19 марта 2025 года депутаты Госдумы РФ приняли в первом чтении законопроект № 779131-8 О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (о совершенствовании саморегулирования в строительстве). Документ получил поддержку на уровне Правительства РФ, и с высокой степенью вероятности будет принят в нынешнем году.
Редакция «Правды о СРО» попросила прокомментировать отдельные положения законопроекта признанного эксперта в сфере саморегулирования, члена коллегиальных органов ряда СРО строительной сферы Сергея Афанасьева.
— Сергей Владимирович, с учетом предусмотренных в законопроекте новых функций и полномочий СРО, национальных объединений СРО и Минстроя России, как скажется его принятие на взаимодействии заказчиков и подрядчиков? Какое из планируемых изменений в законодательстве наиболее существенно для саморегулируемых организаций?
Я считаю, что наиболее важным и актуальным для всей системы саморегулирования является возможность устанавливать дополнительную ответственность для членов СРО в соответствии с размером аванса по договорам, заключенных на конкурентных условиях.
Почему это пункт так важен?
Большая проблема саморегулируемых организаций — требования о выплатах из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Отдельные иски — на сотни миллионов рублей, есть уже и на миллиард… Значительная часть из них – требования по возмещению заказчикам неотработанных авансов, и здесь можно выделить две основные категории. В первом случае строитель аванс получил, вышел на площадку, но работал некачественно, и заказчик работы не принял. Во втором — имеются признаки мошенничества: аванс подрядчиком получен, но пропал со счетов и бесследно растворился. Организация только изображала деятельность, но не предпринимала реальные действия по отработке аванса.
Саморегулируемое сообщество ломает головы в поиске кардинальных мер по противодействию этим злоупотреблениям.
Появление в законе пункта, позволяющего установить дополнительные требования к членам СРО, получившим или получающим авансы, может стать некой «спасительной таблеткой», если эти меры будут применяться своевременно.
Своевременно – это в момент заключения договора?
Если СРО выставит дополнительные требования после того, как строитель получил аванс, скорее всего, это ничего не изменит. Повлиять на ход строительных работ и выполнение договорных обязательств СРО уже не сможет.
Нам показался действенным метод, когда СРО реагирует на возможные риски еще до заключения контракта. То есть подключается на стадии, когда только стало известно о планах подрядчика участвовать в конкурсе на заключение договора, по условиям которого предусмотрен аванс. В этот период СРО может стремительно выставить дополнительные требования, а в случае их неисполнения — приостановить членство или право на выполнение работ до тех пор, пока организация такие требования не исполнит.
В таком порядке новая норма может стать важным заградительным барьером на пути у бракоделов и жуликов, потому что они не смогут победить в конкурсе и заключить договор, который не собираются исполнять.
Что требуется изменить в работе СРО, чтобы «спасительная таблетка» подействовала?
Для реализации предусмотренных законопроектом возможностей, СРО потребуется перестроить работу своих контрольных органов и действовать превентивно, скажем, на два шага вперед. Научиться вникать в суть договора не после получения подрядчиком аванса, а когда организация еще только вознамерилась принять участие в конкурсе или подала заявку.
Инструмент повышенных требований можно применять заблаговременно ко всем членам СРО, а в случае участия подрядчика в конкурсах, наоборот, делать послабление до базовых требований. Здесь возможны два пути: изначальное установить высокую планку и понижать ее, если работы не сложные и авансы нулевые, или оставить требования высокими для всех членов, что позволит СРО не «отлавливать» отдельные, наиболее рискованные конкурсы.
Какие еще положения законопроекта окажут существенное влияние на отношения СРО и подрядчиков?
После принятия законопроекта СРО смогут более оперативно (в течении 3х дней) получать сведения от членов о заключении, расторжении, исполнении договоров, заключенных на конкурентной основе, об общем размере обязательств членов по таким договорам и вносить их в единый реестр. У СРО появится механизм более точного отслеживания исполнения обязательств членов по формированию КФ ОДО. Ранее такие сведения, при условии их добросовестного направления, поступали в СРО только раз в год.
Еще один принципиальный момент — национальные объединения СРО вправе устанавливать общие стандарты для саморегулируемых организаций, которые согласует Минстрой России. Такие стандарты унифицируют работу СРО в различных аспектах, но пока непонятно, что конкретно будет установлено в таких стандартах. Несомненно, что на порядок взаимодействия СРО со своими членами они повлияют.
Сможет ли предлагаемое увеличение ответственности СРО и усиление контрольной деятельности повлиять на динамику в судебной практике по выплатам из КФ ОДО?
Безусловно, все вышеуказанные нововведения повлияют на динамику в судебной практике по выплатам из КФ ОДО, но только время покажет, насколько сильным будет это влияние.
Законопроект отчасти направлен на то, чтобы участники саморегулирования способствовали решению отдельных задач системы госзаказа, в том числе — по сокращению количества неисполненных контрактов и объема неотработанных авансов. Предполагается усиление контроля за исполнением договоров, заключенных на конкурентной основе, усиление информационной открытости как в отношении порядка исполнения таких договоров подрядчиками, так и в отношении качества выполнения работ конкретными специалистами, сведения о которых внесены в НРС. Предполагается, что все эти меры позволят заказчику при заключении новых договоров выбирать более надёжных подрядчиков, обладающих квалифицированными специалистами.
Усложнит или упростит работу аппаратов саморегулируемых организаций введение единых стандартов деятельности СРО и оценки квалификации отдельных категорий специалистов СРО?
Пока сложно оценить, усложнит или упростить работу руководителей и сотрудников саморегулируемых организаций введение единых стандартов. Перечень таких стандартов еще формируется, и пока непонятно, что предметно будет в них указано. Судя по заявлениям представителей национальных объединений, в них будут установлены, в том числе, стандарты осуществления своих обязанностей отдельными должностными лицами СРО.
Публикацию подготовила Лариса Дубровская
Обсудить на форуме