Система саморегулирования в строительстве на сегодняшний день ориентирована на некие усредненные нормы, которые саморегулируемые организации должны выполнять в обязательном порядке. В свою очередь, выдача свидетельств о допуске также производится на основе общих условий, прописанных в Градостроительном кодексе РФ.
Между тем, большая часть саморегулируемых организаций объединяют компании с самым различным профилем деятельности: от тех, кто специализируется на жилищном строительстве, до тех, кто занимается возведением объектов энергетики. В итоге складывается ситуация, когда допуски к работам, для выполнения которых необходимы компетенции абсолютно разного уровня, выдаются на одних и тех же основаниях.
При этом очевидно, что осуществление строительной деятельности в отдельных отраслях требует наличия особых знаний и умений, специфического опыта и серьезной материально-технической базы. Пока из всей массы отраслей на законодательном уровне выделены только объекты использования атомной энергии. Ярким примером такого обособления может служить Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 года № 207, в котором, фактически, все объекты разделены именно по принципу использования атомной энергии.
В период становления системы саморегулирования в строительстве данный аспект не рассматривался как вопрос первостепенной важности, однако, с течением времени стало очевидно, что практику отраслевой дифференциации имеет смысл распространить и на другие виды объектов.
Сегодня организации с допусками на определенные виды работ могут участвовать в конкурсах вне зависимости от отраслевой принадлежности объектов, на которых эти работы должны производиться. Вместе с тем, довольно очевидно, что некачественное выполнение одних и тех же работ применительно к жилым сооружениям, топливно-энергетическим или электроэнергетическим объектам может иметь негативные последствия несопоставимого уровня и масштабов. Исходя из этого, можно говорить о необходимости реального учета специфики строительства сложных и стратегически важных объектов, поскольку в конечном итоге это окажет положительное влияние на качество, сроки и безопасность работ.
Поднимая вопрос о специфике строительства в отдельных отраслях, стоит пояснить, каким именно образом ее можно учитывать на практике. Безусловно, работы в этом направлении можно было бы передать в ведение саморегулируемых организаций, разрешив им делать это полностью самостоятельно и вырабатывать свои критерии. Однако такой вариант развития может привести к настоящей путанице и даже злоупотреблениям со стороны СРО. Более целесообразно и логично привлечь к работе по подготовке соответствующих требований и критериев не только саморегулируемые организации, но и крупный бизнес, и регулирующие органы. Опыт, видение проблем и перспектив, которыми обладают серьезные компании, выступающие заказчиками по наиболее масштабным и сложным проектам, а также профильные министерства и ведомства, могут быть с успехом использованы при реализации подобного проекта.
Отраслевая дифференциация должна строиться на отраслевых стандартах, разработка которых возможна только при участии всех указанных сторон. Это позволит избежать однобокости подхода, даст возможность учесть интересы и потребности всех участников.
Отраслевые стандарты, а затем и требования в первую очередь целесообразно разработать для ключевых отраслей, где качество проводимых работ сильнее всего связано с вопросами безопасности. К ним можно отнести нефтяную промышленность, электро- и гидроэнергетику, лифтовую и другие подходящие по заявленному критерию отрасли.
Сама система требований может быть организована по схеме, применяемой у атомщиков: саморегулируемые организации, объединяющие компании, которые выполняют работы на объектах использования атомной энергии, получают специальную аккредитацию. Данная аккредитация нужна для подтверждения наличия у СРО компетенций, необходимых для работы в таких специфических отраслях как атомная энергетика и атомная промышленность.
Создание системы аккредитации или какого-либо подобного механизма, в свою очередь, позволит повысить вклад саморегулируемых организаций в обеспечение качества строительства. Речь идет о предквалификационном отборе, положительную роль которого отмечают многие участники строительного рынка. Если на сегодняшний день осуществление предквалификационного отбора рассматривается как прерогатива заказчика, то с внедрением новых, более жестких отраслевых требований необходимые полномочия можно было бы передать непосредственно саморегулируемым организациям.
У такого изменения есть как минимум два положительных последствия. Во-первых, если проведение предквалификационной оценки будет передано от заказчиков саморегулируемым организациям, это позволит обеспечить большую объективность и прозрачность отбора, так как сама СРО не имеет каких-либо предпочтений и не может быть заинтересована в «победе» какого-либо определенного кандидата. Во-вторых, заказчик не всегда обладает необходимым опытом для осуществления полномасштабной оценки участников конкурса. Саморегулируемая организация, в свою очередь, имеет в своем распоряжении необходимые опыт и ресурсы. Эксперты СРО зачастую способны провести более тщательную проверку материально-технического оснащения, квалификации персонала и истории реализованных проектов участников конкурса, чем это может сделать заказчик.
Введение требований к саморегулируемым организациям, дифференцированных по отраслевому признаку, должно стать новым шагом на пути развития института саморегулирования в строительной отрасли. Это поможет упорядочить и систематизировать работу саморегулируемых организаций, сделав ее более прицельной, направленной на решение задач в определенном узком сегменте. Сконцентрированность на определенном блоке вопросов и проблем сделает деятельность СРО заведомо более эффективной и повысит их роль в обеспечении качества и безопасности строительства.
Как отмечает Дмитрий Мурзинцев, генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс»: «Саморегулируемые организации, построенные по отраслевому принципу, могут вести более плодотворную работу как на законодательном и нормотворческом уровне, так и в плане взаимодействия с компаниями, входящими в Партнерства. Работа в определенном сегменте позволяет иметь более адекватное, полноценное представление о его проблемах, возможностях и перспективах, что позволяет работать с большей эффективностью. Наше Партнерство, объединяющее организации, осуществляющие строительство гидроэнергетических объектов, последовательно реализует несколько проектов отраслевой направленности. Мы целиком поддерживаем идею углубления такой практики, ее закрепления на официальном уровне, поскольку такой шаг открыл бы новые возможности для развития саморегулирования в строительной отрасли».
Обсудить на форуме