Компенсационные фонды саморегулируемых организаций стройкомплекса (КФ) являются собственностью государства и основной формой имущественной ответственности СРО перед третьими лицами при выполнении работ на объектах капитального строительства.
Действующее законодательство пока не обеспечивает сохранность и доступность КФ при банкротстве банков. Внесение изменений в законопроект № 612004-6 позволит изменить ситуацию и обеспечит сохранность 70 млрд. руб., которые составляют объем КФ стройкомплекса, для решения государственных задач.
Обеспечение безопасности в Российской Федерации регулируются общим федеральным законом «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ, определяющим основные положения и содержание деятельности органов власти на всех уровнях и во всех сферах деятельности.
Основные принципы обеспечения безопасности:
1. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
2. Системность и комплексность применения организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности.
3. Приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
4. Взаимодействие органов власти на различных уровнях управления с общественными организациями, гражданами в целях обеспечения безопасности.
Содержание деятельности по обеспечению безопасности в соответствии с законом включает в себя:
- прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
- определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
- правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
- разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности;
- применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
- организация научной деятельности в области обеспечения безопасности;
- координация деятельности органов власти на различных уровнях управления в области обеспечения безопасности;
- финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
- осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством и т.д.;
Правовое регулирование в области безопасности в строительной сфере обеспечивается созданной государственной властью обязательной системой саморегулирования организаций стройкомплекса на основе 23 императивных норм. Цели этой системы заключаются в обеспечении безопасности объектов капитального строительства при выполнении работ в области изысканий, проектирования, строительства для предотвращения нанесения вреда человеку, его здоровью, жизни и деятельности.
Во многих странах мира государство посредством законодательных норм наделяет предприятия и организации определенными полномочиями для реализации государственных задач. За счет этого экономятся средства госбюджета, на решение государственной задачи мобилизуются дополнительные ресурсы. Привлечение негосударственных структур позволяет решать задачи на качественно новом уровне, с более высокой производительностью труда, уменьшением коррупционной составляющей.
Для достижения установленных Конституцией Российской Федерации целей государство имеет право формировать и требовать соблюдение юридических норм. В системе саморегулирования строительной отрасли государство специальной экономической мерой в целях обеспечения безопасности и устранения угроз безопасности определило имущественную ответственность в виде компенсационных фондов как основную форму ответственности бизнеса перед потребителями, третьими лицами.
Компенсационные фонды формируются членами саморегулируемой организации. В соответствии с законом юридические лица и предприниматели не имеют права вернуть средства компенсационного фонда, а саморегулируемая организация и национальное объединение не имеют права ими пользоваться для осуществления своей хозяйственной деятельности.
В соответствии с законом саморегулируемая организация обязана размещать средства компенсационного фонда в российских кредитных организациях, а Банк обеспечивает сохранность средств и доступность их для саморегулируемой организации в 10-дневный срок при возникновении необходимости возмещения вреда третьим лицам. Причем средства компенсационного фонда передаются в банк на хранение, но не в собственность.
В числе требований к банкам законодатель статьей 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязал обеспечение сохранности и доступности средств КФ при возникновении необходимости возмещения вреда в результате работ на объектах капитального строительства.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственник может по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия. Только государство, как собственник, может законодательным актом определить, какие действия совершать с этим имуществом, как им пользоваться, кому передавать или не передавать в доверительное управление.
За пять лет функционирования системы саморегулирования стройкомплекса сохранность государственной собственности в российских кредитных организациях, составившая 70 млрд. рублей, должным образом обеспечивалась. В связи же с участившимися случаями банкротства банков доступность этих средств для саморегулируемых организаций оказалась невозможной, а определенный способ сохранения на депозитах в банках стал недостаточным для предотвращения уменьшения размеров государственной собственности.
В соответствии с еще действующим Федеральным законом от 25.02.1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» из конкурсной массы исключается имущество клиентов, принятое и (или) приобретенное кредитной организацией за их счет по договорам хранения, договорам доверительного управления. При этом средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций строительной отрасли, размещенных в депозитах (депозитных сертификатах) российских кредитных организаций, в этом перечне нет.
Исключение имущества собственника, переданного на хранение, из конкурсной массы – единственный путь обеспечения его сохранности. Поэтому компенсационные фонды саморегулируемых организаций стройкомплекса, как собственность государства, могут быть сохранены только в том случае, если в соответствии с ч.2 ст.50.35 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» будет расширен перечень имущества, исключаемого из конкурсной массы путем включения «средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций строительной отрасли».
Наступило время государству ликвидировать юридический пробел по обеспечению сохранности принадлежащей ему собственности в виде средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций и с большей эффективностью для страны применить принадлежащие ему ресурсы.
Публикация по материалам журнала «Российская Федерация сегодня»
Обсудить на форуме