специалистов обладающих необходимыми знаниями и опытом в области управления, экономики и права, а так же желанием работать на благо государства, реализоваться и руководить крупными государственными проектами. Это обстоятельство не может не сказаться положительным образом на всей сфере и задача СРО — поддерживать и продвигать эту молодую кровь строительной отрасли так необходимую всему государству в целом.

Кроме того, СРО НП «БСК» наряду с другими саморегулируемыми организациями в области строительства, проектирования и инженерных изысканий  ведут постоянную работу по повышению престижа отрасли, строительных профессий, улучшение качества выполняемых работ и привлечение в строительство молодежи. Члены, входящие в состав нашей саморегулируемой организации, принимают участие в региональных и национальных конкурсах — Строймастер», «Строитель года», «Лучший штукатур» и других. Отрадно, что участвовать в конкурсах рвется молодежь.

Саморегулируемые организации ставят перед собой цель — повышение качества строительства и предупреждение причинения вреда жизни, здоровью вследствие недостатков работ, а потому напрямую заинтересованы в том, чтобы объекты проектировались или возводились высококвалифицированными специалистами и готовы принимать активное участие как в подготовке, так и переподготовке кадров путем сотрудничества со строительными образовательными учреждениями, обновления материально технической базы этих учреждений и пр.

Конечно, решить закоренелую проблему по привлечению кадров высокой квалификации в одночасье невозможно. Но если объединить усилия органов власти, общественных объединений, саморегулируемых организаций и профессиональных учреждений по подготовке и переподготовке профессиональных кадров, то решение этой проблемы, однозначно,  будет ускорено.

Профессиональному сообществу необходимо продолжить работу по усовершенствованию стандартов СРО, норм технического регулирования.

Глава Минрегиона России Виктор Басаргин не раз отмечал важность взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной и законодательной власти и профессионального сообщества при разработке, к примеру, профессиональных стандартов для строительной отрасли.

Хочу отметить, что в настоящий момент СРО ведут большую работу по разработке собственных стандартов, а также внесению предложений по корректировке стандартов национальных объединений, актуализации действующего нормативного законодательства. Так, в рамках работы Координационного совета при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО по делам инвалидов, нашим партнерством была инициирована разработка нормативной документации для создания благоприятных условий жизнедеятельности маломобильных групп населения совместно с региональными общественными организациями инвалидов.

Необходимо наладить более активное взаимодействие с органами власти с целью дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы по контролю за деятельностью СРО, по пресечению возникновения и существования «коммерческих» СРО. Эта проблема во многом является следствием правовых пробелов в законодательстве, посвященном саморегулированию в строительстве, а также несовершенства нашей правоприменительной практики.

Во-первых, ни Градостроительный кодекс, ни закон «О саморегулируемых организациях» четко не устанавливают, что такое реестр членов СРО, в каком формате он должен вестись. Мы все понимаем: чтобы проверить правильность формирования компенсационного фонда, нужно посчитать количество членов СРО, а зачастую посчитать их мы не можем, потому что как такового реестра членов у коммерческих СРО нет.

Во-вторых, отсутствие норм, детализирующих проведение процедур по контролю за деятельностью членов СРО, в том числе при приеме, позволяет недобросовестным СРО формально подходить к проверке их на соответствие требованиям к выдаче свидетельств о допуске.

В-третьих, действующее законодательство сегодня позволяет коллегиальному органу вообще передать полномочия на принятие решений о приеме в члены СРО и о выдаче свидетельств о допуске иным органам, что снимает ответственность с членов Совета — такие примеры имеют место быть. Понятно, что закон и не должен детально регулировать все вопросы деятельности СРО, на это есть система подзаконных актов – постановлений Правительства, приказов министерств и т.п. Однако в системе правовых норм, посвященных саморегулированию, подзаконных актов крайне мало. Отчасти это объясняется принципом построения самой системы саморегулирования: государство передало сообществу основные бразды правления, и оно само должно вырабатывать для себя правила поведения и работы. При этом возникает парадоксальная ситуация: регулирования на уровне подзаконных актов в этой сфере фактически нет, а НОСТРОЙ – главное объединение в сообществе строительных СРО – сегодня не имеет полномочий устанавливать нормы, обязательные к исполнению его членами. Все это приводит к проблемам, в том числе и коммерциализации СРО, позволяя им вести свою недобросовестную деятельность, напрямую не нарушая закон.

Сегодня необходимо в срочном порядке на уровне законодательства четко установить на каких носителях и в каком формате надлежит вести реестр членов СРО, установить требования к лицам, из которых должны формироваться специализированные органы саморегулируемой организации, определив состав этих органов. Дополнительно необходимо установить запрет на передачу функций по осуществлению контроля коммерческим, а равно и некоммерческим организациям на договорной основе. Важно четко прописать порядок оформления саморегулируемой организацией результатов контроля за деятельностью членов этой СРО, а так же определить срок и порядок хранения документов. В дальнейшем, за выявленные нарушения лишать саморегулируемую организацию статуса СРО.

Система СРО сконцентрировала в себе лучшие силы — интеллектуальные, организационные, юридические. Таким богатым багажом знаний  необходимо пользоваться и активно работать над разработкой документов и проектов нормативных актов. Сплоченность профильных национальных объединений строительной отрасли позволит собрать необходимые факты и цифры для того, чтобы подготовленный должным образом документ был рассмотрен в Госдуме Российской Федерации и поддержан со стороны отраслевого сообщества.

СРО могут стать мощной движущей силой, обеспечивающей рост экономической эффективности и конкурентоспособности, а также учет и согласование интересов всех хозяйствующих субъектов и населения в целом при выработке и реализации государственной экономической политики.

Если наши идеи и предложения будут приниматься во внимание на государственном уровне, значит задача по установлению плодотворных контактов между профессиональными организациями, объединениями и властью будет успешно реализована.

Благодарю за внимание!

Темы: ,


Обсудить на форуме