Недавно в ТПП РФ по инициативе НОСТРОЙ, НОПРИЗ и РСС собирались эксперты из числа строительного сообщества, заинтересованные в том, чтобы Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года стала реально действующим документом, а не набором «укрупнённых» направлений и показателей. Что из этого получилось, подробно изложило АНСБ.
Конференцию организовало Национальное объединение строителей при участии Нацобъединения изыскателей и проектировщиков, Российского Союза строителей и других отраслевых объединений. Можно было бы ожидать детальный разбор документа, однако острого обсуждения на пленарном заседании явно не получилось. Не выступил на конференции и президент СРО «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве» Анвар Шамузафаров, который буквально за неделю до этого в Екатеринбурге крайне резко высказался о качестве документа и заложенной в него устаревшей статистике. Осталось ощущение, что строители смирились с тем, что внести принципиальные поправки в документ не получится, и лучшее, что можно сделать, — не тратить на него особо много времени и усилий. Хотя, нужно сказать, что замминистра строительства Дмитрий Волков признал необходимость дальнейшей доработки Стратегии, в том числе в части статистики и целевых показателей.
Однако ряд ценных замечаний и предложений все-таки прозвучал, на них и остановимся. О том, что Стратегия нуждается в уточнении, сказал, открывая конференцию, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства, первый президент НОСТРОя Ефим Басин. При этом он очень точно описал нынешнее экономическое положение отрасли, от которого должны бы были отталкиваться разработчики Стратегии. Инвестиции, которые падали последние пять лет, только благодаря 12 национальным проектам, может быть, начнут расти. Но даже уже сейчас выделенные средства не осваиваются – особенно в части дорожного строительства, потому что осваивать их там некому. Производительность труда в строительстве в 2-4 раза ниже, чем в европейских странах, про информационные технологии, которыми пользуются всего 5% строительных компаний, смешно даже говорить.
Инновационные материалы и технологии не могут пробиться на строительный рынок, «благодаря» закону о госзакупках 44-ФЗ, где по-прежнему торжествует принцип минимальной цены контракта. Система подготовки строительных кадров разрушена полностью, особенно рабочих специальностей. Болонская система начала выдавать из вузов бакалавров, которые строительным компаниям не нужны, – эти недоинженеры просто не обладают достаточной квалификацией. Кто будет реализовывать национальные проекты?
В довершение этой картины жилищный рынок оглушили законом о проектном финансировании. За искренней заботой о дольщиках забыли о том, что застройщики тоже могут банкротиться и уходить с рынка, что сейчас и происходит. Малые предприятия отрасли разоряются сотнями. Более того, в 36 регионах не открыто ни одного счета эскроу, а значит, через два года начнутся провалы в сдаче жилья и еще более массовое банкротство строительных компаний. Не говоря уж о том, что доходы населения падают шестой год подряд, и кто купит все эти прекрасные квадратные метры, тоже большой вопрос.
О переходе на ресурсный метод ценообразования на этом фоне никто уже не вспоминает, процессы идут параллельно с попытками строительных компаний выжить. Законодательство меняется постоянно, а Градостроительный кодекс распух от поправок и совершенно нечитаем…
И вот на этом фоне шла работа над Стратегией, которая затем должна воплотиться в конкретные документы, дающие отрасли надежду на выход из кризиса. Но оправдались ли эти надежды?
Процесс работы оказался важнее, чем результат
Минстрой России в лице замминистра Дмитрия Волкова уверен, что в целом Стратегия как документ получилась весьма насыщенной. При этом, по его словам, главное – даже не сам документ, а процесс работы над ним, поскольку за эти месяцы разработчики высказали массу интересных идей и предложений, которые уже сейчас начинают реализовываться. Так, непробиваемый по своей сути Минфин России сам инициирует поправки в 44-ФЗ, касающиеся госзакупок в строительстве. Развитие жилищного рынка и внедрение проектного финансирования выявило очень много узких мест, над которыми сейчас активно идет работа. В целом строительная отрасль сейчас получает большое количество союзников – и благодаря разработке Стратегии, и в ходе реализации национальных проектов.
В ходе разработки Стратегии возник очень важный тезис, который потом и лег в ее основу: главное – это люди и их компетенции. Именно через повышение квалификации, развитие компетенций и конкурентоспособности строительная отрасль способна выйти на новые рубежи.
Конечно, над Стратегией нужно еще работать, потому что не все принципы удалось в ней отразить. Так, не прописан до конца принцип перехода от конкуренции по цене к конкуренции по квалификации – эта мысль оказалась весьма спорной для представителей властных структур. Не слишком четко поставлены ориентиры в развитии технического регулирования, внутренние противоречия по-прежнему остались, нет ответа, по какой системе мы работаем – советской или европейской. Минстрой видит выход в создании единого регулятора по формированию нормативной базы строительства, независимо от того, какое ведомство эти нормативы создает.
В целом же полгода работы над Стратегией были очень полезны, и диалог профессионального сообщества и власти должен продолжаться вне зависимости от судьбы этого документа. Тем более что впереди еще очень много работы, начиная с Градостроительного кодекса, который, судя по всему, легче написать заново, чем попытаться привести в порядок действующий. Завершая выступление, Дмитрий Волков выразил благодарность национальным объединениям строительной отрасли за предоставленную площадку для диалога и активное участие в разработке Стратегии.
Государственную точку зрения на Стратегию-2030 поддержал и президент Национального объединения строителей Антон Глушков. По его мнению, сейчас нужно обсуждать уже не содержание Стратегии, а пути ее дальнейшей реализации. Все выявленные неточности и противоречия будут устраняться в процессе согласования документа, но уже сейчас нужно браться за разработку «дорожных карт» и нормативных актов по каждому из основных разделов Стратегии, чтобы в итоге получились документы, необходимые и понятные российским строителям.
Вся Стратегия, по словам А. Глушкова, стоит на трех «К» — конкуренция, компетенции, комфорт. Однако во главу угла практически все эксперты ставили повышение квалификации кадров на всем жизненном цикле объекта. При этом высокой квалификацией должны обладать не только сотрудники подрядных компаний, но и застройщики, государственные заказчики и представители органов строительного надзора.
В чем же состоит роль СРО и Национального объединения строителей при реализации Стратегии-2030? По мнению президента НОСТРОЙ, саморегуляторы должны сосредоточиться именно на формировании системы повышения квалификации. Первым шагом на этом пути может стать введение обязательной независимой оценки квалификации работников строительной отрасли, – сейчас она добровольная, и ни работодатели, ни работники не торопятся ею воспользоваться. Очевидно, что оценка квалификации должна быть привязана к специализации сотрудника и видам работ компании – это было утеряно в ходе реформы 2017 года.
Кроме того, опыт формирования Национального реестра специалистов и работы с ним показал, что и здесь необходимо менять сложившиеся подходы. Требование закона о том, что в организации должно быть не менее двух инженеров, включенных в НРС, не отражает реальные компетенции компании (по факту это может быть один специалист по инженерным сетям и один по охране труда, – и как можно в этом случае оценить компетентность компании при строительстве жилья или медицинского центра?). НОСТРОЙ предлагает распространить требования НРС на специалистов более низкого уровня – мастеров и прорабов, увязав это со специализацией компании, в которой они работают. Понятно, что в самом тексте Стратегии эти конкретные предложения не содержатся, но в одну из «дорожных карт» должны обязательно войти.
В целом же, по словам Дмитрия Волкова, Стратегия – это набор трендов, которые нужно правильно уловить, а затем развивать. Разработчики и Минстрой России уверены, что большинство тенденций рынка и экономики нашли отражение в документе, остается посмотреть, как это будет реализовано в «подзаконных» актах.
Стратегия – для отрасли, а не для «галочки»
И все же, при общем внешнем удовлетворении от Стратегии, несколько принципиальных моментов, которые необходимо разработать, в ходе обсуждения прозвучали.
Президент Российского Союза строителей Владимир Яковлев обратил внимание, что в который уже раз минимальное внимание уделяется развитию индивидуального жилищного и малоэтажного строительства. И это при том, что большинство российских семей предпочли бы жить в своем доме, а не в квартире, а земли в России для этого более чем достаточно, нужно только обеспечить ее инженерными сетями.
Более того, средняя стоимость индивидуального жилья по стране сейчас составляет 23 тыс. руб./кв. м, тогда как многоэтажное жилье стоит в два раза дороже (45 тыс. руб./кв. м). То есть с точки зрения доступности, и особенно для жителей в регионах, индивидуальное жилье куда как предпочтительней бетонных многоэтажек. Территории наших населенных пунктов надо расширять, благоустраивать, а не забивать окраины «бетонными джунглями» плохо продающихся многоэтажных домов.
Пока же разработчики Стратегии упорно цепляются за цифры нацпроекта, где прописано, что многоквартирных жилых домов должно быть в два раза больше, чем индивидуальных. Вот и представитель ДОМ.РФ в который уже раз назвал как ориентиры эти давно уже никому не нужные цифры. И это при том, что уже сейчас около 30% квартир в многоэтажках стоят пустыми и продаются пять и более лет!
Совсем не нашло отражение в Стратегии страхование строительных рисков, которое в последние два года просто уничтожили, запретив относить эти расходы на себестоимость. Слабо прописаны вопросы технического регулирования, они растащены по разным разделам, которые не складываются в единую картину, а иногда просто не стыкуются – об этом говорила председатель технического комитета ТК 400 Лариса Баринова. Более того, Стратегия идет поперек европейского опыта в области техрегулирования – там отказываются от монополии в этой области, а в Стратегии прописана монополизация всех разработок нормативной базы в Минстрое России и при этом не учитывается опыт национальных объединений СРО в части создания стандартов на виды работ. Нет в Стратегии и развития параметрического метода, на который перешли ведущие страны Европы и мира, не определена структура и иерархия документов, да и в целом нет четкого обоснования выбора системы технического регулирования.
По мнению ряда выступающих, Стратегия нуждается в существенном профессиональном редактировании. Наилучший выход – создать рабочую группу из 7-10 ведущих экспертов и отдать им документ на проработку и редактирование, тем более что, судя по внутренней информации, проект Стратегии вернется в Минстрой на доработку и устранение замечаний. Документ должен быть для отрасли, а не для галочки, иначе он присоединится к тем планам, стратегиям и дорожным картам, которые сложены в темном углу самого пыльного шкафа.
Источник: Агентство новостей «Строительный бизнес»
Обсудить на форуме