Стать строителем сегодня можно двумя путями… | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Стать строителем сегодня можно двумя путями…

Официальный — за 500 тысяч и 4-6 недель. А по-простому — за $1000 и три дня

Накануне в Екатеринбурге проходил большой съезд строителей — со всей страны съехались участники саморегулируемых строительных организаций, чтобы обсудить — как изменился рынок с момента проведения реформы, которая заменила государственное лицензирование саморегулированием. Журналистов часто обвиняют в том, что они пишут на темы, в которых не разбираются. В этот раз «URA.Ru» пошло другим путем: мы попросили сходить на съезд знакомого строителя, молодого екатеринбургского предпринимателя Виталия Попова. Он послушал Басаргина, Мишарина, Ананьева и делится своими размышлениями по поводу строительного рынка.

Накануне, 28 апреля, в Екатеринбурге состоялся четвертый съезд НОСТРОЯ, который региональные власти называли «всероссийским съездом строителей», но это не совсем корректно, так как НОСТРОЙ — все же только одна из строительных «гильдий» (хоть и очень крупная). Традиционно НОСТРОЙ проводит свои съезды в разных регионах и его посещают достаточно влиятельные (не только в строительной отрасли) чиновники. Съезд в Екатеринбурге не стал исключением — на трибуну съезда (сцена большого зала ДК «УРАЛ») перед открытием поднялись и заняли свои места министр регионального развития РФ Виктор Басаргин, губернатор Свердловской области Александр Мишарин, член Совета федерации Аркадий Чернецкий и другие, менее известные широкому кругу общественности личности.

Небольшая справка: до 31 декабря 2009 года, чтобы заниматься строительными работами, компании нужно было получить (или купить) лицензию на строительство. С 1 января 2010 года ситуация изменилась: стало нужно вступить (купить допуск) в саморегулируемую организацию. Саморегулируемые организации были созданы без каких-либо попыток провести эксперимент на отдельном регионе — сразу для всей Российской Федерации. Деятельность СРО регулирует Минрегионразвития РФ через три организации, в т.ч. «Национальной объединение строителей» — «НОСТРОЙ». Количество СРО, входящих в «НОСТРОЙ» — более 200.

Спустя полтора года после начала работы СРО выявилось немало проблем. Самая важная — отсутствие в отрасли контроля и — как следствие — наличие недобросовестных членов саморегулируемых организаций. Наиболее распространенное злоупотребление в области СРО — наличие предложений купить допуск СРО за один день, что само по себе дискредитирует институт саморегулирования и ставит под сомнение необходимость его существования. На рынке знают, что вступить в СРО можно двумя путями. Первый занимает 4-6 недель, подразумевает подготовку официальных бумаг, обучение персонала и сбор справок из налоговых и банков. Суммарное количество денег, которое необходимо будет перечислить в СРО, страховую организацию и за повышение квалификации сотрудников в среднем по рынку составит 500 тысяч рублей. Рассмотрение вступление участника в СРО начинается только после перечисления денежных средств на счет СРО (компенсационный фонд и вступительный взнос). При этом СРО оставляет за собой право не предоставлять допуск, с возвратом денежных средств в течение n-го количества времени.

Есть и второй вариант. Можно получить допуск в СРО гарантировано и проще — заплатить 30 000 рублей и через 3 дня прийти за оформленными бумагами. При этом никто не будет спрашивать, какое количество квалифицированных сотрудников у вас трудится и какие основные средства на балансе. Подобные «СРО» лучше разбираются в рыночных механизмах продажи допусков и предоставляют своим членам удобную отсрочку платежа: до 12 месяцев равными частями (получается, что всего за две с половиной тысячи рублей вы можете стать строителем с допусками – а потом отдавать остальное!). Найти такие «клиентоориентированные» СРО очень просто через любой поисковый сервис, набрав заветное слово «СРО за 3 дня» в строке поиска. Каким из двух способов воспользуетесь вы?

Есть и другие беды — например, несвоевременная актуализация стандартов, норм и правил строительных материалов и методов производства работ. Нынешние стандарты разработаны в 80-х и 90-х годах прошлого века и морально устарели, мир шагнул уже далеко вперед — а мы стоим на том же самом. Композитную стеклопластиковую арматуру (взамен традиционной стальной) для монолитного домостроения изобрели достаточно давно, а запатентовали в 2000-х годах. До сих пор нет стандарта на применение этого материала, который позволит удешевить каркас для монолитного строительства на 20-30% (к вопросу о доступном жилье). Есть и реальные построенные дома, и испытания научных институтов (УралНИИАС), но вопрос стоит на месте. Такая арматура — это только верхушка айсберга в океане строительных материалов и новых технологий, которые уже изобретены и испытаны, но не могут применяться из-за того что несвоевременно внедряются стандарты их применения.

Другая трудность — отсутствие нормального механизма получения специалистами необходимых квалификаций — и постоянного их (квалификаций) подтверждения. На сегодняшний день советский институт подготовки кадров сократился на 70%, а оставшиеся 30% организаций живут главным образом за счет сдачи помещений в аренду.

Стоит ли писать о том, что с трибуны звучало про громадье планов по решению и этих, и многих других задач, стоящих перед СРО. Только кто будет эффективно решать эти задачи? В строительной отрасли до сих пор на ведущих ролях — консервативные руководители, привыкшие работать по советским стандартам и спать на совещаниях.

Большинство вопросов и проблем, связанных со СРО настолько очевидны, что можно было предусмотреть их решение еще до внедрения механизма саморегулирования строительных организаций. Например, как бороться с недобросовестными участниками? Если бы сразу ввели реестры недобросовестных СРО и недобросовестных членов СРО, жестко наказывали за выдачу допусков в обход установленных правил — ситуация могла бы быть другой. Нужен закон, позволяющий выборочно проверять любое юридическое лицо, имеющее допуски, без согласования времени. Инвестор и заказчик должны понимать, что выбор сомнительного подрядчика может привести к тому, что Госстройнадзор просто не примет объект. На этом рынке нужны более жесткие меры, и только тогда они будут действенными.

То же самое касается 94-ФЗ и недобросовестных подрядчиков, применяющих механизм демпинга (инструмент — срочная проверка материально-технических возможностей юридических лиц, снижающих стоимость тендера более чем на 20%). Все понимают, что бесплатно сделать работу качественно невозможно, однако «Рога и копыта» продолжают выигрывать тендеры.

Пока механизм СРО не привел к повышению ни качества, ни сроков, ни стоимости строительства. Не увеличилось и количество игроков на рынке. Не в этом ли состоит цель совершенствования рынка строительства? Ответов на заданные вопросы, к большому сожалению, на IV съезде Национального объединения строителей не было. Но если раньше эти мысли просто витали в воздухе над сообществом строителей, то теперь болезненные темы хотя бы протоколируются и — будем надеяться — потихоньку решаются.

Виталий Попов, специально для «URA.Ru»

Темы: , ,


Обсудить на форуме