При существующих темпах бюджетного финансирования на замену лифтов потребуется десятилетия. Петербургские депутаты обещали придумать схему привлечения «дешевых» кредитов для ТСЖ, чтобы ускорить модернизацию лифтового хозяйства.
Комиссия Законодательного собрания (ЗакС) по горхозяйству четверг, 28 апреля, провела расширенное заседание, посвященное вопросам модернизации и реконструкции петербургских лифтов в 2010 и последующих годах.
В 2011 году на ремонт петербургских лифтов планируется потратить 1,9 млрд руб., на эту сумму будет модернизировано около 1200 лифтов. В основном реконструкция идет в рамках адресной программы капитального ремонта многоквартирных домов, львиную долю средств на которую выделяет федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ. Правда, перспективы его скорого закрытия уже начали сказываться на снижении объемов финансирования – в 2010 году на ремонт 1312 лифтов город потратил свыше 2,2 млрд руб.
Всего в жилом фонде Петербурга числится 32188 подъемников. По словам зампредседателя Жилищного комитета Сергея Томашевского, нормативный показатель замены лифтового оборудования – 1286 подъемников в год. «В 2010 году мы норматив выполнили, в 2011 году к нему приблизимся – таким образом, не даем лифтовому парку устаревать», — отметил зампред Жилищного комитета.
Деньги на «старость»
Оптимистичный доклад чиновника депутатов не устроил. «Полтора года назад мы уже проводили слушания на эту тему – с тех пор никаких сдвигов не произошло. Новые лифты вы чините, а что с заменой тех подъемников, которые работают с 70-х годов», — поинтересовалась парламентарий Зоя Заушникова. Она пожаловалась, что у нее в округе «прикрыли» депутатскую адресную программу замены лифтов. Парламентарий Юрий Карпенко вовсе заявил, что у него во Фрунзенском районе каждое второе ТСЖ жалуется на факты коррупции – иначе заявки на замену лифтового оборудования не принимают.
По словам начальника РСУ-3 Павла Кононова, более 50% петербургских лифтов выработали свой ресурс, который составляет 25 лет. Особо остро проблема стоит в спальных районах. Например, в Колпино из 1100 лифтов необходимо полностью менять 60-70 % . За 2010 год там обновили лишь 15 подъемников.
Глава комиссии по горхозяйству Сергей Никешин констатировал, что при дефиците бюджета Петербурга в 50 млрд руб. город вряд ли увеличит расходы на модернизацию лифтового хозяйства. Он подсчитал, что даже если довести бюджетные вложения в модернизацию до 4-5 млрд в год, то на замену всех устаревших лифтов в Петербурге потребуется около 150 млрд руб.
На всех не хватит
Идею, как изыскать необходимые средства, депутатам предложил председатель Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере РФ Евгений Пургин. По его мнению, средств из Фонда ЖКХ все равно на всех не хватит, поэтому собственникам жилья пора прекратить ждать помощи от государства. «Необходимо разработать схему долгосрочного, на 5-10 лет, кредитования ТСЖ под гарантии города, что многократно увеличит темпы модернизации жилищного фонда. Главная проблема в этой схеме – у банков отсутствуют гарантии возврата кредитов»,- заявил он и предложил парламентариям законодательно решить эту проблему.
Депутаты за эту идею ухватились и обещали подумать. По словам председателя комиссии ЗакС по горхозяйству Сергея Никешина, прямое субсидирование ТСЖ банками под гарантии города возможно. Правда, нужно будет продумать, как законодательно увести ТСЖ от налогообложения – с льготных кредитов государство будет требовать уплату НДС и прочие «лишние» выплаты.
С протянутой рукой
Сами собственники жилья к идее относятся в целом положительно. Как говорит председатель правления ТСЖ «Просвет» Светлана Грибанова, товарищество на днях обратилось с заявкой в один из банков, чтобы взять кредит на установку в доме счетчиков учета тепла. Но получило отказ на том основании, что ТСЖ — не коммерческая организация. «Если бы депутаты придумали схему, при которой товарищества собственников смогли брать недорогие кредиты под гарантии города – было бы здорово. Что касается проблем с налогообложением, то, насколько мне известно, с ТСЖ требуют платить налог только с прибыли», — говорит она.
Председатель ассоциации ТСЖ «Возрождение» (входит около 100 ТСЖ из разных районов города) Виктор Цветков также поддерживает эту идею. «Мы бы тогда меньше стояли с протянутой рукой — сейчас деньги на ремонт приходится выпрашивать в районных администрациях», — говорит он. Он также просит у народных избранников создать какой-нибудь орган для контроля за качеством ремонта лифтового хозяйства. По его словам, ТСЖ обманывают и поставщики оборудования, и подрядчики – рычаги контроля за выполнением конкурсных условий у председателей ТСЖ отсутствуют.
Обсудить на форуме