Минэкономразвития подготовило проект приказа об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) государственной функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков.
Как пояснила Галина Елизарова, заместитель руководителя Росреестра, данный Административный регламент определяет порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) должностных лиц ведомства и ее территориальных органов при организации и проведении проверок СРО арбитражных управляющих и СРО оценщиков. "Административный регламент призван обеспечить не только эффективность действий должностных лиц Росреестра и его территориальных органов при осуществлении соответствующих контрольно-надзорных полномочий, но и их прозрачность, — отметила Галина Елизарова. — Кроме того, немаловажным является то, что Административный регламент содержит положения, раскрывающие процедуру обжалования действий (бездействия) должностных лиц Росреестра и его территориальных органов и принимаемых ими решений при осуществлении государственного контроля (надзора)".
Сами участники рынка оценили новый регламент как безусловный шаг вперед в структурировании российского рынка оценочных услуг и придании ему более цивилизованной конфигурации.
"Существовавшая до сих пор система фактически закрепляла полный уход государства как от регламентации деятельности субъектов оценочного рынка, так и от ответственности за все, что на нем происходит, — пояснила Ольга Думачева, директор по развитию Делового союза оценщиков. — В результате все несовершенства "самостийности" проявились в виде массового недовольства оценщиков деятельностью объединяющих их СРО, а также экономическими издержками деятельности принявших их в свой штат оценочных компаний".
По мнению эксперта, механизм рыночной демократии, особенно в российских условиях, лишенных подобной традиции и практики, нуждается если не в жестком регламенте, то в понятном всем участникам обозначении "фарватера" допустимых действий. Готовящийся документ как раз и задает границы возможного, но не низовому звену системы — сообществу оценщиков, а руководству СРО, которое, как показал опыт почти трех лет саморегулирования, зачастую воспринимает ассоциации оценщиков как собственную коммерческую вотчину.
"Существующая ныне система саморегулирования оценочной деятельности делает фактически бесправной фигуру оценщика — базового элемента, благодаря которому она функционирует, процветает и приносит доход руководству СРО, — рассказала Ольга Думачева. — Причем, заметим, доход немалый. Функция медиатора потенциальных разногласий между оценщиком и СРО ныне принадлежит суду, который зачастую воспринимает "проблемы некоммерческих партнерств" как нечто далекое от материальной реальности, и примеров тому масса. А меж тем в сферу саморегулирования, организационно-правовой формой которого является коммерческое партнерство, вовлечены миллионы людей и миллиарды рублей".
Регламент, по словам эксперта, четко и внятно задает руководству СРО границу дозволенного по отношению к оценщику. "Если прежде любые конфликтные ситуации между оценщиком и СРО находились ниже "границы видения государства", то теперь предлагается ввести механизм, который позволит получить обратную связь "с полей". Вплоть до возможностей "телефона доверия", — отметила Ольга Думачева.
С другой стороны СРО тоже получают понятный алгоритм собственных проверок — плановых и внеплановых. "При этом очевидным будет и субъект, и объект контроля, и механизм его реализации. Чиновник не сможет потребовать то, что выходит за пределы прописанного в Регламенте. Сюда — пожалуйста, а вот здесь, извините, зона нашего профессионального саморегулирования. Главное — единообразно понимать зону полномочий государства и не стесняться противостоять излишнему давлению", — считает Ольга Думачева.
Юлия Васильева
Обсудить на форуме