Примерно полтора месяца осталось до момента, когда Россия должна будет ратифицировать протокол о присоединении к Всемирной торговой организации (ВТО). Если не сделать этого, то многолетний переговорный процесс, возможно, придется начинать заново. А если ратифицировать – не будем ли потом сожалеть об этом решении? В такой атмосфере и прошли в Государственной Думе парламентские слушания, предваряющие судьбоносное голосование. В них принял участие президент ТПП РФ Сергей Катырин.
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин, открывая обсуждение, отметил, что вопрос ратификации требует глубокого анализа и профессионального диалога с участием представителей всех ветвей власти, экспертов и бизнес-сообщества. Во вступлении в ВТО есть свои риски и издержки. Однако эта организация – только инструмент, и все будет зависеть от того, насколько эффективно мы научимся им пользоваться.
Этот тезис и определил характер парламентских слушаний. Основные плюсы и минусы вступления России в этот всемирный торговый клуб эксперты определили уже давно. В выигрыше, по их мнению, должны оказаться нефтяники, газовики, металлурги, производители химических удобрений. Проигравшими, или «чувствительными», как политкорректно их назвали в проекте рекомендаций парламентских слушаний, могут стать автомобилестроители, сельхозпроизводители, предприятия легкой промышленности.
Однако наряду с объективными проблемами существует целый пакет мифов о вступлении в ВТО, который и будоражит общественное мнение. Часть из них попытался развеять директор департамента торговых переговоров Министерства экономического развития Максим Медведков. Он подчеркнул, что в ходе переговоров приходится иметь дело с достаточно объемными юридическими документами. Не все они до конца понятны для неспециалистов. Поэтому он еще раз вкратце изложил основные положения достигнутых договоренностей.
Сводятся они к следующему. ВТО не запрещает субсидии и иные формы государственной поддержки. ВТО не открывает российский рынок труда. ВТО не мешает нам продолжать социальную политику в тех формах, которые мы считаем нужными. ВТО не запрещает нам продолжать экономическое регулирование в стране. И, наконец, эта организация не мешает нам закрывать границы для тех продуктов и товаров, которые наши компетентные власти посчитают вредными или опасными для здоровья наших граждан.
В ходе слушаний выступавшие чаще всего останавливались на наиболее острых вопросах господдержки. Недавно назначенный министр сельского хозяйства Николай Федоров отметил, что по правилам ВТО разрешена поддержка отечественных аграриев на сумму значительно большую, чем государство тратит на эти цели сейчас. Заместитель министра промышленности и торговли Георгий Каламанов пообещал, что если закон об утилизационных сборах, защищающий наш автопром, будет одобрен депутатами на весенней сессии, то его министерство в августе обеспечит этот акт всеми необходимыми нормативными документами.
Разговор на слушаниях шел в целом деловой. Президент российской Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин в своем выступлении заметил, что процессу вступления России в ВТО не хватает публичности. Поэтому и ходят по стране страшилки вместо объективной информации о том, что делает правительство для защиты интересов отечественных товаропроизводителей.
В продолжение темы он предложил отдельной строкой предусмотреть защиту российского малого бизнеса. По его словам, в последнее время произошел буквально взрыв интереса к России у представителей малого бизнеса европейских государств. Значит можно предположить, что они выйдут на наш рынок и создадут конкуренцию российским производителям. А условия, в которых работают наши предприниматели, серьезно отличаются от тех, что существуют на Западе. Это и несравнимо высокая процентная ставка по кредитам, и другая ставка арендной платы. Если заранее не позаботиться об отечественном малом бизнесе, то можно дождаться больших проблем.
Как успех в переговорном процессе президент ТПП РФ оценил возможность преференций для отечественных производителей при размещении государственного заказа. Если принять во внимание, что рынок с учетом закупок госкомпаний и компаний с государственным участием оценивается в 14 трлн рублей, то понятно, насколько внимательно надо подойти к созданию федеральной контрактной системы, чтобы предусмотреть именно там все эти преференции и степень локализации производства товаров.
А вот в качестве серьезной проблемы Сергей Катырин отметил практически полное отсутствие специалистов, особенно юристов. «Семнадцать лет вступали мы в ВТО, но так и не подготовили их больше чем несколько десятков. А их нужно в сотни раз больше, чтобы у нас было кому защищать и интересы страны, и интересы отдельных компаний», – сказал Сергей Катырин. Он обратил внимание присутствующих на крайнюю необходимость в срочном формировании специальной программы подготовки юристов-экспертов в сфере ВТО. И эта программа должна заработать уже в этом году! Ведь деятельность в рамках ВТО начинается в первую очередь с юридического обоснования своих действий.
И вообще, пора перестать спорить о том, кто и что неправильно сказал. Пора двигаться дальше и реально готовиться к работе в рамках ВТО, завили участники парламентских слушаний.
После ратификации протокола о присоединении Россия станет полноправным членом ВТО. Значит именно сейчас стоит поработать над тем, чтобы работа по новым правилам стала привлекательной и для каждого представителя бизнес-сообщества, и для страны в целом.
Обсудить на форуме