Саморегулирование в экономике, в частности в строительстве, служит одним из признаков движения России в сторону демократии. Саморегулирование деятельности профессионалов и уменьшение влияния государственных структур на экономические процессы являются одним из критериев демократических перемен в российском обществе. Эти перемены должны проявляться в способности общественных или корпоративных объединений самостоятельно регулировать свою деятельность в интересах всего общества и в заинтересованности государства в передаче экономических рычагов управления отдельными отраслями экономики в руки профессионалов. Этому должна активно способствовать и законодательная власть страны.
Только во взаимной деятельности органов исполнительной власти государства, корпоративных и профессиональных кругов в различных сферах экономики с российскими законодателями могут быть созданы условия для дальнейшего развития процессов саморегулирования.
На словах все признают необходимость тесного взаимодействия государственных и общественно-корпоративных кругов. Однако на деле часто именно неумение слушать и слышать друг друга, желание навязать свою волю, решить проблему быстро и самостоятельно, без совета со своими коллегами, задействованными в экономических или общественных процессах, приводят к огромным потерям.
Понимание проблем развития экономики и общества, изучение проблем саморегулирования в России и осязание проблем Саморегулируемых Организаций, в частности, СРО строителей является важным пунктом программы кандидата в Президента НОСТРОЙ В.А. Аверченко — ректора Института проблем саморегулирования. Именно поэтому Владимир Александрович первым среагировал на изменение условий деятельности СРО и выступил в защиту сохранности компенсационных фондов строительных СРО, практически сразу же после отзыва лицензии у «Мастер-банка» в ноябре 2013 года.
Вот что было опубликовано на сайте Института изучения проблем саморегулирования в то время под заголовком «Нельзя допустить потерю компфондов из-за банкротства банков»:
«Лишение лицензии на оказание банковских услуг ОАО «Мастер-Банк», не только входившего в первую сотню отечественных банков, но и имевшего отличные рейтинги по всем позициям, вновь остро ставит вопрос о судьбах Компенсационных фондов саморегулируемых организаций, хранившихся в банках, лишенных лицензии. Эти средства, хотя имеют особый целевой статус, «де юре» ничем не защищены и могут быть частично или полностью утрачены, так как для них механизм, аналогичный государственному страхованию частных вкладов не существует…
По имеющейся на сегодняшний день информации в ОАО «Мастер-Банк держали средства как минимум 15 саморегулируемых организаций. Что будет с их Компенсационными фондами, находившимися в этом банке? Как будут эти организации представлять документы о состоянии и размере счета компфонда в надзорные организации? Как будут осуществляться выплаты из Компенсационных фондов, если наступят такие случаи? Как саморегулируемым организациям, а, следовательно, и бизнес-сообществу уберечься от таких случаев? Ответов на эти вопросы нет.
В связи с этим, Институт проблем саморегулирования призывает руководителей отраслевых нацобъединений, руководителей саморегулируемых организаций, представителей всех ветвей власти объединить усилия и выработать единую позицию по данному вопросу, который угрожает самому принципиальному механизму института саморегулирования — системе страхования рисков через компенсационные фонды СРО и выступает со следующим заявлением.
Заявление Института изучения проблем саморегулирования
Отзыв лицензии у Мастер-Банка представляет собой реальную угрозу всему саморегулируемому сообществу и требует мобилизации усилий как руководителей крупнейших национальных объединений, входящих в систему обязательного и добровольного саморегулирования, так и срочному вмешательству Руководства страны и российских законодателей, просто обязанных принять неотложные меры по защите компенсационных фондов СРО по тем же критериям, по которым осуществляется государственное страхование вкладов простых граждан.
Без принятия таких мер молодой институт саморегулирования в Российской Федерации, возникновению и становлению которого так много сил и внимания уделили Президент Российской Федерации В.В.Путин и Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев, будет обречён, так и не успев состояться.
Ректор ИПС В.Аверченко
В этой связи хотелось подчеркнуть способность, опыт и желание Владимира Александровича взаимодействовать с органами исполнительной и законодательной власти России в интересах развития саморегулирования, в интересах качественного решения профессиональных задач строительным комплексом нашей страны, в интересах СРО, строительных фирм и простых строителей. Одной из приоритетных задач, стоящих перед будущим Президентом НОСТРОЙ будет именно решение проблемы о сохранности и неприкосновенности компенсационных фондов саморегулируемых организаций.
Обсудить на форуме