Павел Горячкин требует изменить правовой статус сметных цен строительных ресурсов во ФГИС ЦС. Обязательными они могут быть только для формирования максимальной цены контракта при размещении заявки на торгах, считает он. В остальных случаях фактические цены стройресурсов никогда не совпадут с той, что указаны во ФГИС ЦС, а руководители, допустившие «перерасход» могут быть серьёзно наказаны.
- Самая большая опасность и риск размещения сметных цен во ФГИС ЦС Минстроя России и перехода на ресурсный метод ценообразования в строительстве в предлагаемой Минстроем схеме, — когда фактические цены подрядчиков по данным учета себестоимости в строительстве и принятые в сметной и исполнительной документации (в формах КС-2) из ФГИС ЦС цены будут отличаться на значительные величины.
В соответствии с принятыми нормативными правовыми актами сметные цены строительных ресурсов ФГИС ЦС станут обязательными для бюджетных строек и госкорпораций. Сметчик будет ОБЯЗАН включать в документацию только эти цены вне зависимости от данных реальных закупок. Если в проводимую Минстроем реформу ценообразования в строительстве не внести серьезные коррективы, то первый же акт выполненных работ на крупной бюджетной стройке, составленный ресурсным методом по сметным нормативам и данным сметных цен ФГИС ЦС, может привести должностных лиц, его подписавшим, на скамью подсудимых — ввиду явного несоответствия данным производственного и бухгалтерского учѐта себестоимости строительных работ. Ресурсная смета — это не смета, составленная по закрытым расценкам базисно-индексного метода, а это «открытая расписка» и «чистосердечное признание» до последнего гвоздя…» Не должно быть никаких иллюзий насчѐт «верховенства закона» и права на «экономию подрядчика»… Есть другие понятия — «хищение», «растрата», «мошенничество» и т.п.
Об экономии подрядчика можно говорить в базисно-индексной системе, где ее просто не видно за закрытыми расценками и индексами. С введением ФГИС ЦС в актах выполненных работ придѐтся ставить цены из неѐ, а не фактические. Получится так, что подрядчик в акте предъявил к оплате и отчитался за материалы по одним ценам, а реально приобрѐл совсем по другим. Если бы в акте он поставил фактические цены, то тогда можно было бы говорить о возможной экономии по сравнению с ценой в смете при соблюдении других условий (марка, качество, расход и т.п.).
В действующей базисно-индексной системе в сметах и актах на бюджетных стройках текущие цены на конкретные строительные материалы, как правило «размыты» через индексы пересчета. Видна или совокупная текущая сметная стоимость всех материалов по расценке, разделу или смете в целом, или в части выведенных за расценку, но все равно полученные, — как базисная стоимость, умноженная на индекс. При ресурсном методе расчета в текущем уровне цен — показывается текущая сметная стоимость каждого материала без всяких индексов пересчѐта. Вот тут-то и могут возникнуть вопросы…
К примеру, Федеральное Казначейство РФ при сопровождении государственных контрактов имеет право проверить:
- соответствие объемов исполнения контракта по документам и по факту;
- соблюдение предусмотренных сроков;
- факт поставки товара (приемку могут зафиксировать с помощью фото- и видеосъемки);
- соответствие цены товара его себестоимости по структуре затрат;
- размер прибыли на соответствие предельному размеру прибыли, установленной контрактом.
По мнению Союза инженеров-сметчиков, статус применения сметных цен строительных ресурсов из ФГИС ЦС должен быть изменен. Обязательность применения сметных цен строительных ресурсов из ФГИС ЦС нужно оставить только для разработки сметной документации и определения начальной (максимальной, лимитной) сметной стоимости — для формирования максимальной цены контракта при размещении заявки. Таким образом, сметные цены строительных ресурсов становятся «референтными».
При расчетах за выполненные строительные работы сметные цены строительных ресурсов принимаются по фактическим данным подрядных строительных организаций (ценам приобретения с учетом доставки) и подтверждаются документами производственного и бухгалтерского учета. При этом фактические сметные цены строительных ресурсов не должны превышать сметные цены, размещенные в Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве ФГИС ЦС Минстроя России за отчетный период. При превышении фактической сметной цены на строительный ресурс более чем на 10 % по сравнению с ценой, размещенными в ФГИС ЦС, – делается сопоставительный расчет по всей номенклатуре включенных в акты выполненных работ КС-2 ресурсам. Пересмотр (корректировка) цены государственного контракта и (или) возможность компенсации фактической (подтвержденной) стоимости строительных ресурсов производится в соответствии с условиями контракта.
Президент Союза инженеров-сметчиков Павел ГОРЯЧКИН
Источник: Союз инженеров-сметчиков
Обсудить на форуме