Совершенствование нормативно-правовой базы в области саморегулирования | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Совершенствование нормативно-правовой базы в области саморегулирования

и повышение ответственности саморегулируемых организаций

На современном этапе развития российского общества решающее значение приобретает совершенствование форм публичного регулирования экономической деятельности. Сегодня, как никогда, нужны новые, нестандартные, инновационные решения и действенные стимулы для реализации стратегии долгосрочного социально-экономического развития страны. Наиболее перспективные направления роста связаны с использованием потенциала саморегулирования, которое может внести серьезный вклад в решение задач, стоящих перед российской экономикой.

Необходимость государственного содействия становлению института саморегулирования нашла отражение в программных документах и выступлениях Президента РФ Д.А. Медведева, полностью поддерживающего идею передачи государственных функций общественным организациям, в том числе саморегулируемым.

Российское законодательство в области саморегулирования устанавливает основные функции, права и обязанности саморегулируемой организации, которые включают в себя объединение субъектов предпринимательской деятельности, утверждение для них правил деятельности, контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов. Также законодательством установлена ответственность членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров, работ, услуг, перед саморегулируемой организацией, а также ответственность саморегулируемой организации перед своими членами.

Однако, в настоящее время механизм реализации имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями зачастую не работает. Недобросовестные организации по-прежнему имеют возможность избежать ответственности за допущенные нарушения требований безопасности. Созданные строительные саморегулируемые организации не выполняют своих обязательств в случае причинения вреда третьим лицам. Организации-нарушители просто исчезают, а СРО предпочитает, используя лазейки в законодательстве, годами судиться с истцом и не выплачивать компенсацию.

То есть в настоящее время действующие саморегулируемые организации реализуют свои функции не в полной мере.

Поэтому процессы изменения законодательства в области саморегулирования не должны прекра­щаться. Необходимо ввести упрощенный механизм выплат компенсаций ущерба потребителю. Допуск к проведению работ должен стать не формальным разрешительным документом, а доказательством реального конкурентного преимущества и гарантий высокого качества работ для заказчика.

Поэтому прием в члены саморегулируемой организации должен проводиться в виде оценки со­ответствия организаций на право проведения определенного вида работ. Все это, в соответствии с российским законодательством, проводится в рамках добровольной сертификации, где подтверждается соответствие продукции, работ и услуг, систем менеджмента качества. В рамках системы добровольной сертификации создан институт экспертов — специалистов, проводящих работы по оценке соответствия; аккредитованы органы по сертификации, испытательные лаборатории, для подготовки квалифицированных специалистов функционируют учебные центры, функционируют системы контроля деятельности участников Системы. Инструментальный контроль за качеством проведенных работ позволяет непрерывно контролировать качество проведенных работ, а не выдавать разовое разрешение на право проведения работ. Одновременно инструментальный контроль является составной частью независимой оценки рисков, согласно правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.

Необходимость введения института саморегулирования в противопожарной отрасли обусловлена в первую очередь прямой зависимостью жизни людей от качества работ (услуг) в области пожарной безопасности. Важным аргументом введения си саморегулирования в области пожарной безопасности является также более строгий, одновременно открытый контроль за деятельностью предприятий, являющихся членами СРО.

В рамках саморегулирования многие проблемы, особенно в области повышения результативности и качества выполнения работ, можно решить более эффективно. Преимущество саморегулирования заключается в повышении конкурентоспособности членов СРО на рынке за счет новых инструментов ответственности:

• субсидиарная материальная ответственность членов СРО за счет формирования ком­пенсационного фонда;

• страхование ответственности и иных, связанных с выполнением работ и оказанием услуг, рисков;

• использование добровольной сертификации как гаранта надежности и качества выполненных услуг.

Изучив опыт саморегулируемых организаций в области строительства, мы учли все недостатки и ошибки.

Поэтому, прозрачность в вопросах саморегулирования является определяющим фактором успеха. Так, Национальным союзом созданы необходимые условия для этого. Например, оценка заявителей, претендующих на право проведения работ по подтверждению соответствия продукции, работ и услуг в области пожарной безопасности, проводится открыто, в рамках Комитета по оценке соответствия организаций на право выполнения работ в области пожарной безопасности, с привлечением всех заинтересованных организаций, в том числе производителей продукции, работ и услуг.

Таким образом, Национальным союзом уже разработан и внедрен механизм саморегулирования, когда заинтересованные субъекты предпринимательской деятельности, выполняющие работы в области обеспечения пожарной безопасности, сами регулируют данную сферу деятельности. Данный механизм позволяет существенно повысить динамику роста качества выпускаемой продукции, а также выполняемых работ и услуг, и повысить в целом уровень безопасности на объектах защиты.

Не сомневаюсь, что совместные усилия по реализации изменений законодательства в области саморегулирования приведут к оздоровлению системы саморегулирования в Российской Федерации, к повышению ответственности производителей продукции, работ и услуг, самих саморегулируемых организаций и, как следствие, к повышению уровня безопасности.


Обсудить на форуме