За последние полгода саморегулирование в сфере строительства клянут буквально все. Сначала о состоянии института саморегулирования критично высказался заместитель председателя правительства Дмитрий Козак. Затем аналогичную позицию выразил министр строительства РФ Михаил Мень. Многие воспринимают это буквально как приговор для всего саморегулируемого сообщества в сфере строительства и предвестие лицензирования.
Лицензирование вообще некорректно называть аналогом саморегулирования, поскольку саморегулирование – это общественное явление.
Мировой опыт свидетельствует, что функционирующее реальное саморегулирование в сферах экономической деятельности является доказательством зрелости предпринимательского и профессионального сообщества – его участники таким образом формируют гражданское общество через активное участие в саморегулируемых организациях, построенных по определенным стандартам их деятельности.
Фактически прошло уже четыре года текущего президентского срока Владимира Путина, а строительная отрасль экономики топчется на стартовой точке понимания сути саморегулирования и необходимости создания системы саморегулируемых организаций для реального исполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 23.07. 2003 г. №824 «О мерах по проведению административной реформы…»
Если обратиться к программной статье Владимира Путина 2012 года «Демократия и качество государства», то там четко сказано: «Рассчитываю, что саморегулирование станет одним из столпов сильного гражданского общества в России».
Все органы управления нашей Ассоциации «Сахалинстрой» – твердые сторонники и организованные защитники реального саморегулирования в строительстве. Такого, каким его сформировали на протяжении столетий профессиональные и предпринимательские сообщества в странах Европы, в Австралии, Канаде и США. Там, где ремесленники, строители и виноделы объединялись в сообщества по месту их деятельности для защиты своих законных интересов и прав, формирования правил объединения.
Эти саморегулируемые организации строго стояли на страже добросовестной конкуренции – это одна из главных задач саморегулируемых организаций и тогда, и сейчас.
Из прочтения самих названий ст. 55.2, 55.3, 55.4 и 55.5 Градостроительного кодекса видно и понятно, что именно саморегулируемые организации наделяются государственными контрольными и разрешительными функциями проверки на соответствие установленным законом требованиям заявителей для выдачи им свидетельств о допусках к выполнению строительных работ и исполнения последующего контроля соответствия этих заявителей требованиям закона.
При этом все должны понимать, что сам факт включения Ростехнадзором конкретной организации в реестр СРО строителей является только стартовой точкой становления саморегулируемой организации. Поэтому, в законе предусмотрена своеобразная «фора», чтобы дать возможность организации, внесенной в реестр по формальным признакам, на практике становиться именно по сути саморегулируемой организацией, т. к. при включении в реестр руководство СРО не представляет, что такое саморегулирование на практике. При этом нам непонятно, почему ни национальные объединения, ни Ростехнадзор не проверяли и не проверяют, что представляет из себя сама организация уже на момент этих проверок. Она реально является саморегулируемой организацией в соответствии с законом №315-ФЗ и Градкодексом РФ, или они имеют дело с коммерческой организацией, основной задачей которой является легализация фиктивных свидетельств, которые продаются на рынке их агентами?
Считаем, что необходимо проверять не только реестр этой СРО, но в первую очередь необходимо проверять деятельность данной организации как саморегулируемой организации.
Считаем, что если проверяемая организация не отвечает признакам (индикаторам) саморегулирования, дальше ее проверять не имеет смысла, т. к. только саморегулируемые организации получают от государства права контроля и выдачи свидетельств для выполнения работ. Такие организации, злоупотребляющие доверием государства, должны исключаться из реестра Ростехнадзора безусловно, как утратившие признаки СРО и не оправдавшие доверие государства.
Пора бы вспомнить, что саморегулируемые организации являются со-регуляторами органов управления отраслью. И это не наши слова – таково мнение Конституционного Суда РФ и международных судебных инстанций.
Следуя этому пониманию, СРО строителей должны занять свое место в системе органов исполнительной власти в субъектах Федерации, где и решаются конкретные задачи контроля и надзора в строительстве.
Решение есть!
По нашему мнению, на сегодняшний день уровень коммерциализации и криминализации саморегулирования в строительстве превзошел уровень и динамику роста продаж через посредников государственных лицензий до 2008 года.
В настоящее время стремительно нарастает скорость прироста членов квази-СРО, и мы ожидаем еще более стремительный рост легализации ими ранее проданных фиктивных свидетельств их агентами, агрессивно и безнаказанно рекламирующими свою деятельность по всей России, в связи с ожидающимся переходом на электронные свидетельства единого образца.
В строительстве уже создается ситуация, когда саморегулирование фактически себя дискредитирует, потому что на сегодня более половины ассоциаций, получивших статус СРО, не являются саморегулируемыми организациями по сути.
Как показал опыт 2015 года, исключение квази-СРО из реестра фактически ничего не дает. Процедура может длиться годами, и все может закончиться ничем. Кроме того, даже если квази-СРО будет исключено – все их члены с фиктивными свидетельствами стройными рядами перейдут в такую же другую, этих же «хозяев», квази-СРО. Результат нулевой. Ведь, главное – не исключение квази-СРО из реестра, а недопущение выдачи свидетельств о допусках не соответствующим требованиям организациям, недопущение возникающей из-за этого недобросовестной конкуренции.
Эта цель саморегулирования в строительстве уже упущена. Мы скоро придем к ситуации, когда сами свидетельства можно отменить, так как его может купить любой и в любое время. Тогда какой смысл вступать в реальную СРО, если каждый желающий может получить свидетельство, ничего не имя за душой?
Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы ответственно заявляем: уже сейчас никакими законопроектами, направленными на «лечение» сложившегося бессистемного построения саморегулируемых организаций в строительстве, положение исправить невозможно. «Раковые метастазы» криминализации продажи (выдачи) свидетельств оккупировали большое число межрегиональных СРО. В субъектах Федерации искусственно создается неконкурентная среда.
Уже невозможно извлечь поодиночке фиктивные свидетельства из оборота. Как говорят в таких случаях: «Поздно пить боржоми…» Необходимо хирургическое вмешательство.
Мы считаем, что необходимы срочные организационные решения в перестройке системы саморегулируемых организаций в строительстве.
Учитывая, что ни у кого до настоящего времени нет конкретных предложений по изъятию из реестров межрегиональных квази-СРО строителей ими выданных свидетельств организациям, не соответствующим требованиям, у нас есть готовое решение, отвечающее мировой практике и решающее все поставленные выше вопросы – это субъективизация саморегулирования в строительстве.
Формула проста: «Один субъект Федерации – одна саморегулируемая организация, в которую входят все зарегистрированные в этом субъекте строительные организации», плюс одна-две общероссийские СРО, например, СРО строителей атомных станций.
По нашим оценкам, одно только это позволит сократить количество держателей свидетельств на 40%, поскольку несоответствующие организации попросту уйдут с рынка. При перезапуске саморегулирования на принцип регионализации строительные организации должны будут пройти сито региональных СРО, которые проверят соответствие этих компаний требованиям закона.
За идею регионализации уже выступили органы власти в Татарстане. К аналогичной позиции склоняются Михаил Викторов – советник губернатора Калининградской области и министр строительства Сахалинской области Вадим Залозный.
Свыше 97% строительных организаций России – это малый и средний бизнес, чья деятельность, как правило, не выходит за пределы субъекта Федерации, в котором они зарегистрированы. При этом нельзя не отметить, что предлагаемая нами система субъектного построения саморегулирования не мешает реальным строительным организациям работать и в других регионах России, как и сейчас.
Такое предложение необходимо рассматривать и как реальные антикризисные меры, связанные с резким уменьшением предложения на рынке подрядных работ в России.
Это поможет поддержать реальный строительный бизнес!
Генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский
Источник: «Вестник Российского Союза строителей»
Обсудить на форуме