Институт саморегулирования в строительной отрасли готовится к исполнению новых требований градостроительного законодательства, введенных Федеральным законом № 447-ФЗ. О том, как организован этот процесс, какие изменения внесёт в деятельность саморегуляторов предстоящий в апреле XXI Всероссийский съезд строительных СРО и на чём Национальное объединение строителей сосредоточится в этом году, изданию «Правда о СРО» рассказал руководитель аппарата НОСТРОЙ Сергей Кононыхин.
— Сергей Александрович, не так давно исполнилось 100 дней с момента вашего назначения на пост руководителя аппарата НОСТРОЙ. Какие особенности в работе национального объединения и строительных СРО открылись при взгляде из кресла руководителя аппарата объединения?
— В многоплановом взаимодействии подрядных организаций, застройщиков, заказчиков, органов исполнительной и законодательной власти, потребителей строительной продукции и других участников строительного рынка Национальное объединение строителей сегодня занимает важное место. Кроме исполнения функций, прямо определенных в градостроительном законодательстве, саморегулируемые организации и НОСТРОЙ принимают активное участие в развитии региональной и федеральной нормативно-правовой базы, которая охватывает все сегменты строительной отрасли.
В целях обеспечения качества и безопасности строительства, снижения рисков неисполнения договорных обязательств членами СРО объединение занимается вопросами ценообразования и технического регулирования, обеспечением реализации государственной политики по сокращению административных процедур и развитию жилищного строительства, сопровождением таких процессов как цифровая трансформация и развитие кадрового потенциала, и многими другими вопросами, волнующими участников рынка. В последнее время саморегулируемые организации и НОСТРОЙ также участвуют в формировании и реализации мер поддержки строительной отрасли в целях сохранения темпов строительства.
Данная работа ведется как внутри системы саморегулирования, так и через участие в экспертных, общественных и технических советах разного уровня и направленности, в рабочих группах по разработке документов стратегического планирования и соответствующих программ и «дорожных карт». Безусловно, всё это требует большого внимания и тесного взаимодействия с региональными СРО и подрядными организациями.
В настоящее время для обеспечения всех этих процессов в аппарате НОСТРОЙ завершается оптимизация штатной структуры с перераспределением полномочий сотрудников, назначены новые заместители руководителя. Уверен, что результатом этих изменений станет еще более продуктивная работа в интересах участников строительства.
— Подготовка к XXI Всероссийскому съезду строительных СРО – членов НОСТРОЙ в самом разгаре, и уже очевидно, что съезд пройдет в крайне необычных обстоятельствах. Какое влияние это окажет на организацию и повестку съезда?
— С точки зрения организации, подготовка к съезду ведется согласно ранее утвержденному графику: проходят окружные конференции, в рабочем режиме обсуждаются возможности совершенствования работы объединения и института саморегулирования. Но содержание встреч с саморегулируемыми организациями в этом году, безусловно, отличается от прошлых периодов.
Во-первых, в конце прошлого года президент РФ дал поручение проанализировать деятельность саморегулируемых организаций в области строительства и подготовить предложения по совершенствованию их работы. Во-вторых, строительная отрасль сейчас погружена в новые экономические и логистические условия. Поэтому, кроме вопросов отчетности и планирования работы НОСТРОЙ в 2022 году, мы обсуждаем с руководителями СРО вопросы стратегического развития института саморегулирования и первоочередные меры по стабилизации ситуации в строительной отрасли.
Накануне съезда пройдут тематические мероприятия, посвящённые актуальным вопросам и ключевым направлениям отраслевого развития. Мы будем обсуждать развитие системы ценообразования, возможные варианты поддержки строителей, обеспечение подрядчиков строительными ресурсами, импортозамещение, вопросы развития территорий, наращивание кадрового потенциала, включая подготовку молодых специалистов в вузах и колледжах, разработку программ обучения, так как мы должны понимать, каких специалистов не хватает на стройках и какими компетенциями они сегодня должны обладать, совершенствование систем технического регулирования и оценки соответствия.
Безусловно, на съезде будет озвучена консолидированная позиция профессионального сообщества по приоритетным направлениям развития строительной отрасли в целом и строительного саморегулирования в частности.
— Какие приоритетные задачи руководитель аппарата НОСТРОЙ ставит перед собой на 2022 год?
— Как я уже сказал, мы должны завершить работу по исполнению поручения президента в отношении анализа эффективности саморегулирования. В рамках исполнения этого поручения на различных площадках идет цикл открытых совещаний. Надеемся, что итогом этой работы станет не только доклад правительству и главе государства, но и ряд конкретных решений, которые придадут развитию саморегулирования в строительстве новый импульс.
Предложения НОСТРОЙ по сокращению финансовых издержек участников системы саморегулирования, по устранению имеющихся правовых коллизий, по расширению взаимодействия СРО с органами контроля и надзора и развитию функционала национальных объединений сформированы и обсуждаются в рабочих группах, созданных в РСПП. Часть из них уже получила поддержку со стороны Минстроя, что дает нам определенные надежды быть услышанными.
Другой большой блок работы НОСТРОЙ в этом году связан с реализацией требований Федерального закона от 30.12.2021 г. № 447-ФЗ. Этим законом предусмотрено создание Единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах взамен действующего сейчас Единого реестра членов СРО, а также существенные изменения в работе Национального реестра специалистов в области строительства, включая запуск системы независимой оценки квалификации специалистов по организации строительства. Оба реестра, как и обеспечение деятельности СПК в области строительства, который курирует развитие НОК, находятся в зоне ответственности НОСТРОЙ.
Исполнение новых требований связано с комплексом мероприятий как организационного характера, так и с разработкой нормативных и регламентирующих документов. Аппарат национального объединения сейчас ведет работу по созданию необходимых электронных сервисов и системы центров оценки квалификации специалистов. К 1 сентября этого года сеть центров оценки квалификации должна охватить все регионы Российской Федерации, чтобы обеспечить максимальную доступность экзаменационных площадок для специалистов. СПК уже наделил полномочиями по проведению оценки квалификации по профстандарту «Специалист по организации строительства» 10 ЦОКов, при которых действуют 29 экзаменационных площадок. Таким образом, сейчас экзаменационные площадки организованы в 22 регионах, есть во всех федеральных округах, и эта работа продолжается.
Согласно планам Минстроя, подзаконные акты, необходимые для исполнения 447-ФЗ, должны быть приняты до 1 июля 2022 года. Для обеспечения успешного запуска системы в конце июля мы планируем организовать семинары для ознакомления специалистов СРО с новыми документами.
В числе новых задач этого года – сохранение темпов строительства и сроков реализации связанных с капитальным строительством государственных программ. Для участия в решении данной задачи на базе НОСТРОЙ создан Оперативный штаб по мониторингу и контролю ситуации в строительной отрасли, который занимается сбором и анализом информации о проблемах, возникающих у строительных предприятий, и сбором предложений о мерах по оперативной и адресной поддержке застройщиков и подрядных организаций. Надеемся, что эта работа поможет органам государственной власти в принятии своевременных мер по стабилизации социально-экономического развития.
Часть наших предложений включена в программу поддержки строительной отрасли, а некоторые уже приняли форму поправок в законодательство. Одно из них – возобновление на текущий год права СРО выдавать своим членам льготные целевые займы из средств компенсационного фонда. Другое — по отмене банковской гарантии на контракты в строительстве до 60 млн рублей, которое также в скором будущем найдет отражение в законодательной базе.
— В этой части государством приняты беспрецедентные меры по снижению уровня государственного контроля над участниками строительного рынка – отменены плановые и внеплановые проверки, без проверок продлеваются аттестаты и лицензии. Планируется ли в этой связи ослабление контроля и в рамках системы саморегулирования?
— Система саморегулирования обеспечивает входящий квалификационный контроль компаний, претендующих на участие в выполнении государственного заказа и в социально значимых программах капитального ремонта и долевого жилищного строительства. В современных экономических условиях снижение текущего контроля квалификации членов СРО может привести к росту рисков неисполнения государственных контрактов, снижению качества капитального ремонта, срыву исполнения госпрограмм и рискам причинения вреда нашим гражданам в результате некачественного строительства. Кроме того, компенсационные фонды СРО – это общественные средства. Увеличение выплат из компфондов потребует от участников рынка их восполнения, и это может стать для членов СРО существенной и несвоевременной, а может быть, и фатальной финансовой нагрузкой. В этой связи, снижение внутреннего контроля деятельности членов СРО не кажется обоснованным. Кроме того, минимальные требования к контролю членов СРО прописаны в законодательстве о саморегулируемых организациях.
Со стороны НОСТРОЙ мониторинг соответствия деятельности саморегулируемых организаций требованиям законодательства в 2022 году будет продолжен, а возможно, даже усилен, т.к. в сложившихся обстоятельствах мы не можем множить риски в стратегически важной отрасли.
Источник: «Правда о СРО»
Обсудить на форуме