Российское предпринимательство задыхается под гнетом отчетности, которую требуют государственные органы. Крупные предприятия вынуждены содержать для этого избыточный штат, малые и средние привлекают сторонние фирмы. При этом формы отчетности постоянно меняются, объем неизменно растет. Растут, соответственно, и производственные издержки.
В малом зале Торгово-промышленной палаты России прошел круглый стол на тему «Актуальные проблемы ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности предприятиями малого и среднего бизнеса», организованный комитетом ТПП РФ по развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Участники обсудили положение в малом секторе экономики, обменялись опытом предпринимательской деятельности.
Сегодня от предпринимателя требуется отводить непомерно большую часть времени на «контроль финансовых документов», заявила модератор дискуссии, руководитель подкомитета по мониторингу проблем малого предпринимательства комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Елена Дыбова. Происходит это по целому ряду причин, не последней из которых являются постоянные изменения нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет. Это требует содержания большого штата управленцев и бухгалтеров. А для малого и среднего бизнеса это означает подчас непосильные затраты.
При этом не всегда очевидны причины таких нововведений. У предпринимательского сообщества создалось мнение, что все они преследуют только одну цель – увеличить и без того немалый объем работы бухгалтеров. Иногда появление новых норм совпадает со сроком подачи отчетности. Это приводит к тому, что приходится срочно переделывать документы, пересчитывать статьи отчетности.
С этим согласна член комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, генеральный директор малого предприятия ООО «ГЭЛИКОН СТ» Мария Красновская. Не совсем понятно, чем мотивировано просто немыслимое количество дублирующих справок, сказала она. Зачем помимо бухгалтерского учета был введен налоговый учет, если разница заключается всего в нескольких дополнительных статьях. Статьи эти далеко не первой важности, но требуют создания дополнительного набора отчетных бумаг. Кроме того, не проходит и месяца, чтобы одна из регулирующих организаций не ввела новую форму отчетности. Отдельной проблемой является компьютерный учет. Формы, в которых он подается, зачастую устарели и не отвечают новым требованиям контролирующих ведомств.
Резкую критику вызвало решение фирмы 1С прекратить реализацию универсальной программы бухгалтерского учета «1С: Предприятие 7.7», заменив ее на версию «1С: Предприятие 8». В дальнейшем, возможно, будет прекращена и поддержка версии «1С: Предприятие 7.7». Участники дискуссии отметили, что фирма 1С ставит предпринимательство в безвыходное положение. Переход на новую технологическую платформу означает новые расходы на переобучение бухгалтеров, наем программистов для отладки новой системы, приобретение нового технического оборудования. По словам Марии Красновской, прежняя версия 1С вполне устраивает потребителей и сегодня.
Звучали и другие мнения. Так, положение фирмы 1С нельзя считать монопольным, так как на рынке существуют аналогичные продукты других фирм. Кроме того, никто не лишает предпринимателя возможности перехода на упрощенную систему налогообложения. В то же время некоторые ораторы утверждали, что ФНС принимает электронную отчетность, составленную исключительно на программном обеспечении 1С.
Участники дискуссии обратили внимание на то, что партнерство между предпринимательством и государством практически отсутствует. Во многом это объясняется тем, что за решением своих частных проблем, стоящих перед каждым бизнесменом, не существует единой позиции предпринимательства, нет стремления к глобальному изменению сложившегося положения. Такое отношение привело к тому, что десятилетиями ситуация ухудшается.
Одно из проявлений этого – высокая текучка бухгалтерских кадров. Довольно распространенной стала модель, когда бухгалтер каждый год переходит на новую работу. Как отметила Елена Дыбова, дело вовсе не в плохом отношении или условиях работы. Постоянно менять работу заставляют постоянные проверки без определенной системы требований. Создается положение, при котором бухгалтер не несет ни малейшей ответственности перед собственником.
Налогообложение должно развиваться. Пока существует только две системы: упрощенная и полная. В скором времени это может претерпеть изменения. Как сообщил начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России Игорь Сухарев, планируется введение дифференцированной упрощенной системы. Предприниматель получит возможность выбирать набор упрощений, которые он будет применять при составлении отчетности. Основным критерием для предоставления упрощений будет положение организации, а также количество реальных пользователей этой отчетности. Пока видится три уровня упрощения. На одном из них возможен и отказ от периодической отчетности с переходом на целевую, добавил Игорь Сухарев.
Проект закона «О бухгалтерском учете» призван решить те проблемы, которые накопились за 15 лет существования регулирующего законодательства. По нему, стандарты учета теперь будут разрабатываться субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета, а министерство будет их утверждать. С 2012 года промежуточную отчетность можно будет составлять с той периодичностью, которая необходима самим собственникам фирмы.
Предполагается принятие национального стандарта промежуточной отчетности. Условно говоря, сказал Игорь Сухарев, если ничего не менялось в финансовом положении организации, то бухгалтерский баланс может состоять только из трех строк: активы, обязательства и капитал.
Подводя итоги встречи, Елена Дыбова отметила, что недавнее первое чтение законопроекта «О бухгалтерском учете» дает шанс положить начало поступательному движению к обсуждению механизмов взаимоотношений государства и предпринимательства. Для этого необходимо организовать диалог не только между представителями предпринимательства и Минфина, но и ФНС, пенсионного фонда и банковской среды.
Обсудить на форуме