Сергей Афанасьев: Компфонды на спецсчетах, теперь можно расслабиться | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 02/11/2016

Сергей Афанасьев: Компфонды на спецсчетах, теперь можно расслабиться

Сергей Афанасьев: Компфонды на спецсчетах, теперь можно расслабиться

Судя по всему, проблемы с размещением компенсационных фондов СРО на спецсчетах в уполномоченных банках в соответствии с новыми требованиями закона оказались несколько преувеличены. Тот, кто хотел, эту задачу выполнил, даже если был в принципе не согласен с трактовкой этого самого закона Минстроем и Ростехнадзором. О том, как компромиссы помогают общему делу, в интервью Агентству новостей «Строительный бизнес» рассказал Сергей Афанасьев – исполнительный директор Общественного совета по развитию саморегулирования и представитель интересов сразу нескольких СРО.

- Сергей Владимирович, СРО, которые вы представляете, перевели средства компенсационных фондов в полном объеме?

-  Да, в полном объеме средства компенсационных фондов всех саморегулируемых организаций были переведены на специальные счета возмещения вреда, открытых в уполномоченных банках согласно распоряжению правительства. Из них строительные СРО перевели  более 2 миллиардов, проектные и изыскательские – более 1 миллиарда рублей. Все СРО открыли по два счета заблаговременно: счет для компфонда ответственности по договорным обязательствам (ОДО) и счет для  компфонда возмещения вреда (ВВ). Все средства, за исключением застрявших в банках с отозванными лицензиями, размещены на счетах возмещения вреда точно в срок.

Большую помощь здесь нам  оказала финансовый директор НОСТРОЙ Светлана Анатольевна Кузнецова, именно по ее рекомендациям удалось найти общий язык с банками для включения в договора всех необходимых условий для жизнедеятельности СРО и исполнения 372-ФЗ и 191-ФЗ.

- Вы ведь до последнего времени утверждали, что компфонды ВВ и ОДО необходимо формировать до 1 июля 2017 года, а не 1 ноября 2016? И, как говорил один из экспертов Общественного совета, – фонды возмещения вреда и ОДО необходимо размещать на специальном счете только тем СРО, которые уже сформировали такие фонды, то есть собрали нужные заявления со всех членов СРО, определили,  выходят они из СРО или остаются, приняли внутренние документы СРО и только потом смогли разместить средства  на специальных счетах?

- Наши юристы и сейчас считают, что именно так нужно поступать, поскольку часть  9 статьи 3.3 191ФЗ прямо и говорит, что СРО «…на основании заявлений своих членов не позднее 1 июля 2017 года обязаны сформировать компенсационные фонды возмещения вреда…». Аналогично надо поступить с  так называемым фондом ОДО. А норму закона о размещении средств к 1 ноября 2016 года, указанную в части 2 статьи 3.3, следует применять только к компенсационным фондам, которые сформированы в полном объеме.

Между тем, последние две недели банковские работники, а также специалисты Национального объединения строителей значительно улучшили имеющуюся ситуацию: проработали документы и фактически представили нам для заключения договора и конструкции счетов комбинированного свойства, творчески рассмотрели требования закона. И в итоге специальный счет ВВ в уполномоченном банке стал рассматриваться как более широкое понятие. То есть как счет, на котором обязаны лежать в последующем (и даже сейчас) средства компенсационного фонда тех организаций, которые успели собрать заявления, сформировать внутренние документы СРО. Специалисты действительно расширили границы понимания. И  наши юристы с ними полностью согласны.

Если это счет ВВ, на котором сейчас или до 1 июля 2017 года могут быть сформированы средства компфонда возмещения вреда, так почему на нем не может быть иных денег, а именно остатков средств от предыдущих компенсационнызх фондов? Закон это не запрещает, хотя и не обязывает. Мы рассматриваем последние версии договоров уполномоченных банков как универсальные договора, которые, с одной стороны, твердо блюдут норму закона и ориентированы на формирование соответствующих фондов на каждом счете в отдельности, но и не препятствуют размещению иных средств. Законом это не запрещено.

- Так, по вашему мнению, все-таки необязательно перечислять на этот счет ВВ остатки средств от старых компенсационных фондов?

-  Я считаю, что закон этого не требует, во всяком случае, в Градостроительном Кодексе этого прямо не прописано, однако это было бы разумно. Ведь если с этого расчетного счета ВВ, из этой массы средств, оставшихся от предыдущих компенсационных фондов, можно спокойно формировать на основании закона компфонды ВВ, а также перечислять в фонд ОДО, а договора это предусматривают, то это в высшей мере разумно, это снижает издержки саморегулируемых организаций по управлению счетами, а также обеспечивает сохранность средств. Тем более, Градостроительный Кодекс предусматривает для СРО, которые будут формировать компфонд ОДО, перечисление на такой специальный счет средств компенсационного фонда по мере формирования. Банковский договор это предусматривает. При этом в законе указано, что если компфонд ОДО не будет сформирован, то эти средства перечисляются в фонд ВВ. Таким образом, получается, они здесь же и останутся, что вполне разумно и не создает никаких неудобств.

- Получается, что вы не были противником размещения изначально всех средств на счете ВВ?

 - Лично я противником чего-либо и сейчас не являюсь. Однако ранее, еще две недели назад, наши юристы заявляли вполне аргументировано, что если денежные средства разместить на счете возмещения вреда, то СРО не сможет исполнять установленные законом обязательства, а именно — переводить денежные средства вслед за переходящими членами в региональные СРО, и нельзя было бы переводить средства в фонд ОДО. Но тогда, на начальном стадии, ведь и были такие жесткие банковские договоры, которые не предусматривали таких перечислений.

Юристы справедливо указывали, что если перевести на такой счет средства, то пострадают интересы, в первую очередь, строительных организаций, переходящих в СРО других субъектов. Тем самым, юристы высказывали критическое отношение не к самому хранению средств в уполномоченном банке и на каком-либо счете, а к конструкциям, которые, решая одну норму закона, вынудили бы СРО нарушить другие нормы закона и создали непоправимый вред членам саморегулируемой организации, которые на основании того же закона имели право на перечисление. Однако сейчас, после творческой переработки тех жестких договоров возникли другие, более совершенные договоры с банками, то никаких коллизий фактически нет.

- После перечисления средств директора СРО получили какое-то облегчение или, напротив, им было горестно расставаться с денежными средствами, тем более, если это миллиарды?

- У директоров СРО не было никаких огорчений, эти денежные средства – не их собственность и даже не собственность саморегулируемой организации, это деньги строителей, которые нам вверено хранить и приумножать. Директорам стало значительно легче, поскольку ответственность за эти средства была велика.

- Вы считаете, что функция хранить и приумножать необходима саморегулируемой организации?

-  Лично я считаю, что это избыточная норма. Думаю, изначально следовало идти путем страхования, а не компенсационных фондов. За 7 лет саморегулирования СРО превратились в банки – маленькие или большие. Вопросом качества уделялось недостаточно времени, а вопросам сбора средств, их хранения и размещения, а в отдельных случаях и спасания средств внимания стало уделяться все больше и больше. В то время как цели саморегулирования совершенно другие.

Задачи приумножения средств или попытка этого приумножения для многих СРО стала одной из важнейших. При этом директора, в том числе и те, с которыми я работаю, старались поступать разумно и найти баланс между надежностью банков и доходностью. Банки зазывали на размещение у них депозитов, в том числе, «вкусными» ставками. В то время как Центробанк имел «свои виды» на эти кредитные организации. И пока директора СРО размещали в банках средства, Центробанк косил эти банки до ста штук в год. Что, кстати, продолжается и сейчас.

Наше мнение, что страхования было достаточно. Если же вводили норму хранения средств компенсационного фонда в банках, то надо сразу же было устанавливать критерии для этих банков, хотя это тоже не панацея. Так, например, критерий банков для размещения резервов страховыми компаниями определяется на основании постановления Центрального Банка. Так вот Внешпромбанк, который был лишен лицензии  в январе 2016 года, в котором так же потеряли средства и часть СРО, с которыми мне приходится работать, — он подпадал  под требования ЦБ, тем самым, ЦБ его считал условно уполномоченным банком для размещения резервов страховых компаний. Банк занимал 38 место в банковской системе, то есть считался высоконадежным. Получается,  что постановление правительства и Центрального банка панацеей не являются.

- В последнее время вышло несколько рекомендаций от Министерства строительства и Ростехнадзора, в которых высказывается мнение о том, что Градостроительный Кодекс требует все средства старых компенсационных фондов разместить в уполномоченном банке на специальном счете ВВ. Вы согласны с такими толкованиями закона?

-  Наши юристы не совсем согласны с таким толкованием, но с этим приходится считаться, ведь именно Ростехнадзор будет потом проверять исполнение требований Градостроительного Кодекса саморегулируемыми организациями, в том числе, будет контролировать вопрос размещения средств. И как я указал выше, прямой нормы закона нет, но так поступить было бы разумно. Мы так и поступили.

- В каких банках СРО, с которыми Вы работаете, держали средства до 1 ноября?

- В этих же банках и держали: «Газпромбанк», «Открытие», «Промсвязьбанк» и «Сбербанк». После того, как часть денег замерзла в 2016 году в банке «Российский кредит» (46 место), «Внешпромбанке» (38 место), а СРО, с которыми мы работаем, держали средства в первой пятидесятке, директорами было принято решение переместить все средства в первую десятку банков. Кстати, и здесь все равно не удержались от попыток приумножения. Хотя на первый взгляд, зачем приумножать?

- О чем жалеете вы и директора СРО, оглядываясь на предшествующий семилетний период управления компенсационными фондами?

- Жалеем, что пытались поступить  разумно, управляя денежными средствами, пытались найти баланс найти между надежностью и доходностью, ориентируясь на финансовые показатели банков, рейтинги Центробанка и другие финансовые критерии. Жалеем, потому что денежные средства все равно не наши, и сейчас очевидно, что не нужно было ориентироваться на то, как эти средства приумножаются. Надо было их запустить в Сбербанк под любой процент, пусть даже он был бы ничтожным, и забыть. Когда деньги замерзли в банках, лишенных лицензии, мы получили ушат оплеух и подозрений. В то время как если бы СРО заработали на банках средней руки высокую доходность, то лично мне и директорам  пользы от этого не было бы, и благодарности бы мы тоже ни от кого не получили.

Зато теперь совсем другое дело – есть уполномоченные банки, указанные в постановлении правительства в виде критериев таких банков, и если деньги пропадут – не нам отвечать. Потому считаю, что сейчас время хорошее: можно больше не думать об этом и расслабиться, чего и другим желаем.

Источник: АНСБ

Темы: , ,


Обсудить на форуме