Минэкономразвития РФ предлагает дифференцировать подход к формированию цен строительных госконтрактов за счет индексации стоимости особо подорожавших строительных материалов по фактической инфляции. Прогнозные индексы-дефляторы не отражают реального роста стоимости ресурсов, что влечет риски срыва заключенных контрактов, говорят в министерстве. Участники рынка «за», однако с нетерпением ждут реформу отраслевого ценообразования: предложенный подход хоть и снизит убытки подрядчиков, но полного учёта в госконтрактах рыночных цен всё равно не обеспечит.
Минэкономики продолжает работать над минимизацией последствий скачков стоимости стройматериалов, — ведомство предлагает новый подход к определению цен строительных госконтрактов. Сейчас начальная цена определяется с применением индекса, который с учетом инфляции переводит базисные цены 2000 года в текущие, а для расчета будущих цен используются индексы-дефляторы, основанные уже на прогнозной инфляции и рассчитанные для отрасли в целом. Индексы-дефляторы отражены в прогнозе Минэкономики: 5,4% в 2021-м, 5,1% в 2022-м, 4,9% в 2023 году.
Используемые индексы-дефляторы не могут учитывать фактические темпы удорожания ресурсов, что создает риски неисполнения госконтрактов, признают в министерстве. И предлагают перейти на индексы для конкретных видов ресурсов, по которым наблюдается наибольшее удорожание, — их должен будет устанавливать Минстрой с учетом фактической инфляции.
Также в министерстве пояснили, что «прорабатывают механизмы оперативного реагирования на резкие колебания цены на стройматериалы» для «своевременной сдачи в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры». В Минстрое сообщили о получении предложений, однако отмечают, что не обладают полномочиями по расчету таких индексов. И напомнили, что правительство поручило Минэкономики проработать вопрос о необходимости изменения действующих прогнозных индексов-дефляторов для «обеспечения их соответствия реальным рыночным условиям».
Между тем, участники рынка в целом инициативу Минэкономики поддерживают. По словам председателя комиссии по проектному финансированию Общественного совета при Минстрое Рифата Гарипова, она позволит точнее определять цену исполнения госконтракта. «По подсчетам строителей, стоимость материалов за этот год увеличилась от 70% на гидроизоляцию до 130% на трубы, а по данным Росстата, средняя цена на материалы выросла на 20–26% с начала года», — говорит Гарипов.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков добавляет, что разработку детальных индексов по группам ресурсов и адаптацию системы ценообразования к колебаниям цен на ресурсы строители поддержат, поскольку это позволит приблизить сметную стоимость к рыночной. Однако он считает неоднозначной идею перекладывания на Минстрой «прогнозных функций».
По мнению советника вице-президента ЦСР Любови Араповой, детальный подход оправдан, но сложно администрируем: «В каждой группе материалов есть много подвидов, которые сильно различаются и по характеристикам, и по ценам. Кроме того, фактические цены могут включать в себя скидки и логистику, стоимость которой сильно варьируется в регионах».
Президент ГК «Основа» Александр Ручьев считает, что предложение Минэкономики позволяет минимизировать убытки при исполнении госконтрактов из-за роста цен, но важно, чтобы индексы были объективными. В то же время Ручьёв уверен в том, что проблема лежит гораздо глубже: «Надо либо делать рыночные условия формирования стоимости работ в рамках госзаказа, либо принять как данность, что есть большой сегмент, который продолжит жить по своим, нерыночным, отвлеченным от реальности правилам».
Проблема не была бы столь остра, если бы вовремя состоялась реформа ценообразования в строительстве, запущенная еще в 2015 году, — она предполагает переход от базисно-индексного метода к ресурсному, построенному на мониторинге рыночных цен на материалы и работы. Однако старт реформы не раз переносился, в последний раз — с введением переходного периода для использования «смешанного» метода.
Источник: «Коммерсантъ»
Обсудить на форуме