6 апреля Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству провел парламентские слушания на тему: «Создание системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов: новые подходы, законодательные предложения».
В них приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, Общественной палаты Российской Федерации, представители научного и экспертного сообщества. Основным вопросом обсуждения стал проект федерального закона № 40859-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы Е.Л. Николаевой, А.Г. Сидякиным, П.Р. Качкаевым, В.В. Потомским, Е.В. Булавиновым, членами Совета Федерации С.М. Киричуком, А.Ю. Молчановым.
Вела Парламентские слушания председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская.
В своем вступительном слове заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Олег Морозов в качестве приоритетной цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства определил «повышение качества жизни граждан Российской Федерации путем создания безопасных и благоприятных условий их проживания», подчеркнув, что этого невозможно достигнуть «без системного решения вопросов капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов». О.Морозов напомнил, что «до не давнего времени в России работал Фонд содействия реформированию ЖКХ, и за счет фонда проблема капитального ремонта частично решалась. Однако с 1 января 2013 года дальнейшее предоставление фондом финансовых средств не планируется». «Проблема очевидная и нужно искать пути ее решения. Нам нужна ваша реакция и ваше отношение к тем предложениям, которые сформулированы в представленном вам проекте федерального закона. А наша общая окончательная задача – это выработка оптимальной для России модели финансирования капитального ремонта многоквартирных домов», — обратился к участникам слушаний О.Морозов.
В своем выступлении Галина Хованская заявила о своем критическом взгляде на рассматриваемый законопроект. Она указала на ныне действующую правовую норму о приватизации жилищного фонда, которая сохраняет обязанность производить капитальный ремонт в соответствии с правилами содержания и эксплуатации жилых помещений за наимодателями. «Законопроект предлагает исключить из закона о приватизации норму об обязанности бывшего наимодателя выполнять свои старые обязательства. Фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» с этим не согласна. Полностью сбрасывать бремя содержания и капитального ремонта по старым обязательствам федеральное правительство не может. Исключение данной нормы приведет к процессу обращения граждан в судебные органы со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации №9-П от 23 апреля 2004, в котором Конституционный Суд особо отметил недопустимость одностороннего отказа государства от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств», — сказала Г.Хованская. Еще одним значительным недостатком проекта федерального закона, по утверждению, Г.Хованской, является приоритет модели «общего котла», при которой капитальный ремонт осуществляется за счет тех средств, которые вносят собственники: «В представленном законопроекте модель «общего котла» значительно смягчена и упоминается лишь тогда, когда речь идет о графиках выполнения капитального ремонта. Вопрос – что дальше? Какую помощь окажет государство? Помогут ли государство, субъект Федерации и муниципалитет жильцам, которые примут решение собирать деньги не в «общий котел» — не на чужие дома, а на собственный дом?». Подводя итог своему выступлению, она отметила, что, в целом, рассматриваемый законопроект носит «рамочный» характер. Он предоставляет очень большое поле для активного законотворчества в законодательных собраниях субъектов Российской Федерации. «Но я считаю, что выпускать закон без подготовки серьезных методических рекомендаций субъектам Федерации — нельзя», — заключила Галина Хованская.
Первый заместитель председателя Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева, являющаяся одним из соавторов проекта федерального закона, отметила необходимость принятия своевременных мер по организации финансирования проведения капитального ремонта, так как «количество ветхого жилья в России увеличивается с каждым годом в геометрической прогрессии». По ее словам, подготовленный законопроект, позволит сформировать основы для создания региональных долгосрочных систем финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в каждом субъекте Российской Федерации и не допустить нецелевое использование средств собственников помещений. В качестве основной цели законопроекта Е.Николаева опередила формирование ответственного собственника многоквартирного дома. «На сегодняшний день сложился устойчивый стереотип в поведении граждан, в соответствии с которым они не считают себя ответственными за поддержание в надлежащем состоянии имущества многоквартирного дома. Для пробуждения ответственного отношения собственников к капитальному ремонту своего дома вводится обязательная плата за капитальный ремонт. В условиях когда собственники помещений в многоквартирных домах, по большей части, не имеют стимула к участию в финансировании работ по капитальному ремонту общего имущества, а управляющие организации, которые отвечают за сбор и использование средств собственников на эти цели, недостаточно открыты, необходимо срочно принять законодательные меры, направленные на минимизацию финансовых рисков собственников помещений в многоквартирных домах при финансировании работ по капитальному ремонту, на повышение эффективности расходования средств и контроля за их использованием», — подчеркнула Е.Николаева.
Директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации Ирина Булгакова заявила о поддержке проекта федерального закона со стороны Министерства. Она привела данные Фонда реформирования ЖКХ, согласно которым «более чем в 500 городах России существует плата за капитальный ремонт, которая собирается либо централизовано, либо через систему кредитов». «Вместе с тем, в ряде городов де-юре плата есть, а де-факто ее увидеть невозможно из-за действий управляющей компании. В итоге люди платят деньги, а капитальный ремонт не осуществляется. Этот законопроект даст возможность ликвидировать подобные ситуации, поэтому мы считаем необходимым его поддержать, хотя ряд положений проект федерального закона требуют доработки», — сказала И.Булгакова.
Также о поддержке законопроекта со стороны Министерства заявил заместитель директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития Российской Федерации Павел Шпилевой. «Финансирование капитального ремонта домов – одна из главных нерешенных проблем в жилищной сфере. Предложенный законопроект не определяет четких механизмов и инструкций по организации такой системы финансирования. Данный вопрос предстоит решать на уровне регионального законодательства. Такой подход поддерживается всеми ведомствами, в том числе и нашим», — заявил П.Шпилевой. Он также предложил дополнить проект федерального закона нормами, устанавливающими на уровне федерального органа исполнительной власти систему мониторинга за региональными законами и программами по финансированию капитального ремонта многоквартирных домов, что позволит не только более детально анализировать особенности той или иной региональной системы, но и создаст возможности для межрегионального обмена опытом.
Министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Ирек Файзуллин рассказал о результатах эксперимента по проведению капитального ремонта многоквартирных домов с участием средств Республиканского фонда финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. По приведенной им информации, в марте 2010 года в Республике Татарстан был создан республиканский Фонд финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, роль которого выполняет главный государственный заказчик Республики Татарстан по капитальному строительству многоквартирных домов — Главинвестстрой. С ним заключили договора 69% многоквартирных домов на территории региона (порядка 13 000 домов). Помимо средств Фонда для финансирования капитального ремонта привлекались также средства Республики и местных бюджетов. За 2008-2011 объем финансирования составил более 24 млрд. рублей. Отремонтировано 9162 жилых дома площадью более 39 млн. кв.м. В 2012 финансирование по программе составляет 4 млрд. 360 млн. рублей. Планируется отремонтировать 849 домов. «Программа пилотного проекта 2010 года была выполнена и таким образом доказала действенность заложенного механизма», — заключил И.Файзуллин.
По итогам обсуждения участники парламентских слушаний выработали ряд предложений и рекомендовали: Правительству Российской Федерации: в целях обеспечения финансовой поддержки собственников помещений в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме предусматривать в проектах федерального бюджета средства для целей их дальнейшего использования на финансирование региональных адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках региональных систем капитального ремонта; внести изменения в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года №761, предусмотрев возможность предоставления субсидий на оплату капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
Государственной Думе: в ходе рассмотрения проекта федерального закона № 40859-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотреть: механизм признания и выполнения обязательств по производству капитального ремонта многоквартирных домов бывшим наймодателем; наделение органов государственной власти Российской Федерации полномочиями по установлению требований к проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; право выбора собственниками помещений в многоквартирных домах системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме не только путем аккумулирования платы собственников за капитальный ремонт в масштабе субъекта Российской Федерации или муниципальных образований, но и в масштабе одного многоквартирного дома и др.;
рекомендовать принять проект федерального закона № 37117-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» и рассмотреть возможность дополнения его положениями, позволяющими Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства осуществлять софинансирование региональных адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках региональных систем капитального ремонта в период до 2015 года.
Обсудить на форуме