Вступающий в силу с 2014 года новый закон о госзакупках (о контрактной системе — самой коррупционной сфере госуправления) делает обязательным публичное обсуждение госзакупок и позволяет общественным организациям напрямую обращаться от своего имени в правоохранительные органы. Одновременно под эгидой «Общероссийского народного фронта» создается национальная система общественного контроля за коррупцией в госзакупках.
С сентября открывается интернет-портал, куда от общественных организаций, граждан, экспертов будет стекаться информация о нарушениях в госзакупках для дальнейшего экспертного анализа и передачи в госорганы. Это поможет и тем общественным организациям, которые не слишком заботились о своей популярности в отличие, например, от «РосПила» Алексея Навального, но ведут не менее активную деятельность в антикоррупционной сфере.
Каждый год государство тратит на закупки товаров и услуг для своих нужд от 4 до 6 трлн руб. налогоплательщиков. При этом коррупционные потери вместе с потерями от неэффективных расходов в этой сфере, по оценкам Счетной палаты, доходят до 1 трлн руб. ежегодно. Именно там едва ли не самая благодатная почва для откатов, распилов, взяток и конфликта интересов. А непростые процедуры закупок зачастую не позволяют распознать коррупцию — получаемые в результате завышенные цены или некачественная продукция могут выглядеть как халатность или ошибка управленцев, за что ответственность гораздо ниже, чем за коррупционные преступления.
Маленькие хитрости за большие деньги
Общественные организации и эксперты описали основные способы, которыми пользуются госзаказчики, чтобы отдать заказ своим поставщикам.
Госзаказчик устанавливает нереальные сроки исполнения заказа, но платит большие деньги.
Чаще всего такие контракты либо готов исполнить уже подготовленный к нему свой поставщик, либо контракт уже частично или полностью им исполнен. По информации экспертов Российской академии народного хозяйства и государственно
Госзаказчик искажает классификацию закупки, наименование заказа не соответствует технической спецификации и проекту государственного контракта.
В этом случае о реальном содержании госзаказа знают только свои поставщики. Все остальные эту заявку пропустят. Например, госзаказ на принтеры, шредеры и другую офисную технику может называться госзаказом на поставку бытовой техники. А заказ на покупку системных блоков и дисководов для дискеты можно назвать закупкой основных средств. Выставляются и госзаказы просто на покупку товара. Есть факты, когда размещался заказ с предметом контракта «закупка офисной мебели», а в спецификации указывалось медицинское оборудование — кушетки медицинские физиотерапевтические, гинекологические кресла.
Госзаказчик умышленно допускает грамматические ошибки в объявлении о госзакупке, вставляет лишние буквы, слова или меняет кириллицу на латиницу.
Найти такое объявление на сайте госзакупок может лишь свой поставщик, конкурентов у него не будет. В докладе «Слепые закупки», подготовленном совместно Экспертным советом при правительстве, Высшей школой экономики, Национальной ассоциацией институтов закупок и неправительственным партнерством «Информационная культура», приведены многочисленные примеры из закупочных объявлений типа «поставка мсяо (гавядина)», или «поставка автамобиля», или «поставка ме6ели» с цифрой 6, или «поставка мо-лочных про-дуктов».
Госзаказчик в заявке дает избыточную детализацию требований.
Эксперты говорят, что это самый популярный способ отдать заказ на аукционе своему поставщику. Установленным требованиям, в числе которых даже бывают требования к количеству штатных работников, к их образованию и срокам прохождения повышения квалификации, может соответствовать только одна конкретная компания.
Госзаказчик, напротив, не детализирует технические характеристики закупаемых товаров, работ, услуг и не размещает на официальном сайте обязательную информацию — проектно-сметную документацию, графики выполнения работ и другие сведения.
Все условия знает только свой подрядчик. Остальные не в состоянии подготовить правильную заявку. Эксперты РАНХиГС приводят случай, когда в спецификации по закупке было просто указано: приложения Microsoft Office. Какие приложения имел в виду заказчик, угадать невозможно.
Созданная за последние несколько лет антикоррупционная законодательная база в основном соответствует принятым на себя Россией обязательствам и международным стандартам, что признают и авторитетные международные организации. Однако правоприменительная практика, увы, далеко отстала от законодательства. К тому же креативность коррупционеров очень высока. И без усилий гражданского общества все законодательные новшества большого эффекта не принесут. Тем более что само общество давно требует от государства совсем иного качества борьбы с этой проблемой, которая, по признанию Владимира Путина, «разъедает общество и государственную систему».
Общественные организации и институты, на которые государство согласно новому закону о госзакупках делает (во всяком случае публично) серьезную ставку в борьбе с коррупцией, уже давно занимаются выявлением всех способов обхода формальных правил.
Выявлением коррупционных схем в госзакупках активно занимается в том числе Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ), Национальная ассоциация участников электронной торговли, неправительственное партнерство «Информационная культура», общероссийская общественная организация «Безопасное отечество», общероссийское движение «Народный контроль госзаказа».
Идея нового портала под эгидой ОНФ подразумевает максимально широкую систему контроля госзакупок по регионам страны — по всей стране ежегодно размещается более 200 тыс. госзаказов. В свою очередь, это предполагает, что к общественному контролю будет подключаться все больше граждан и организаций в регионах и муниципалитетах. «Нужно не выхватывать маленьких тараканов для собственного пиара, а анализировать все в едином информационном массиве», — считает гендиректор НАИЗ Сергей Габестро.
Общественные контролеры
НАИЗ в прошлом году проанализировала и сообщила в ФАС о коррупционных нарушениях примерно в ста крупных закупках для государственных и муниципальных нужд на общую сумму более 120 млрд руб. В рамках контроля федеральных ведомств НАИЗ проверила даже то, как делает госзакупки сама ФАС, которая является главным государственным контролером госзакупок. Высшая школа экономики, партнерство «Информационная культура» и НАИЗ в рамках Экспертного совета при правительстве в 2012 году провели исследование всех заявок на госзакупки с сознательным искажением информации (для передачи госзаказа своим компаниям). В итоге было выявлено 662 закупки, имеющие признаки коррупционности. «Безопасное отечество» выявило нарушения более чем на 500 торгах на сумму свыше 50 млрд руб. При этом благодаря наличию 48 отделений по всей стране было проверено более 4 тыс. госзаказов. «РосПил», по его собственным данным, проверил 426 заказов, обоснованными признаны 129 жалоб в ФАС на сумму около 60 млрд рублей.
Источник: «Московские новости».
Обсудить на форуме